Исав: различия между версиями

Материал из StudioSyndrome
Перейти к навигации Перейти к поиску
(в)
 
м
 
Строка 1: Строка 1:
 
[[Изображение:00-00-234-005.jpg|250px|thumb|right|Бертрам из Миндена Мастер: Грабовский Алтарь, левая наружняя створка, внутренняя сторона. Исаак и Исав. ок. 1379 г.|ссылка=Special:FilePath/00-00-234-005.jpg]]
 
[[Изображение:00-00-234-005.jpg|250px|thumb|right|Бертрам из Миндена Мастер: Грабовский Алтарь, левая наружняя створка, внутренняя сторона. Исаак и Исав. ок. 1379 г.|ссылка=Special:FilePath/00-00-234-005.jpg]]
 
:Иса́в - ''евр.'' esaw - "волосатый"
 
:Иса́в - ''евр.'' esaw - "волосатый"
В ветхозаветном предании сын [[Исаак]]а и Ревекки, старший брат-близнец [[Иаков]]а. Имя И. объясняется тем, что И. вышел из чрева матери "весь как кожа косматый". Соперничество И. (второе имя Едом) с Иаковом началось еще во чреве матери, продолжалось на протяжении дальнейшей жизни братьев и отразилось в позднейшей судьбе Едома (идумеев) - племени потомков И., враждовавших с Израилем - потомками Иакова. Предзнаменованием будущего соперничества между братьями-близнецами, характерного для архаического близнечного мифа, было и то, что при их рождении Иаков (чье имя осмысляется, в частности, по созвучию с евр. aqeb, "пята") схватил за пяту своего брата И. Отношения между И. и Иаковом строятся на противопоставлениях: охотник И. ("человек, искусный в звероловстве, человек полей") - пастух Иаков ("человек кроткий, живущий в шатрах"); любимец отца (И.) - любимец матери (Иаков); старший брат (И.) - младший; неудачливый - удачливый; простак, заботящийся о простых жизненных удовольствиях, - хитрец, строящий планы на будущее. Голодный И. продаёт своё право первородства брату за чечевичную похлёбку. Параллель для этого мотива (Быт. 25, 29-34) обнаружена в клинописных табличках 1-й половины 2-го тыс. до н.э. из Нузи, где описывается продажа одним братом другому за бесценок унаследованной им рощи плодовых деревьев. По наущению матери Иаков перед слепым отцом выдаёт себя за И. и получает от того благословение. Когда И., вернувшийся с полей, приходит к отцу и обман раскрывается, благословение, обманом полученное Иаковом, не может быть взято обратно; исполненный ненависти к Иакову, И. грозит убить его, после чего Иаков отправляется в Месопотамию. Однако после возвращения Иакова братья примиряются (Быт. 33).
+
В ветхозаветном предании сын [[Исаак]]а и Ревекки, старший брат-близнец [[Иаков, патриарх|Иакова]]. Имя И. объясняется тем, что И. вышел из чрева матери "весь как кожа косматый". Соперничество И. (второе имя Едом) с Иаковом началось еще во чреве матери, продолжалось на протяжении дальнейшей жизни братьев и отразилось в позднейшей судьбе Едома (идумеев) - племени потомков И., враждовавших с Израилем - потомками Иакова. Предзнаменованием будущего соперничества между братьями-близнецами, характерного для архаического близнечного мифа, было и то, что при их рождении Иаков (чье имя осмысляется, в частности, по созвучию с евр. aqeb, "пята") схватил за пяту своего брата И. Отношения между И. и Иаковом строятся на противопоставлениях: охотник И. ("человек, искусный в звероловстве, человек полей") - пастух Иаков ("человек кроткий, живущий в шатрах"); любимец отца (И.) - любимец матери (Иаков); старший брат (И.) - младший; неудачливый - удачливый; простак, заботящийся о простых жизненных удовольствиях, - хитрец, строящий планы на будущее. Голодный И. продаёт своё право первородства брату за чечевичную похлёбку. Параллель для этого мотива (Быт. 25, 29-34) обнаружена в клинописных табличках 1-й половины 2-го тыс. до н.э. из Нузи, где описывается продажа одним братом другому за бесценок унаследованной им рощи плодовых деревьев. По наущению матери Иаков перед слепым отцом выдаёт себя за И. и получает от того благословение. Когда И., вернувшийся с полей, приходит к отцу и обман раскрывается, благословение, обманом полученное Иаковом, не может быть взято обратно; исполненный ненависти к Иакову, И. грозит убить его, после чего Иаков отправляется в Месопотамию. Однако после возвращения Иакова братья примиряются (Быт. 33).
  
 
В отличие от других мотивов предания об И., обнаруживающих мифологический или литературный характер, исторические черты могли отразиться в рассказе о жёнах И. После того как И. женился на двух женщинах хеттского племени, чем огорчил своих родителей (Быт. 26, 34-35), он берёт себе в жёны "сверх других своих жён" дочь Измаила Махалафу (28, 9) и селится на горе Сеир (36, 8; в ветхозаветной традиции гора Сеир связывается с хурритами).
 
В отличие от других мотивов предания об И., обнаруживающих мифологический или литературный характер, исторические черты могли отразиться в рассказе о жёнах И. После того как И. женился на двух женщинах хеттского племени, чем огорчил своих родителей (Быт. 26, 34-35), он берёт себе в жёны "сверх других своих жён" дочь Измаила Махалафу (28, 9) и селится на горе Сеир (36, 8; в ветхозаветной традиции гора Сеир связывается с хурритами).
Строка 8: Строка 8:
  
 
В. В. Иванов
 
В. В. Иванов
{| class="FCK__ShowTableBorders" width="100%" cellspacing="5" cellpadding="5" border="0" align="center"
 
|-
 
| valign="top" align="left" |
 
:хххе́
 
Основные значения:
 
| width="200px" valign="top" align="left" bgcolor="#F5F5F5" |[[Изображение:00-00-000-000.jpg|2px|ссылка=Special:FilePath/00-00-000-000.jpg]]
 
 
См. также:
 
:
 
----
 
:
 
----
 
:
 
|}
 
 
==<div style="font-size:70%"><font color="#669999">Литература</font></div>==
 
==<div style="font-size:70%"><font color="#669999">Литература</font></div>==
 
*Одноимённая статья в [[MNME]]
 
*Одноимённая статья в [[MNME]]

Текущая версия на 21:37, 2 февраля 2021

Бертрам из Миндена Мастер: Грабовский Алтарь, левая наружняя створка, внутренняя сторона. Исаак и Исав. ок. 1379 г.
Иса́в - евр. esaw - "волосатый"

В ветхозаветном предании сын Исаака и Ревекки, старший брат-близнец Иакова. Имя И. объясняется тем, что И. вышел из чрева матери "весь как кожа косматый". Соперничество И. (второе имя Едом) с Иаковом началось еще во чреве матери, продолжалось на протяжении дальнейшей жизни братьев и отразилось в позднейшей судьбе Едома (идумеев) - племени потомков И., враждовавших с Израилем - потомками Иакова. Предзнаменованием будущего соперничества между братьями-близнецами, характерного для архаического близнечного мифа, было и то, что при их рождении Иаков (чье имя осмысляется, в частности, по созвучию с евр. aqeb, "пята") схватил за пяту своего брата И. Отношения между И. и Иаковом строятся на противопоставлениях: охотник И. ("человек, искусный в звероловстве, человек полей") - пастух Иаков ("человек кроткий, живущий в шатрах"); любимец отца (И.) - любимец матери (Иаков); старший брат (И.) - младший; неудачливый - удачливый; простак, заботящийся о простых жизненных удовольствиях, - хитрец, строящий планы на будущее. Голодный И. продаёт своё право первородства брату за чечевичную похлёбку. Параллель для этого мотива (Быт. 25, 29-34) обнаружена в клинописных табличках 1-й половины 2-го тыс. до н.э. из Нузи, где описывается продажа одним братом другому за бесценок унаследованной им рощи плодовых деревьев. По наущению матери Иаков перед слепым отцом выдаёт себя за И. и получает от того благословение. Когда И., вернувшийся с полей, приходит к отцу и обман раскрывается, благословение, обманом полученное Иаковом, не может быть взято обратно; исполненный ненависти к Иакову, И. грозит убить его, после чего Иаков отправляется в Месопотамию. Однако после возвращения Иакова братья примиряются (Быт. 33).

В отличие от других мотивов предания об И., обнаруживающих мифологический или литературный характер, исторические черты могли отразиться в рассказе о жёнах И. После того как И. женился на двух женщинах хеттского племени, чем огорчил своих родителей (Быт. 26, 34-35), он берёт себе в жёны "сверх других своих жён" дочь Измаила Махалафу (28, 9) и селится на горе Сеир (36, 8; в ветхозаветной традиции гора Сеир связывается с хурритами).

Лит.: Maag V., Jcob - Esau - Edom, "Theolagische Zeitschrift"., 1967, v. 13, в. 418-429; Pieters A., Notes on Genesis, L., 1913.

В. В. Иванов

Литература

  • Одноимённая статья в MNME

Примечания и комментарии