Тюштян: различия между версиями

Материал из StudioSyndrome
Перейти к навигации Перейти к поиску
(а)
 
м (Замена текста — «|ссылка=Special:FilePath/00-00-000-000.jpg» на «»)
 
(не показана 1 промежуточная версия этого же участника)
Строка 10: Строка 10:
  
 
У мокши Тюштень — оцязор (оцю, «большой», азор, «хозяин»), каназор (от тюрк. хан) обитает на восходе солнца на вершине горы (ср. образ священного царя на мировой горе), в серебряных палатах в золотой одежде. Он руководит собраниями народа, строит города. По поверьям мордвы, Тюштян может послать неурожай и стихийное бедствие; если он вновь выступит против своих врагов, начнется последняя война, которая погубит мир.
 
У мокши Тюштень — оцязор (оцю, «большой», азор, «хозяин»), каназор (от тюрк. хан) обитает на восходе солнца на вершине горы (ср. образ священного царя на мировой горе), в серебряных палатах в золотой одежде. Он руководит собраниями народа, строит города. По поверьям мордвы, Тюштян может послать неурожай и стихийное бедствие; если он вновь выступит против своих врагов, начнется последняя война, которая погубит мир.
| width="200px" valign="top" align="left" bgcolor="#F5F5F5" |[[Файл:00-00-000-000.jpg|2px|ссылка=Special:FilePath/00-00-000-000.jpg]]
+
| width="200px" valign="top" align="left" bgcolor="#F5F5F5" |[[Файл:00-00-000-000.jpg|2px]]
  
 
См. также:
 
См. также:
Строка 25: Строка 25:
 
*Маскаев А. И., Образ Тюштяна в мордовском фольклоре, «Ученые записки Мордовского государственного педагогического института», 1957, в. 6 < MNME
 
*Маскаев А. И., Образ Тюштяна в мордовском фольклоре, «Ученые записки Мордовского государственного педагогического института», 1957, в. 6 < MNME
 
*Мокший H. P., Религиозные верования мордвы, Саранск, 1968 < MNME
 
*Мокший H. P., Религиозные верования мордвы, Саранск, 1968 < MNME
[[Категория:Финно-угорская мифология]]
+
[[Категория:Финно-угры]]

Текущая версия на 06:37, 6 июня 2023

Тюштян
Тюште́нь
Тюштя

В мордовской мифологии культурный герои, основатель светской власти.

Тюштян — пахарь-богатырь, избранный эрзянь кирди — «правителем эрзи»; или инязором (от ине, «великий», азор, «хозяин») на совете семи старейшин эрзи. По преданию, когда Нишке создал землю и народ эрзю, эрзяне сильно умножились и стали спорить из-за земли. Тюштян согласился поделить угодья, если получит священный знак: сухая палка, воткнутая в землю, должна зазеленеть во время его пахоты. Тюштян стал справедливым правителем; при помощи колдовства и богатырской силы он одолевал врагов мордвы. Время его правления — «золотой век» («век Тюштяна»), когда рождались одни мальчики.

У мокши Тюштень — оцязор (оцю, «большой», азор, «хозяин»), каназор (от тюрк. хан) обитает на восходе солнца на вершине горы (ср. образ священного царя на мировой горе), в серебряных палатах в золотой одежде. Он руководит собраниями народа, строит города. По поверьям мордвы, Тюштян может послать неурожай и стихийное бедствие; если он вновь выступит против своих врагов, начнется последняя война, которая погубит мир.

00-00-000-000.jpg

См. также:

Культурный герой

Нишке

Пахарь
Золотой век
Посох Аарона

Литература

  • Одноимённая статья в MNME
  • Маскаев А. И., Образ Тюштяна в мордовском фольклоре, «Ученые записки Мордовского государственного педагогического института», 1957, в. 6 < MNME
  • Мокший H. P., Религиозные верования мордвы, Саранск, 1968 < MNME