Урартская мифология: различия между версиями
(а) |
м |
||
(не показана 1 промежуточная версия этого же участника) | |||
Строка 1: | Строка 1: | ||
Источниками для изучения мифологических представлений урартов (их государство Урарту, или Венское царство, существовало в 9-6 вв. до н. э. в Передней Азии) служат клинописные тексты на скалах и строительных камнях, росписи во дворцах и храмах, печати, бронзовые фигурки богов и амулеты. В надписи кон. 9 в. до н. э. в нише скалы около озера Ван приведён перечень имён 79 богов с указанием полагавшихся им жертв. Боги в У. м. по преимуществу антропоморфны, но нередко сохраняют отдельные признаки первоначального зооморфного облика. Обязательный атрибут головного убора богов — рога, богини иногда наделены крыльями. Некоторые божества представляют собой фантастические существа с головой животного и человеческим туловищем, другие сочетают черты животного, птицы, человека: таковы крылатые быки или львы с человеческим лицом или торсом (заимствованные из ассиро-вавилонской мифологии шеду), крылатые гении, иногда с головой животного. | Источниками для изучения мифологических представлений урартов (их государство Урарту, или Венское царство, существовало в 9-6 вв. до н. э. в Передней Азии) служат клинописные тексты на скалах и строительных камнях, росписи во дворцах и храмах, печати, бронзовые фигурки богов и амулеты. В надписи кон. 9 в. до н. э. в нише скалы около озера Ван приведён перечень имён 79 богов с указанием полагавшихся им жертв. Боги в У. м. по преимуществу антропоморфны, но нередко сохраняют отдельные признаки первоначального зооморфного облика. Обязательный атрибут головного убора богов — рога, богини иногда наделены крыльями. Некоторые божества представляют собой фантастические существа с головой животного и человеческим туловищем, другие сочетают черты животного, птицы, человека: таковы крылатые быки или львы с человеческим лицом или торсом (заимствованные из ассиро-вавилонской мифологии шеду), крылатые гении, иногда с головой животного. | ||
− | Возглавляют пантеон | + | Возглавляют пантеон Халди (главный бог), Тейшеба и Шивини. Очевидно, Халди — исконно урартский бог, позднее приобретший общегосударственное значение. Его почитание распространилось и в пограничных районах Ассирии. Халди изображался воином, стоящим на льве. Его молили о победе над врагом; в посвящённом ему храме («дом щита») в Мусасире (около современного иракского города Равандуза, по ассирийским источникам, построен в кон. 9 в. до н. э.) отправлялся культ копья и щита. Супруга Халди — верховная богиня Арубани (Арубаини, Уарубани), её имя стоит рядом с именем Халди в нескольких урартских надписях. Согласно ранним представлениям, супругой Халди была богиня Багбарту (Багмашту), имя которой встречается только в ассирийских источниках. В мусасирском храме Халди оракулы действовали, по-видимому, от имени Багбарту: в храме хранилось золотое кольцо с печатью для подтверждения решений Багбарту (по мнению Г. А. Меликишвили, первоначально Багбарту была местным божеством Мусасира, переосмысленным после распространения в этой области культа Халди как его супруга). Тейшеба генетически связан с малоазийским (хурритско-хеттским) богом [[Тешуб]]ом. Тейшеба считался богом грома, бури, непогоды и водной стихии, а также богом войны. Чаще всего он изображался стоящим на быке. Супруга Тейшебы — богиня Хуба (по-видимому, соответствует хуррит. [[Хебат]]). Символом бога солнца Шивини (ранее его имя ошибочно читалось как Арди или Ард), вероятно, был крылатый солнечный диск (совпадает с ассирийским символом [[Шамаш]]а, часто встречается на урартских печатях с культовыми изображениями). Очевидно, супругой Шивини была богиня Тушпуеа; возможно, её изображениями являются крылатые женские фигуры, украшающие культовые котлы. |
− | К астральным божествам урартов относятся бог луны | + | К астральным божествам урартов относятся бог луны Шеларди (его символ — лунный серп), Сарди — богиня звезды или планеты Венера (её символ совпадает с символом ассирийской [[Иштар]]). В перечне богов фигурируют бог страны или земли Эбани, бог моря и воды Суинина, бог возвышенностей, гор Арни, бог дорог Хара, бог пещер Аирани. В У. м. известно [[Древо Жизни|древо жизни]] (существуют многочисленные изображения сцен поклонения ему). |
Лит.: Пиотровский Б. Б., Ванское царство (Урарту), М., 1959; Меликишвили Г. А., Древневосточные материалы по истории народов Закавказья, [ч.] 1 — Наири-Урарту, Тб., 1954; его же, К интерпретации урартской надписи Мхер-Капуси, «Сообщения АН Грузинской ССР». 1953, т. 14, No 3; Lehmann-Haupt С. F., Armenien einst und jetzt, Bd 2, Hдfte 1-2, B., 1926-31. | Лит.: Пиотровский Б. Б., Ванское царство (Урарту), М., 1959; Меликишвили Г. А., Древневосточные материалы по истории народов Закавказья, [ч.] 1 — Наири-Урарту, Тб., 1954; его же, К интерпретации урартской надписи Мхер-Капуси, «Сообщения АН Грузинской ССР». 1953, т. 14, No 3; Lehmann-Haupt С. F., Armenien einst und jetzt, Bd 2, Hдfte 1-2, B., 1926-31. | ||
М. Б. Пиотровский [Мифы народов мира. Энциклопедия: Урартская мифология, С. 3 и далее. Мифы народов мира, С. 7822 (ср. Мифы народов мира. Энциклопедия, С. 551 Словарь)] | М. Б. Пиотровский [Мифы народов мира. Энциклопедия: Урартская мифология, С. 3 и далее. Мифы народов мира, С. 7822 (ср. Мифы народов мира. Энциклопедия, С. 551 Словарь)] | ||
− | [[Категория: | + | [[Категория:Шумер]] |
Текущая версия на 18:48, 1 июня 2023
Источниками для изучения мифологических представлений урартов (их государство Урарту, или Венское царство, существовало в 9-6 вв. до н. э. в Передней Азии) служат клинописные тексты на скалах и строительных камнях, росписи во дворцах и храмах, печати, бронзовые фигурки богов и амулеты. В надписи кон. 9 в. до н. э. в нише скалы около озера Ван приведён перечень имён 79 богов с указанием полагавшихся им жертв. Боги в У. м. по преимуществу антропоморфны, но нередко сохраняют отдельные признаки первоначального зооморфного облика. Обязательный атрибут головного убора богов — рога, богини иногда наделены крыльями. Некоторые божества представляют собой фантастические существа с головой животного и человеческим туловищем, другие сочетают черты животного, птицы, человека: таковы крылатые быки или львы с человеческим лицом или торсом (заимствованные из ассиро-вавилонской мифологии шеду), крылатые гении, иногда с головой животного.
Возглавляют пантеон Халди (главный бог), Тейшеба и Шивини. Очевидно, Халди — исконно урартский бог, позднее приобретший общегосударственное значение. Его почитание распространилось и в пограничных районах Ассирии. Халди изображался воином, стоящим на льве. Его молили о победе над врагом; в посвящённом ему храме («дом щита») в Мусасире (около современного иракского города Равандуза, по ассирийским источникам, построен в кон. 9 в. до н. э.) отправлялся культ копья и щита. Супруга Халди — верховная богиня Арубани (Арубаини, Уарубани), её имя стоит рядом с именем Халди в нескольких урартских надписях. Согласно ранним представлениям, супругой Халди была богиня Багбарту (Багмашту), имя которой встречается только в ассирийских источниках. В мусасирском храме Халди оракулы действовали, по-видимому, от имени Багбарту: в храме хранилось золотое кольцо с печатью для подтверждения решений Багбарту (по мнению Г. А. Меликишвили, первоначально Багбарту была местным божеством Мусасира, переосмысленным после распространения в этой области культа Халди как его супруга). Тейшеба генетически связан с малоазийским (хурритско-хеттским) богом Тешубом. Тейшеба считался богом грома, бури, непогоды и водной стихии, а также богом войны. Чаще всего он изображался стоящим на быке. Супруга Тейшебы — богиня Хуба (по-видимому, соответствует хуррит. Хебат). Символом бога солнца Шивини (ранее его имя ошибочно читалось как Арди или Ард), вероятно, был крылатый солнечный диск (совпадает с ассирийским символом Шамаша, часто встречается на урартских печатях с культовыми изображениями). Очевидно, супругой Шивини была богиня Тушпуеа; возможно, её изображениями являются крылатые женские фигуры, украшающие культовые котлы.
К астральным божествам урартов относятся бог луны Шеларди (его символ — лунный серп), Сарди — богиня звезды или планеты Венера (её символ совпадает с символом ассирийской Иштар). В перечне богов фигурируют бог страны или земли Эбани, бог моря и воды Суинина, бог возвышенностей, гор Арни, бог дорог Хара, бог пещер Аирани. В У. м. известно древо жизни (существуют многочисленные изображения сцен поклонения ему).
Лит.: Пиотровский Б. Б., Ванское царство (Урарту), М., 1959; Меликишвили Г. А., Древневосточные материалы по истории народов Закавказья, [ч.] 1 — Наири-Урарту, Тб., 1954; его же, К интерпретации урартской надписи Мхер-Капуси, «Сообщения АН Грузинской ССР». 1953, т. 14, No 3; Lehmann-Haupt С. F., Armenien einst und jetzt, Bd 2, Hдfte 1-2, B., 1926-31.
М. Б. Пиотровский [Мифы народов мира. Энциклопедия: Урартская мифология, С. 3 и далее. Мифы народов мира, С. 7822 (ср. Мифы народов мира. Энциклопедия, С. 551 Словарь)]