Голем: различия между версиями
(а) |
м (Замена текста — «Категория:Иудаистическая мифология» на «Категория:Иудаизм») |
||
Строка 36: | Строка 36: | ||
Первое упоминание о Г. в европейской литературе содержится у И. Рейхлина ("Об искусстве каббалистики"). В 18 в. опубликована легенда Я. Эмдена о Г., созданном из глины хелмским раввином Элией. К обрезу Г. обращались многие романтики - А. фон Арним ("Изабелла Египетская"), Э. Т. А. Гофман ("Тайны") и др.; тема бунта искусственного создания против своего творца нашла воплощение в философском романе М. Шелли "Франкенштейн". Наиболее значительное из произведений европейской литературы 20 в. на этот сюжет роман Г. Мейринка "Г.". В пьесе К. Чапека "R. U. R." и опере Э. д'Альбера "Г." восставшие против людей искусственные существа обретают человечность, познав любовь. [Мифы народов мира. Энциклопедия: Голем, С. 3 и далее.Мифы народов мира, С. 2023 (ср. Мифы народов мира. Энциклопедия, С. 310 Словарь)] | Первое упоминание о Г. в европейской литературе содержится у И. Рейхлина ("Об искусстве каббалистики"). В 18 в. опубликована легенда Я. Эмдена о Г., созданном из глины хелмским раввином Элией. К обрезу Г. обращались многие романтики - А. фон Арним ("Изабелла Египетская"), Э. Т. А. Гофман ("Тайны") и др.; тема бунта искусственного создания против своего творца нашла воплощение в философском романе М. Шелли "Франкенштейн". Наиболее значительное из произведений европейской литературы 20 в. на этот сюжет роман Г. Мейринка "Г.". В пьесе К. Чапека "R. U. R." и опере Э. д'Альбера "Г." восставшие против людей искусственные существа обретают человечность, познав любовь. [Мифы народов мира. Энциклопедия: Голем, С. 3 и далее.Мифы народов мира, С. 2023 (ср. Мифы народов мира. Энциклопедия, С. 310 Словарь)] | ||
− | [[Категория: | + | [[Категория:Иудаизм]] |
Текущая версия на 18:11, 31 мая 2023
Смотри также: Земля
Символическое значение
- Адам до того момента, как Создатель вдохнул в него «дыхание жизни»;
Разделяет символику
- медведя по обстоятельствам рождения.
Прим. «комок», нечто «неоформленное»
- Человек-робот, обладающий способностью к речи и движению
- искусственное существо из вещества оживленного, благодаря силе священного Слова, должным образом употребленного,
- живой терафим — бесформенная масса красной глины, ожидающая конца своего совершенствования потенциально опасный для своего создателя.
Персонаж иудейских преданий — результат магического творческого акта через слово.
Каббала
Согласно традиции, великие знатоки тайного учения обладают искусством с помощью слова придать сформированному из глины подобию человека способность вести тупоумную жизнь:
- рабби Элеазар из Вормса;
- рабби Иегуда Лев бен Бецалель из Праги (современик императора Рудольфа II);
- Нерш рабби Элиях из Хелма.
О последнеи рассказывается, что он создал голема-прислужника, который каждодневно становился все больше и страшнее, вызывая ужас даже у своего создателя. Справиться с ним удалось стерев первую букву в начертанном на лбу голема при его оживлении слове «эмет». Написанное приобрело значение вид смерть — «мет» и Голем превратился в огромную груду глины, поглотившую под собой и своего творца.
Предание о создании Голема известно всем еврейским общинам средневековья.
В книге Йезирах его сотворение приравнивается к божественному акту.
Может служить предостережением против непродуманного применения магических сил, вызванных искателями сокровенного, но не поддающихся их полному контролю. Также и медитирующий, переживая в определенных мистических упражнениях состояние отстраненности от самого себя, может стать рабом этой своей ипостаси (что рассказывают, например, о каббалисте Хай бен Шерира, ок. 1000 г.).
Христианство
Нередко сюжет истолковывается как иудейский парафраз легенд об Альберте Великом, сотворившем себе искусственного слугу, разрушенного позднее его учеником св. Фомой Аквинским.
Литература
«Чудовище графа Франкенштейна» Мэри Шелли было собрано из частей человеческого тела.
МНМ
- Голем
- евр. golem - "комок", "не готовое", "неоформленное"
В еврейских фольклорных преданиях, связанных с влиянием каббалы, оживляемый магическими средствами глиняный великан Представление о Г. имеет предпосылки, специфические для мифологии иудаизма. Во-первых это традиционный рассказ о сотворении Адама с подробностями - библейскими (Яхве лепит человеческую фигуру из красной глины, животворя ее затем в отдельном акте вдуваемым "дыханием жизни" (Быт. 2,7) и апокрифическими (исполинский рост Адама в его первоначальном облике, пребывание некоторое время без "дыхания жизней" и без речи - состояние, в котором Адам получает откровение о судьбах всех поколений своих потомков). Во-вторых, это очень высокая оценка магико-теургических сил, заключенных в именах бога, а также вера в особую сакраментальность написанного слова сравнительно с произнесенным. Эти предпосылки накладываются на общечеловеческую мечту о "роботах" - живых и послушных вещах (ср. образ изваянных из золота "прислужниц" Гефеста, Hom. Il XVIII 417-420) и в то же время страх перед возможностью для создания выйти из под контроля своего создателя (ср. сюжет об ученике чародея, зафиксированный в "Любителе лжи" Лукиана и использованный Гете). Согласно рецептам, наиболее популярным в эпоху "практической каббалы" (начало нового времени), чтобы сделать Г., надо вылепить из красной глины человеческую фигуру, имитируя, таким образом, действия бога; фигура эта должна иметь рост 10-летнего ребёнка. Оживляется она либо именем; бога, либо словом "жизнь", написанным на ее лбу; однако Г. неспособен к речи и не обладает человеческой душой, уподобляясь Адаму до получения им "дыхания жизней" (мотив предела, до которого человек может быть соперником бога). С другой стороны, он необычайно быстро растет и скоро достигает исполинского роста и не человеческой мощи. Он послушно исполняет работу, ему порученную (его можно, например, заставить обслуживать еврейскую семью в субботу, когда заповедь иудаизма запрещает делать даже домашнюю работу), но, вырываясь из-под контроля человека, являет слепое своеволие (может растоптать своего создателя и т.п.). В качестве создателей Г. еврейские предания называют некоторых исторических личностей, наиболее знаменит создатель "пражского Г." раввин Лёв (16 - нач. 17 вв).
Лит.: Sсholem G., Die Vorstellung vom Golem in ihrer tellurischen und magischen Bedeutung в его кн. Zur Kabbala und ihrer Symbolik, Z. 1960
С. С. Аверинцев
Первое упоминание о Г. в европейской литературе содержится у И. Рейхлина ("Об искусстве каббалистики"). В 18 в. опубликована легенда Я. Эмдена о Г., созданном из глины хелмским раввином Элией. К обрезу Г. обращались многие романтики - А. фон Арним ("Изабелла Египетская"), Э. Т. А. Гофман ("Тайны") и др.; тема бунта искусственного создания против своего творца нашла воплощение в философском романе М. Шелли "Франкенштейн". Наиболее значительное из произведений европейской литературы 20 в. на этот сюжет роман Г. Мейринка "Г.". В пьесе К. Чапека "R. U. R." и опере Э. д'Альбера "Г." восставшие против людей искусственные существа обретают человечность, познав любовь. [Мифы народов мира. Энциклопедия: Голем, С. 3 и далее.Мифы народов мира, С. 2023 (ср. Мифы народов мира. Энциклопедия, С. 310 Словарь)]