Бернард Клервосский, Св.: различия между версиями
(а) |
м (Замена текста — «|ссылка=Special:FilePath/00-» на «]] [[00-») |
||
(не показана 1 промежуточная версия этого же участника) | |||
Строка 1: | Строка 1: | ||
:[[Святые]] | :[[Святые]] | ||
− | [[Изображение:00-00-572-000.jpg|250px|thumb|right|Брей Старший Йорг. Алтарь Святого Бернарда: Сцены из жизни св. Бернарда | + | [[Изображение:00-00-572-000.jpg|250px|thumb|right|Брей Старший Йорг. Алтарь Святого Бернарда: Сцены из жизни св. Бернарда]] [[00-00-572-000.jpg]]→ Грудь / Дева Мария |
(1090-1153). Цистерцианский монах и теолог XII века, | (1090-1153). Цистерцианский монах и теолог XII века, | ||
Строка 46: | Строка 46: | ||
:хххе́ | :хххе́ | ||
Основные значения: | Основные значения: | ||
− | | width="200px" valign="top" align="left" bgcolor="#F5F5F5" |[[Изображение:00-00-000-000.jpg|2px | + | | width="200px" valign="top" align="left" bgcolor="#F5F5F5" |[[Изображение:00-00-000-000.jpg|2px]] |
См. также: | См. также: |
Текущая версия на 03:47, 14 июня 2023
00-00-572-000.jpg→ Грудь / Дева Мария
(1090-1153). Цистерцианский монах и теолог XII века,
Происходит из знатной бургундской семьи. Учился в университете в Париже и в возрасте двадцати трех лет поступил в монастырь Сито, который был главным монастырем ордена цистерианцев. Через два года после его поступления ему с вместе двенадцатью учениками было поручено основать новый монастырь в Клерво (Франция) настоятелем которго он был до самой своей смерти.
Выдающийся духовный лидер своего времени и влиятельная фигура в государственных делах. Отличался качествами лидера. Короли Англии и Франции принимали во внимание его советы и нравственные убеждения. Он во многом повлиял на короля Франции Людовика VI в организации второго крестового похода.
Иконография
Прижизненных его портретов не существует.
Обычно предстает юным и безбородым в белой рясе цистерцианского ордена и с пастушеским посохом.
Атрибуты: улей как и у Амвросия намек на сладость речей (По общему признанию Бернард именовался "Медоточивый доктор" [лат. - "Doctor Mellifluus"].);
скованный (демон) дракон символ низложенной Бернардом ереси;
три митры, лежащие на земле его троекратный отказ от епископства;
крест с инструментами Страстей указание на «Размышления» (Его главное сочинение как мистика );
перо и книга указание на занимаемое им положение главы ордена
как и у других ранних докторов (отцов) Церкви.
Сентенция: «Sustine et abstine»
лат. – «Терпи и воздерживайся» - максима философа-стоика Эпиктета.
Сюжеты
В искусстве подчеркивались мистические черты его характера, в особенности его почитание Девы Марии - этим объясняются его частые изображения в эпоху Контрреформации, когда процветал культ Девы Марии. Сам он был ярым противником использования скульптуры и орнаментальных украшений в местах отправления религиозных обрядов, поскольку полагал, что все это мешает простоте монащеского образа жизни и неуклонному требованию пребывать в нищете.
Видение Христа Св. Бернарду.
Он, коленопреклоненный, молится перед образом Распятия. Христос с Распятия склоняется к нему и касается его рук, чтобы обнять его. (Подобным же образом изображается Франциск Ассизский.)
Чудо лактации.
Бернард коленопреклоненный перед Девой Марией с Младенцем на коленях. Она сжимает свою грудь, из которой брызжет молоко, символически смачивающее губы святого.На свитке надпись: "Monstra teessematrem" [лат. - "Покажи, что ты мать"]. Средневековая доктрина, согласно которой Дева Мария была нетолько матерью-Христа, но и всего человеческого рода, тесно связана с концепцией ее благоволения и милосердия и таким образом с ее ролью как заступницы перед Богом.
Основные значения: |
См. также: |
Черновые материалы
В XII и еще больше в XIII веке почитание Марии столь широко распространилось, что эпоха эта стала называться эпохой культа Девы Марии. Это было время религиозного подъема, вызванного крестовыми походами и достигшего своего высшего зримого, выражения, как признают многие, в готических соборах Франции, которые часто воздвигались в честь Богоматери — «Notre Dame». Главным среди средневековых теологов, кто вдохновлял это движение, был Бернард Клервоский (1090—1153). Он интерпретировал Песнь Песней как детальную аллегорию, в которой невеста отождествлялась с Девой Марией. В сущности, эта концепция была уже известна средневековью, но Св. Бернард ее значительно развил, и она стала источником богатой образности, окружающей Деву Марию. (Согласно принятому в настоящее время мнению, эта библейская книга является собранием любовных поэм, которые принято было декламировать на свадебных церемониях.)
Литература
- Одноимённая статья в MNME
Примечания и комментарии