Атман: различия между версиями

Материал из StudioSyndrome
Перейти к навигации Перейти к поиску
(а)
 
м (Замена текста — «|ссылка=Special:FilePath/00-00-000-000.jpg» на «»)
 
(не показана 1 промежуточная версия этого же участника)
Строка 4: Строка 4:
 
:А́тман - ''санскр''. atman
 
:А́тман - ''санскр''. atman
 
Одно из кардинальных понятий в религиозно-мифологической системе индуизма. В ведийской литературе употребляется как местоимение («я», «себя»), затем в значении «тело» и, наконец (прежде всего в упанишадах), — как обозначение субъективного психического начала, индивидуального бытия, «души», понимаемых и в личном, и в универсальном планах. В последнем значении Атман выступает в индуистской мифологии и философии всеобщей основой и первопричиной, пронизывая всё сущее; он непостижим и не имеет каких-либо конкретных характеристик (потому его обычное представление: не [это], не [это]). С мифологизированным понятием Атман связано также обозначение высшей духовной сущности: адхьятман (букв. «относящийся к себе, к Атману»). Как субъективное индивидуальное начало, Атман выступает в соотношении с объективной первичной реальностью — брахманом; должное их почитание и постижение их тождества, то есть идентичности субъективного и объективного начал<ref>Напр., Брихад.-уп. I 4, 10; Тайтт.-уп. I 5, 17 и др.</ref>, составляет одну из основных заповедей индуизма, до настоящего времени определяющую характер рада связанных с ним этико-философских течений (в частности, веданты).
 
Одно из кардинальных понятий в религиозно-мифологической системе индуизма. В ведийской литературе употребляется как местоимение («я», «себя»), затем в значении «тело» и, наконец (прежде всего в упанишадах), — как обозначение субъективного психического начала, индивидуального бытия, «души», понимаемых и в личном, и в универсальном планах. В последнем значении Атман выступает в индуистской мифологии и философии всеобщей основой и первопричиной, пронизывая всё сущее; он непостижим и не имеет каких-либо конкретных характеристик (потому его обычное представление: не [это], не [это]). С мифологизированным понятием Атман связано также обозначение высшей духовной сущности: адхьятман (букв. «относящийся к себе, к Атману»). Как субъективное индивидуальное начало, Атман выступает в соотношении с объективной первичной реальностью — брахманом; должное их почитание и постижение их тождества, то есть идентичности субъективного и объективного начал<ref>Напр., Брихад.-уп. I 4, 10; Тайтт.-уп. I 5, 17 и др.</ref>, составляет одну из основных заповедей индуизма, до настоящего времени определяющую характер рада связанных с ним этико-философских течений (в частности, веданты).
| width="200px" valign="top" align="left" bgcolor="#F5F5F5" |[[Изображение:00-00-000-000.jpg|2px|ссылка=Special:FilePath/00-00-000-000.jpg]]
+
| width="200px" valign="top" align="left" bgcolor="#F5F5F5" |[[Изображение:00-00-000-000.jpg|2px]]
  
 
См. также:
 
См. также:
Строка 20: Строка 20:
 
==<div style="font-size:70%"><font color="#669999">Примечания</font></div>==
 
==<div style="font-size:70%"><font color="#669999">Примечания</font></div>==
 
<references />
 
<references />
[[Категория:Индийская мифология]]
+
[[Категория:Индия]]

Текущая версия на 02:09, 3 июня 2023

А́тман - санскр. atman

Одно из кардинальных понятий в религиозно-мифологической системе индуизма. В ведийской литературе употребляется как местоимение («я», «себя»), затем в значении «тело» и, наконец (прежде всего в упанишадах), — как обозначение субъективного психического начала, индивидуального бытия, «души», понимаемых и в личном, и в универсальном планах. В последнем значении Атман выступает в индуистской мифологии и философии всеобщей основой и первопричиной, пронизывая всё сущее; он непостижим и не имеет каких-либо конкретных характеристик (потому его обычное представление: не [это], не [это]). С мифологизированным понятием Атман связано также обозначение высшей духовной сущности: адхьятман (букв. «относящийся к себе, к Атману»). Как субъективное индивидуальное начало, Атман выступает в соотношении с объективной первичной реальностью — брахманом; должное их почитание и постижение их тождества, то есть идентичности субъективного и объективного начал[1], составляет одну из основных заповедей индуизма, до настоящего времени определяющую характер рада связанных с ним этико-философских течений (в частности, веданты).

00-00-000-000.jpg

См. также:

Индийская мифология
Индуистская мифология

Брахман

Литература

  • Одноимённая статья в MNME
  • Narahari H. G., Atman in pre-Upanisadic Vedic literature, [Madras] 1944 < MNME
  • Al-George S., Le mythe de l`atman et la genиse de l`absolu dans la реnsйe indienne, «Revue des йtudes indoeuropйens», 1947, t. 4, fasc. 1-2, p. 227-46 < MNME

Примечания

  1. Напр., Брихад.-уп. I 4, 10; Тайтт.-уп. I 5, 17 и др.