Сатаней-Гуаша: различия между версиями
(а) |
м |
||
Строка 11: | Строка 11: | ||
[Мифы народов мира. Энциклопедия: Сатаней-Гуаша, С. 1 и далее. Мифы народов мира, С. 6900 (ср. Мифы народов мира. Энциклопедия, С. 415 Словарь)] | [Мифы народов мира. Энциклопедия: Сатаней-Гуаша, С. 1 и далее. Мифы народов мира, С. 6900 (ср. Мифы народов мира. Энциклопедия, С. 415 Словарь)] | ||
− | [[Категория: | + | [[Категория:Кавказ]] |
Текущая версия на 16:43, 2 июня 2023
- Сатаней-Гуаша
Центральный персонаж абхазского нартского эпоса, прародительница и глава большого нартского семейства; мать ста братьев-нартов и их единственной сестры Гунды-красавицы. В древнейших циклах С.-Г. — не имеющая мужа, нестареющая обольстительная женщина (в более поздних сказаниях упоминается отец нартов — безымянный, дряхлый, больной, иногда слепой, старец, не играющий существенной роли в жизни нартов). Власть С.-Г. над нартами неограниченна.
С.-Г. обладает огромной физической силой: ударом пятки она валит бук, в огромном вывернутом ею валуне большим пальцем просверливает отверстие. Главная роль С.-Г. заключается в заботе о сохранности сыновей, в воспитании младшего, любимейшего сына Сасрыквы. С.-Г. — прорицательница и чародейка: чудесным образом всегда узнаёт об опасностях, подстерегающих её сыновей, и выручает их; способна изменять погоду. Сасрыква погибает тогда, когда лишается покровительства матери, которая в поздних сказаниях незаметно исчезает. В процессе длительного бытования эпоса образ С.-Г. претерпел значительную эволюцию. В поздних вариантах сказаний С.-Г. предстаёт слабой, мстительной, коварной женщиной. Так, в сказании о Нарджхеу, умыкнувшем Гунду-красавицу, слово С.-Г. — уже не закон для нартов (они, напр., не обращают внимания на её призыв оставить игру в мяч и во избежание беды встретить Нарджхеу с подобающими почестями); она тщетно пытается отравить Нарджхеу; вынужденная сама выпить бокал отравленного вина, С.-Г. падает замертво.
Некоторые исследователи обращают внимание на мифологическую природу образа С.-Г. Л. X. Акаба характеризует свойства С.-Г. как свойства божества, усматривает «световую, солнечную природу» её образа. Ш. Д. Инал-Ипа, Ш. X. Салакая и др. видят в образе С.-Г. в первую очередь отражение реальных бытовых черт эпохи матриархата.
Лит.: Инал-Ипа Ш. Д., Памятники абхазского фольклора, Сухуми, 1977; Салакая Ш. X., Абхазский нартский эпос, Тб., 1976; Акаба Л. X., Из мифологии абхазов, Сухуми, 1976; Аншба А. А., Вопросы поэтики абхазско го нартского эпоса, Тб., 1970.
Ш. X. Салакая
[Мифы народов мира. Энциклопедия: Сатаней-Гуаша, С. 1 и далее. Мифы народов мира, С. 6900 (ср. Мифы народов мира. Энциклопедия, С. 415 Словарь)]