Шэнь-нун: различия между версиями
(а) |
м |
||
(не показаны 2 промежуточные версии этого же участника) | |||
Строка 7: | Строка 7: | ||
| width="200px" valign="top" align="left" bgcolor="#F5F5F5" | | | width="200px" valign="top" align="left" bgcolor="#F5F5F5" | | ||
− | [[Изображение:00-03-088-000.jpg|200px|Шэнь-нун. XIX в. | + | [[Изображение:00-03-088-000.jpg|200px|Шэнь-нун. XIX в.]] |
См. также: | См. также: | ||
Строка 20: | Строка 20: | ||
В древнекитайской мифологии один из центральных культурных героев, с именем которого связывается начало земледелия, мудрый правитель. | В древнекитайской мифологии один из центральных культурных героев, с именем которого связывается начало земледелия, мудрый правитель. | ||
Образ его, видимо, ещё на весьма ранней стадии контаминировался с образом солярного божества [[Янь-ди]]. | Образ его, видимо, ещё на весьма ранней стадии контаминировался с образом солярного божества [[Янь-ди]]. | ||
− | По преданию, мать Шэнь-нуна — | + | По преданию, мать Шэнь-нуна — Нюй-дэн зачала его после того, как увидела чудесного дракона. |
Представляется, что Шэнь-нун имел такой же облик, как и другие мифические первопредки ([[Нюй-ва]], [[Фу-си]]), — змеиное тело, человечье лицо, бычью голову (что связано с его функцией бога земледелия) и нос тигра. | Представляется, что Шэнь-нун имел такой же облик, как и другие мифические первопредки ([[Нюй-ва]], [[Фу-си]]), — змеиное тело, человечье лицо, бычью голову (что связано с его функцией бога земледелия) и нос тигра. | ||
Считается, что Шэнь-нун зелёного цвета (цвет растительности). | Считается, что Шэнь-нун зелёного цвета (цвет растительности). | ||
Строка 44: | Строка 44: | ||
<small><references /></small> | <small><references /></small> | ||
[ [[MNME]] ] | [ [[MNME]] ] | ||
− | [[Категория: | + | [[Категория:Китай]] |
Текущая версия на 16:36, 3 июня 2023
Основные значения: |
См. также: |
- «божественный земледелец»
В древнекитайской мифологии один из центральных культурных героев, с именем которого связывается начало земледелия, мудрый правитель. Образ его, видимо, ещё на весьма ранней стадии контаминировался с образом солярного божества Янь-ди. По преданию, мать Шэнь-нуна — Нюй-дэн зачала его после того, как увидела чудесного дракона. Представляется, что Шэнь-нун имел такой же облик, как и другие мифические первопредки (Нюй-ва, Фу-си), — змеиное тело, человечье лицо, бычью голову (что связано с его функцией бога земледелия) и нос тигра. Считается, что Шэнь-нун зелёного цвета (цвет растительности). Когда Шэнь-нун родился, в земле сами собой появились 9 колодцев. При нём с неба выпало дождём просо, и Шэнь-нун тут же стал пахать землю и сеять его. Ему же приписывается изобретение сельскохозяйственных орудий.
Шэнь-нун считают первым «фармакологом». Он ходил с красным кнутом и стегал травы, определяя их целебные свойства, вкусовые качества. У него был специальный треножник, на котором готовились целебные отвары. По преданию, жители Байминьго («царство белых людей») поднесли Шэнь-нун животное яошоу («лекарственный зверь»). Когда кто-нибудь заболевал, стоило только погладить зверя по спине и сказать ему об этом, как он тут же мчался в поля и приносил в зубах нужную для исцеления траву. Однажды Шэнь-нун проглотил стоножку, каждая нога которой превратилась в червя, и умер.
С Шэнь-нуном связывается также начало торговли (он устроил первые меновые базары). В поздней народной мифологии Шэнь-нун — один из триады мифических государей (сань хуан) — покровителей медицины. Иногда он именуется Яо-ван («царь лекарств»).
Литература
- Одноимённая статья в MNME
Примечания и комментарии
[ MNME ]