Голубь: различия между версиями

Материал из StudioSyndrome
Перейти к навигации Перейти к поиску
(Новая страница: «{| class="FCK__ShowTableBorders" width="100%" cellspacing="5" cellpadding="5" border="0" align="center" |- | valign="top" align="left" | :голубь; голуб...»)
 
м (Замена текста — «|ссылка=Special:FilePath/00-» на «]] [[99-»)
 
(не показаны 3 промежуточные версии этого же участника)
Строка 30: Строка 30:
 
*грусть, печаль, меланхолия;
 
*грусть, печаль, меланхолия;
 
*вдовство — черный.
 
*вдовство — черный.
| width="200px" valign="top" align="left" bgcolor="#F5F5F5" |[[Файл:00-00-423-000.jpg|200px|Голубь на оливковой ветви. Раннехристианская катакомбная живопись. Сус (Северная Африка)|ссылка=Special:FilePath/00-00-423-000.jpg]] См. также:
+
| width="200px" valign="top" align="left" bgcolor="#F5F5F5" |[[Файл:00-00-423-000.jpg|200px|Голубь на оливковой ветви. Раннехристианская катакомбная живопись. Сус (Северная Африка)]] [[99-00-423-000.jpg]] См. также:
 
:[[Птицы]]
 
:[[Птицы]]
 
----
 
----
 
:[[Горлица]]
 
:[[Горлица]]
:[[- Голубь|Голубь в геральдике]]
+
:[[- голубь|Голубь в геральдике]]
 
----
 
----
 
:
 
:
Строка 186: Строка 186:
 
==<div style="font-size:70%"><font color="#669999"> Гадания</font></div>==
 
==<div style="font-size:70%"><font color="#669999"> Гадания</font></div>==
 
В гадании по снам — счастливое происшествие, событие.
 
В гадании по снам — счастливое происшествие, событие.
 +
==<div style="font-size:70%"><font color="#669999"> Геральдика</font></div>==
 +
 +
символ смирения и чистоты
 
==<div style="font-size:70%"><font color="#669999"> Эмблематика</font></div>==
 
==<div style="font-size:70%"><font color="#669999"> Эмблематика</font></div>==
 
Атрибут:
 
Атрибут:
Строка 229: Строка 232:
 
::Вплоть до своего конца.
 
::Вплоть до своего конца.
 
::::EMSI 21-15,с.193
 
::::EMSI 21-15,с.193
 +
 
==<div style="font-size:70%"><font color="#669999"> Психология</font></div>==
 
==<div style="font-size:70%"><font color="#669999"> Психология</font></div>==
 
Как всякое крылатое существо несёт символику духовности и (силы) сублимации.
 
Как всякое крылатое существо несёт символику духовности и (силы) сублимации.
Строка 247: Строка 251:
 
*голубь - посвящен Адонису и Вакху, как первенец любви и по древней ассоциации с вожделением: голубиное воркование связывали как с сексом, так и с рождением детей.
 
*голубь - посвящен Адонису и Вакху, как первенец любви и по древней ассоциации с вожделением: голубиное воркование связывали как с сексом, так и с рождением детей.
 
==<div style="font-size:70%"><font color="#669999"> Иллюстрации</font></div>==
 
==<div style="font-size:70%"><font color="#669999"> Иллюстрации</font></div>==
[[Файл:00-00-016-000.jpg|200px| Раннехристианская камея|ссылка=Special:FilePath/00-00-016-000.jpg]] [[Файл:00-00-425-000.jpg|200px| Голуби на иллюстрации к сказке о Золушке. Людвиг Рихтер. Гравюра на меди|ссылка=Special:FilePath/00-00-425-000.jpg]] [[Файл:00-00-424-000.jpg|200px| Пара голубей как символ влюблённости. Иллюстрация из детской книги Франца Поччи, 1846 г.|ссылка=Special:FilePath/00-00-424-000.jpg]]
+
[[Файл:00-00-016-000.jpg|200px| Раннехристианская камея]] [[99-00-016-000.jpg]] [[Файл:00-00-425-000.jpg|200px| Голуби на иллюстрации к сказке о Золушке. Людвиг Рихтер. Гравюра на меди]] [[99-00-425-000.jpg]] [[Файл:00-00-424-000.jpg|200px| Пара голубей как символ влюблённости. Иллюстрация из детской книги Франца Поччи, 1846 г.]] [[99-00-424-000.jpg]]
 
==<div style="font-size:70%"><font color="#669999">Литература</font></div>==
 
==<div style="font-size:70%"><font color="#669999">Литература</font></div>==
 
*[[KERL]]
 
*[[KERL]]

Текущая версия на 11:29, 4 июля 2023

голубь; голубка

Одна из древнейших «одомашненных» человеком птиц[1], наделяемая значимым символическим смыслом во все исторические периоды вплоть до сегодняшних дней.

Как всякая птица или иное крылатое животное выступает символом души и связи с миром божественного. В качестве зримого образ души используется многими народами и традициями (ряд народов Средней Азии, гуроны Северной Америки, греко-романская, индийская и христианская традиции и др.), устойчиво ассоциируются с погребальными культами. К распространённым мотивам на древних могильных изображениях относится изображение голубя или пара голубей, пьющих из источника или чаши — олицетворение души у вод жизни или памяти (об ушедших).

Ещё боле распространены представления о голубе как посреднике между Землёй и Небом и божественном вестнике. Значимость этих представлений в древнем мире обусловлена исключительным значением голубя как «почтовой» птицы. Именно в роли посланника выступает голубка в истории Ноя[2]: её появление над ковчегом с оливковой веточкой (масличным листом) в клюве — знак отступления вод Потопа и утверждения мира между Господом и семьей праведника. Этот «впечатляющий образ Бога, сменившего гнев на милость» существенно повлиял на дальнейшее восприятие голубя, который постепенно стал рассматриваться как символ доброй божественной вести и мира. Приписываемые птице (вопреки её природным качествам и поведению) миролюбие, безвластие и нежный характер прочно утвердились в массовом сознании. Своеобразная вершина этой традиции — «Голубь мира» Пабло Пикассо — рисунок, сыгравший важную роль в политической символике 50-60 годов XX в. как символ пацифистского движения и сторонников мира.

В поговорку вошли также верность голубиных пар, и их любвеобилие. Воркование голубей почти повсеместно связывают с сексом и деторождением. Эта птица посвящается Великим Матерям и Небесным Царицам — например, две голубки часто сопровождают Богиню-Мать.

Необходимо также отметить культовое значение голубей в древней истории. Широко распространение получило разведение священных голубей при храмах и «общественная защита» этих птиц. Например, в странах Древнего Востока их убийство расценивалось, как поступок греховный и неэтичный. Подобный подход и сегодня характерен для многих мест Европы и Америки, особенно в Венеции и в славянских странах. Основные значения:

  • мир, покой — с оливковой ветвью;
  • мягкость характера, доброта, кротость, нежность;
  • невинность, непорочность, чистота (божественная);
  • набожность, надежда, безмятежность, уверенность;
  • жертвенность, покорность судьбе;
  • робость, трусость, пугливость;
  • открытость, простота, глупость, болтливость;
  • дух (жизни, света), душа (в том числе умершего), Дух Святой;
  • устремления, вдохновение, богодухновенность;
  • переход от одного состояния к другому;
  • воскрешение, возрождение, обновление жизни, вечная жизнь — с оливковой или пальмовой ветвью, у источника или чаши;
  • любовь, постоянство в любви, влюблённые, семейное счастье — пара, целующиеся
  • любовные утехи, сладострастие, ревность, роскошь;
  • женственность, материнство —
  • истина, мудрость, раздумья, вдохновенная мысль;
  • послание (божественное), почта, связь, новости (благие, хорошие), Благая Весть;
  • грусть, печаль, меланхолия;
  • вдовство — черный.
Голубь на оливковой ветви. Раннехристианская катакомбная живопись. Сус (Северная Африка) 99-00-423-000.jpg См. также:
Птицы

Горлица
Голубь в геральдике

Древний Восток

В шумеро-семитской культуре — символизирует божественную силу Посвящен Астарте и Атаргатис. Атрибут Иштар, как Великой Матери: само название голубя — «peristera»; происходит от имени богини. Убийство голубя расценивалось как греховный поступок.

Согласно мифу голубь был послан из Вавилонского Ковчега на седьмой день после потопа.

Египет

Символ невинности; изображается и появляется на ветвях плодоносящего Древа Жизни с сосудом, наполненным водами жизни.

Благодаря инстинкту нахождения своего гнезда, голубь использовался жрецами храмов и службами фараонов для пересылки различных сообщений.

Античность

В минойской культуре голуби, наряду со змеями, ассоциируются с Великой Матерью и являются ее атрибутами, обозначая воздух и землю.

В произведениях Гомера упоминается только «темно-серый» дикий голубь, но позднее приручение голубей становится привычным делом. Разведение же белых голубей в Греции началось по-настоящему после поражения от финикийско-персидского флота в Атосе (492 г. до н. э.), когда персы выпустили из клеток всех священных голубей греков. Будучи, по большей части, птицей культовой, голуби становятся также излюбленным лакомством (ср. присловье: «Печеный голубь сам в рот не впорхнет!» ).

Гладкоперые голуби, связанные с древними культами богинь любви и плодородия (Астарта, Иштар, Атаргатис[3]), служат также спутниками Афродиты, с которой в IV в. до н. э. сливается образ Астарты. Как священные птицы голуби содержались в храмах Афродиты , например, на Кифере и в Пафосе (Кипр). Пафосское святилище имело столь большое число птиц, что голубей называли «пафийскими птицами».

Голубь также посвящён:

  • Зевсу - был вскормлен голубями;
  • Великой Матери Богов — Кибеле;
  • Гере;
  • Деметре;
  • Афине – с оливковой ветвью, как символ обновления жизни;
  • Венера Милетская – со звездой;
  • Адонису - как первенец любви;
  • Дионису (Бахусу) - как первенец любви;
  • Эросу (Купидону)

Голубь с оливковой ветвью - символом мира, гармонии и цифры «8» (знак Гармонии).

Согласно преданию, чёрный голубь (один из тех, что обычно прилетали в Грецию из Египта) сел на дуб в Додоне, и заговорил человеческим голосом. Это послужило поводом к основанию святилища и учреждению одного из древнейших оракулов. Жрицы-пророчицы в священной роще Додоны были названы голубями - пелейядами.

В сказании о сооружении святилища Юпитера-Амона в оазисе Сивах на первом плане стоит также голубь.

Царь Аниус рассказывает Энею о своих дочерях, которые будучи преследуемы греками-победителями, воззвали к Вакху-Дионису, и тот превратил их в диких голубей (Овидий «Метаморфозы»).

Стаю диких голубей представляет собой созвездие Плеяд. Согласно мифу, это нимфы Плеяды, дочери Атласа, покончившие жизнь самоубийством.

В Древнем Риме - священная птица Венеры. Однако, голубиное мясо охотно использовали в пищу. Голубиные яйца должны были вызывать любовное томление. Страстное воркование самцов, напоминающее вздохи и жалобы влюбленного - лат. gemitus colubbae, связывали с сексом, сладострастием и деторождением:

  • в Помпее найдены многочисленные изображения крылатых фаллосов с голубями;
  • «голубки» - эротически ласкательное название любовников;
  • «голубка» - пренебрежительное прозвище продажных девиц.

Считалось, что голуби не имеют желчного пузыря (и вследствие этого особенно миролюбивы) и сами употребляют лекарственные растения, например, вербену. Поэтому их внутренности и кровь считались особенно целебными и даже помет использовался для приготовления повязок.

Как воплощение чистоты и мира голубь противопоставляют орлу и ворону (Гораций, Марциал, Ювенал).

Славяне

По верованиям славян, душа умершего превращается в голубя[4].

Китай

В Древнем Китае, используется как переносчик почты.

Один из множества символов долголетия (долгой жизни).

Символ плодородия, весны и сладострастия, ассоциирующийся с Матерью-Землей. Как воплощение плодовитости украшает головной убор «дарящей детей богини».

Поскольку голуби обычно живут парами и в равной мере ухаживают за птенцами, они служат образом супружеской верности, упорядоченности. Связан также с идеей бесстрастного исполнения сыновнего (дочернего) долга и почтения к старшим.

Япония

Символизирует долголетие и почтение.

Посвящен Хатиману (Хачиману) — богу войны.

Голубка, несущая меч, возвещает окончание войны.

Иран

В культуре парси голубь олицетворяет Высшее Существо.

Индуизм

Голубь считается «одушевленной птицей». Голуби и совы служат посланниками у бога мертвых Ямы.

Библия / Ветхий Завет

В Ветхом Завете означает простоту, безобидность, невинность, кротость, бесхитростность, инкубацию, душу умершего.

Иудаизм

Символ Израиля (?), очищения (возможно, с оттенком искупления). Жертвенное животное, предпочитаемое более бедным населением. Предпочтительная, после или вместо ягнят, жертва Яхве (Иегове). Как чистое, согласно закона Моисея, существо — голубь (белый) служит очищающем приношением после рождения ребенка.

«Если же из птиц приносит он Господу всесожжение, пусть принесет жертву свою из горлиц или из молодых голубей. Священник принесет ее к жертвеннику, и свернет ей голову, и сожжет на жертвеннике, а кровь выцедит к стене жертвенника; зоб ее с перьями ее отнимет и бросит подле жертвенника на восточную сторону, где пепел. И надломит ее в крыльях ее, не отделяя их, и сожжет ее священник на жертвеннике, на дровах, которые на огне: это всесожжение, жертва, благоухание, приятное Господу».
Левит 1: 14-17

Христианство

На христианские представления о голубе повлиял его общепринятое в западноазиатской традиции значение как воплощения Божьего Духа.

В тексте раннехристианского «Физиолога» о горлице говорится, что она по природе болтлива, но «если она лишается супруга, то умирает одновременно с ним или не связывает себя больше ни с кем другим». Там же упоминается Христос — «наш чрезвычайно красноречивый духовный голубь, наша в правде благозвучная птичка, которая своей благой вестью позволяет звенеть всему, что есть над небесами…»

В виде голубя описывается в Новом Завете третья Ипостась Троицы — Святой Дух. Впервые этот образ появляется в описании крещения Христа:

«И свидетельствовал Иоанн, говоря: я видел Духа, сходящего с неба, как голубя, и пребывающего на Нем».
Евангелие от Иоанна, 1:32; от Матфея, 3:16

В Посланиях Отцов Церкви голубь также выступает атрибутом Святого Духа, а кроме того – Христа и Девы Марии. Как символ воплощения Святого Духа голубь присутствует в сценах:

  • Благовещенья;
  • Крещения Христа;
  • Крещения Св. Павла;
  • Чуда Пятидесятницы.

В этих сюжетах, а также в изображении Троицы голубь Святого Духа предстаёт с нимбом (обычно, восьмиугольным) и окружённый сиянием или языками пламени (ещё один из его образов). Для сцены Благовещения характерно сочетание символов голубя и лилии, принимающих на себя значения девственности, чистоты и непорочности (в силу этого голубь часто предстает как христианская эмблема целомудрия, несмотря на более древние и очевидные ассоциации с вожделением). В последствие Дух Божий в сцене Творения также представляется в образе голубя, благодаря чему, последний выступает иногда символом изначальных вод (вод творения).

Семь голубей служат символами семи ангелов Господних или Духа Святого, выражающегося в Его семи дарах, о которых говорится в пророчестве Исаии:

«И произойдет отрасль от корня Иессеева, и ветвь произрастет от корня его. И почиет на Нем Дух Господень, дух премудрости и разума, дух совета и крепости, дух ведения и благочестия».
Исайя 11:1-2

Обычно они изображаются парящие вокруг образа Христа или Девы Марии с Младенцем (как правило, в витражах готических соборов) и могут сопровождаться латинскими подписям:

  • Sapientia — Мудрость,
  • Intellectus — Разум,
  • Consilium — Проницательность,
  • Fortitude — Твердость (Сила),
  • Scientia — Знание,
  • Pietas — Набожность (Благочестие),
  • Timor — Страх [Божий].

Двенадцать голубей ассоциируется с апостолами, несущими Благую Весть.

В более широком смысле голубь представляет чистую душу — распространённый мотив уже в вестготском и романском искусстве[5]. Подобно голубке Ноя, не нашедшей иного места, кроме Ковчега, душа христианина не находит спасения нигде, кроме церкви. В зависимости от деталей значение голубя как символа души может приобретать дополнительное значение:

  • с оливковой ветвью — мир, прощение и избавление;
  • с пальмовой ветвью — победа над смертью;
  • белая голубка — спасенная душа, прошедшей очищение - антитеза черному ворону греха;
  • стая голубей — верующие, новоокрещенных членов Церкви;
  • голуби на лозе — верующие, нашедшие укрытие во Христе.
  • сидящий на ветке или краю чаши – душа, воспариющая к раю, где она сидит на древе жизни или пьет воду вечной жизни (в погребальной символике).

В сценах смерти святых мучеников (Свв. Поликарп, Эвлалий) или монахов (Св. Схоластика) их души изображаются в виде выходящих из уст голубей У святых, претерпевших за веру, такой голубь может нести в клюве мученический венец.

Два голубя (в корзине у Иосифа) часто встречаются в сцене Представление Господа во Храм (Сретения Господня):

«А когда исполнились дни очищения их по закону Моисееву, принесли Его в Иерусалим, чтобы представить пред Господа… И чтобы принести в жертву по реченному в законе Господнем, две горлицы или двух птенцов голубиных».
Евангелие от Луки 2:22,24

Как жертвенная птица голуби изображаются также в сюжете «Очищение Храма».

С парящим возле уха или сидящем на плече голубем Святого Духа, в качестве своего атрибута изображаются святые, прославившихся литературными трудами, в сценах божественного вдохновения, в особенности:

  • Тереза Авильская, Св.;
  • Григорий Великий, Св.;
  • Бернардин Сиенский, Св.;
  • Иоанн Златоуст, Св.;
  • Фома Аквинский (Аквинат), Св.;

Кроме того, голубя своим атрибутом имеют:

  • Давид — сидящий на плече;
  • Энурха, Св. — ~ на голове;
  • Евангелисты;
  • Агнесса, Св. — с перстнем в клюве;
  • Василий Великий, Св.;
  • Екатерина Александрийская, Св.;
  • Колумбан, Св.;
  • Схоластика, Св. — может сидеть на ее руке или на книге или парить над ее головой;
  • Бенедикт Нурсийский, Св. — узрел в видении в образе возносящегося в Небеса голубя душу своей умершей сестры Схоластики;
  • Екатерина Сиенская, Св. – отец увидел голубя над её головой, когда она молилась;
  • Репарата, Св. — отлетающий от уст;
  • Ремигий, Св. — с пузырьком в клюве;
  • Иосиф Обручник — голубь на посохе (процветшем жезле) как знак мужа чистой девственницы;
  • Николай Толлентийский, Св. — два голубя на блюде, их крылья распростерты;
  • Елисей, Св. — двуглавый, сидит на плече.

Голубь также воплощает добродетели умеренности, согласия (два «целующихся»).

«Подражайте же жены горлице и сохраняйте свое супружество, как она».
Св. Василий

Голубь является эмблемой Рыцарей Грааля — ?

В манихейской иконографии третий персонаж Троицы иногда изображается в виде белого голубя.

Ислам

Три Святых Девы обозначаются тремя колоннами, на которых восседают голуби.

Алхимия

«Голубь — в олове; дух в материи». (???)

Белый голубь — символ процесса альбификации (отбеливания, побеления, осветления) первоматерии, превращающейся в философский камень: «черный ворон становится белым голубем».

Магия

Изображение голубя используется как талисман, помогающий сохранить здоровье, оберег от заразных болезней.

Гадания

В гадании по снам — счастливое происшествие, событие.

Геральдика

символ смирения и чистоты

Эмблематика

Атрибут:

  • Венеры — обычно, пара голубей;
  • персонифицированного Мира;
  • ~ Распутства;
  • ~ Согласия — обращённые друг к друг;
  • ~ Целомудрия — иногда.

Голубь с оливковой ветвью.

Символ мира.
«Оливковая ветвь посвящена Минерве — искусства процветают лишь в мирное время».
EMSI; 15-14, с.167

Голубка, несущая в клюве оливковую веточку.

EMSI 55-15,с.339 (см. рис. 14 в табл. 15)

Пара голубей.

  • Любовь нас объединяет.
Символ силы супружеской любви, «узы которой объединяют нас вместе сильнее, нежели узы простой лю6ви и дружбы».
EMSI 19-1,с.182

Голубка, сидящая на дереве над мертвым самцом.

  • Я горюю о твоей смерти и о собственной участи.
Символ «подлинного постоянства, которое скорее согласится умереть, чем расстаться со своим возлюбленным или пережить его».
EMSI 51-1,с.321

Голубка, сидящая на дереве

EMSI 38-7,с.267 (см. рис. 4 в табл. 10 и рис. 2 в табл. 19)

Горлица на сухой ветке.

  • Моя песнь — мой плач.
Символ того, что «истинная любовь и привязанность, потеряв своего возлюбленного, всегда переживает что-то вроде застывшей подавленности или тоску о нем. Так одинокая горлица, лишившись супруга, поет жалобную и скорбную песнь».
EMSI 19-2,с.182

Горлица на ветке, оплакивающая своего супруга.

Символ любви.
EMSI; 10-4, с.145

Две горлицы, целующихся в ветвях дерева.

  • Ничего нет слаще.
Символ олицетворяет радости супружеской любви и верности.
EMSI 52-8,с.326

Горлица на сухой ветке.

Символ верности, особенно для неутешных вдов.
Шекспир об этом говорит так:
Я, старая горлица,
Взлечу на высохшую ветвь
И там буду оплакивать своего супруга,
Которого никогда не обрету вновь,
Вплоть до своего конца.
EMSI 21-15,с.193

Психология

Как всякое крылатое существо несёт символику духовности и (силы) сублимации.

Ad vocem

Женская красота:

  • «О, ты прекрасна, возлюбленная моя, ты прекрасна! глаза твои голубиные».
«Песне Песней» 1: 14
  • «Голубица моя в ущелий скалы под кровом утеса! покажи мне лице твое, дай мне услышать голос твой; потому что голос твой сладок и лице твое приятно».
«Песне Песней» 2: 14
  • «Будьте мудры, как змии, и просты, как голуби».
Евангелие от Матфея 10: 16
  • «Нужно иметь внутренности голубя, лишенного желчи, чтобы не испытывать горечи от лжи!»
У. Шекспир «Гамлет»
  • «Жареный голубь» немецких народных выражениях, который сам летит в рот лентяям, связан с представлениями о сказочной Шлараффенландии. В поэзии Гёте этот образ получает своё развитие:
«Но кто действительно спокоен и ленив, тому жареный голубь в рот влетит, он мог бы вправду огорчиться, если для удобства не разрезана птица».

В международной политической терминологии «голуби» — устоявшееся обозначение приверженцев мирного решения конфликтов и проблем, сторонников согласия и компромисса; в отличие от «ястребов» — сторонников «железной руки», радикальных и силовых решений.

Черновые материалы

  • голубь - посвящен Адонису и Вакху, как первенец любви и по древней ассоциации с вожделением: голубиное воркование связывали как с сексом, так и с рождением детей.

Иллюстрации

Раннехристианская камея 99-00-016-000.jpg Голуби на иллюстрации к сказке о Золушке. Людвиг Рихтер. Гравюра на меди 99-00-425-000.jpg Пара голубей как символ влюблённости. Иллюстрация из детской книги Франца Поччи, 1846 г. 99-00-424-000.jpg

Литература

Примечания и комментарии

  1. Самые ранние изображения голубя относятся к VI—V тыс. до н. э. (Арпачай, Северная Месопотамия).
  2. Бытие 8: 11
  3. ??? - «целующиеся» голуби как «непременный атрибут алтарей» Иштар.
  4. KERL — 4
  5. KERL – 46