Кентавр: различия между версиями
(а) |
м (Замена текста — «Категория:Греческая мифология» на «Категория:греция») |
||
(не показаны 2 промежуточные версии этого же участника) | |||
Строка 5: | Строка 5: | ||
между добром и злом, животную и духовную натуры, еретика, инкарнацию дьявола. Лук и стрелы — огненные дротики зла. В Древней Греции кентавр [[Хирон]], воспитавший Ахилла, олицетворял мудрость. Кентавры иногда сопровождают [[Дионис]]а (Вакха). | между добром и злом, животную и духовную натуры, еретика, инкарнацию дьявола. Лук и стрелы — огненные дротики зла. В Древней Греции кентавр [[Хирон]], воспитавший Ахилла, олицетворял мудрость. Кентавры иногда сопровождают [[Дионис]]а (Вакха). | ||
− | Со стрелой и опущенным луком — зодиакальный [[Стрелец]]. | + | Со стрелой и опущенным луком — зодиакальный [[Стрелец, зодиакальное созвездие|Стрелец]]. |
В греческой мифологии один из породы тех, кого Гомер назвал «дикими животными», Большинство из них грубы, пьяны и распутны. Они фигурируют в некоторых образцах раннего греческого искусства,. а также в скульптуре и рельефах классического периода. В связи с этим символически они представлялись олицетворением грубой природной силы и господства инстинктов, так как в них животная природа лишь несовершенно укрощается человеческим компонентом. | В греческой мифологии один из породы тех, кого Гомер назвал «дикими животными», Большинство из них грубы, пьяны и распутны. Они фигурируют в некоторых образцах раннего греческого искусства,. а также в скульптуре и рельефах классического периода. В связи с этим символически они представлялись олицетворением грубой природной силы и господства инстинктов, так как в них животная природа лишь несовершенно укрощается человеческим компонентом. | ||
Строка 21: | Строка 21: | ||
Хирон, кентавр-учитель Ахиллеса, был знаменит своей ученостью. Напротив, в античности некоторым кентаврам приписывались и положительные качества, в первую очередь именно благодаря их единству с природой. Такие герои, как Ясон и Ахилл, были в юности воспитанниками и учениками мудрого кентавра Хирона, который познакомил их с целебными травами. Золототысячник (Centaurium) получил свое название от этого благодетельного получеловека-полулошади, который из-за ошибки Геракла был сражен его отравленной стрелой, отказался в пользу Прометея от бессмертия и в конце концов переселился на небо в виде созвездия Стрельца. Греческий род врачей ведет свое происхождение от этого благородного кентавра. | Хирон, кентавр-учитель Ахиллеса, был знаменит своей ученостью. Напротив, в античности некоторым кентаврам приписывались и положительные качества, в первую очередь именно благодаря их единству с природой. Такие герои, как Ясон и Ахилл, были в юности воспитанниками и учениками мудрого кентавра Хирона, который познакомил их с целебными травами. Золототысячник (Centaurium) получил свое название от этого благодетельного получеловека-полулошади, который из-за ошибки Геракла был сражен его отравленной стрелой, отказался в пользу Прометея от бессмертия и в конце концов переселился на небо в виде созвездия Стрельца. Греческий род врачей ведет свое происхождение от этого благородного кентавра. | ||
− | часто изображались в Элладе как враги лапифского племени, фессалийского горного народа, у которого полулюди-полулошади в состоянии опьянения пытались похитить женщин (см. | + | часто изображались в Элладе как враги лапифского племени, фессалийского горного народа, у которого полулюди-полулошади в состоянии опьянения пытались похитить женщин (см. Дикие люди). Битва лапифов с кентаврами; Похищение Гипподамии, Кровавая битва, описанная Овидием с множеством подробностей («Мет.», 12:210-2^5). Лапифы, миролюбивые жители Фессалии, праздновали бракосочетание своего царя Пирифоя с Гипподамией. На пиршество были приглашены кентавры, но скоро они стали вести себя неподобающим образом. Один из них, [[Эврит]], захмелевши, решил похитить невесту, но тут же завязалась жестокая битва, в которой оружием оказались бокалы для питья, ножки столов, оленьи рога — фактически все, что было под рукой. Кровь и размозженные головы были повсюду. В конце концов, благодаря главным образом Тесею, другу Пирифоя, оказавшемуся среди гостей, кентавры были изгнаны. Для древних эллинов, так же как и в эпоху Ренессанса, этот сюжет символизировал победу цивилизации над варварством. Он использовался для украшения греческих храмов, в частности метоп Парфенона (так называемые «Мраморы Эльджина»). Он был популярен у художников барокко. [[Гипподамия]] сражается, зажатая в тиски Эвритиона, окруженная другими яростно воюющими персонажами, среди обломков пиршеских столов. Воин в доспехах, размахивающий мечом, может быть Тесеем. |
Использовался в христианском искусстве как символ необузданных страстей и излишеств, и более того, как символ прелюбодеяния. Кроме того, этот зверь служил олицетворением грубой силы и мести. В раннехристианском «Физиологусе» кентавр трактуется как символ еретика, который хоть и знает учение христианства, но применяет его неверно и тем самым остается двойственным. В средневековой символике кентавр, поскольку он не преодолел свою животную природу, считается противоположностью благородного рыцаря, а часто также — олицетворением порока высокомерия. Он стал символом еретика, а его фигура стала выражением двойственного человека, разрывающегося между добром и злом. Иногда кентавра изображают с луком и стрелой, что символизирует необузданный характер нечестивого человека. | Использовался в христианском искусстве как символ необузданных страстей и излишеств, и более того, как символ прелюбодеяния. Кроме того, этот зверь служил олицетворением грубой силы и мести. В раннехристианском «Физиологусе» кентавр трактуется как символ еретика, который хоть и знает учение христианства, но применяет его неверно и тем самым остается двойственным. В средневековой символике кентавр, поскольку он не преодолел свою животную природу, считается противоположностью благородного рыцаря, а часто также — олицетворением порока высокомерия. Он стал символом еретика, а его фигура стала выражением двойственного человека, разрывающегося между добром и злом. Иногда кентавра изображают с луком и стрелой, что символизирует необузданный характер нечестивого человека. | ||
Строка 49: | Строка 49: | ||
[Мифы народов мира. Энциклопедия: Кентавры, С. 3 и далее. Мифы народов мира, С. 3900 (ср. Мифы народов мира. Энциклопедия, С. 640 Словарь)] | [Мифы народов мира. Энциклопедия: Кентавры, С. 3 и далее. Мифы народов мира, С. 3900 (ср. Мифы народов мира. Энциклопедия, С. 640 Словарь)] | ||
− | [[Категория: | + | [[Категория:греция]] |
Текущая версия на 16:18, 9 июня 2023
Кентавр. Этим символом представлена низшая природа человека, его звериная натура, соединенная с более высокой природой, человеческими достоинствами и способностью суждения; свирепый и добрый аспекты человеческой природы и конфликт между этими противоположностями. Лошадь олицетворяет мужскую солярную силу и является подножием для поднимающегося духа человека. Это комбинация слепой силы и направляющего духа. В христианстве кентавр символизирует чувственность, страсти, адюльтер, жестокую силу, человека, разрываемого
между добром и злом, животную и духовную натуры, еретика, инкарнацию дьявола. Лук и стрелы — огненные дротики зла. В Древней Греции кентавр Хирон, воспитавший Ахилла, олицетворял мудрость. Кентавры иногда сопровождают Диониса (Вакха).
Со стрелой и опущенным луком — зодиакальный Стрелец.
В греческой мифологии один из породы тех, кого Гомер назвал «дикими животными», Большинство из них грубы, пьяны и распутны. Они фигурируют в некоторых образцах раннего греческого искусства,. а также в скульптуре и рельефах классического периода. В связи с этим символически они представлялись олицетворением грубой природной силы и господства инстинктов, так как в них животная природа лишь несовершенно укрощается человеческим компонентом.
Они могут происходить от примитивных и, по-видимому, варварских скотоводов Фессалии, которые пасли свои стада верхом на лошадях. Места эти были центром коневодства в античную эпоху.
Их происхождение толкуется как образ-воспоминание о первом нашествии народов-всадников из южноазиатских степей, которые повергли оседлых жителей средиземноморских стран в состояние ужаса (аналогично индейцы Центральной Америки толковали скачущих на лошадях испанских завоевателей сначала как зверочеловеческие смешанные существа).
Их изображают с головой и торсом человека, а корпусом — коня. смешанные существа, у которых круп и ноги лошади, а торс и голова — человеческие (мужские); со времен греческой античности являются символом двойственности. Кентавры (они назывались также гиппокентаврами)
Они были потомками Иксиона.
Для гуманистов Ренессанса кентавры олицетворяли низменную, часто животную природу и противопоставлялись высшей мудрости, которую являла собою Минерва. Кентавров часто можно видеть в свите Бахуса.
Хирон, кентавр-учитель Ахиллеса, был знаменит своей ученостью. Напротив, в античности некоторым кентаврам приписывались и положительные качества, в первую очередь именно благодаря их единству с природой. Такие герои, как Ясон и Ахилл, были в юности воспитанниками и учениками мудрого кентавра Хирона, который познакомил их с целебными травами. Золототысячник (Centaurium) получил свое название от этого благодетельного получеловека-полулошади, который из-за ошибки Геракла был сражен его отравленной стрелой, отказался в пользу Прометея от бессмертия и в конце концов переселился на небо в виде созвездия Стрельца. Греческий род врачей ведет свое происхождение от этого благородного кентавра.
часто изображались в Элладе как враги лапифского племени, фессалийского горного народа, у которого полулюди-полулошади в состоянии опьянения пытались похитить женщин (см. Дикие люди). Битва лапифов с кентаврами; Похищение Гипподамии, Кровавая битва, описанная Овидием с множеством подробностей («Мет.», 12:210-2^5). Лапифы, миролюбивые жители Фессалии, праздновали бракосочетание своего царя Пирифоя с Гипподамией. На пиршество были приглашены кентавры, но скоро они стали вести себя неподобающим образом. Один из них, Эврит, захмелевши, решил похитить невесту, но тут же завязалась жестокая битва, в которой оружием оказались бокалы для питья, ножки столов, оленьи рога — фактически все, что было под рукой. Кровь и размозженные головы были повсюду. В конце концов, благодаря главным образом Тесею, другу Пирифоя, оказавшемуся среди гостей, кентавры были изгнаны. Для древних эллинов, так же как и в эпоху Ренессанса, этот сюжет символизировал победу цивилизации над варварством. Он использовался для украшения греческих храмов, в частности метоп Парфенона (так называемые «Мраморы Эльджина»). Он был популярен у художников барокко. Гипподамия сражается, зажатая в тиски Эвритиона, окруженная другими яростно воюющими персонажами, среди обломков пиршеских столов. Воин в доспехах, размахивающий мечом, может быть Тесеем.
Использовался в христианском искусстве как символ необузданных страстей и излишеств, и более того, как символ прелюбодеяния. Кроме того, этот зверь служил олицетворением грубой силы и мести. В раннехристианском «Физиологусе» кентавр трактуется как символ еретика, который хоть и знает учение христианства, но применяет его неверно и тем самым остается двойственным. В средневековой символике кентавр, поскольку он не преодолел свою животную природу, считается противоположностью благородного рыцаря, а часто также — олицетворением порока высокомерия. Он стал символом еретика, а его фигура стала выражением двойственного человека, разрывающегося между добром и злом. Иногда кентавра изображают с луком и стрелой, что символизирует необузданный характер нечестивого человека.
Кентавра часто можно видеть на изображениях сцен жизни Св. Антония Египетского, ибо, согласно легенде, это мифическое животное указало Антонию в пустыне дорогу к Св. Павлу Отшельнику.
В астрологической символике девятый знак зодиака Стрелец изображается как стреляющий из лука кентавр (см. Звезды), это «знак огня», который придает рожденным под его эгидой такие качества, как целеустремленность, наступательность, энергичность и стремление к свету, силе и власти.
Кентавры: Борьба кентавров и лапифов. Фриз Парфенона. Афины, ок. 445 г.до н. э.
Кентавры: Смешанное существо в мозаике на полу. Палестина,
Минотавр в виде кентавра в борьбе с Тесеем. Иллюстрация к книге Плутарха «Сравнительные жизнеописания». Венеция, 1496 г.
Кентавры(см.) часто появляются в обрядах, посвященных Дионису.
МНМ
- Кентавры — греч. Кentayroi
В греческой мифологии дикие существа, полулюди-полукони, обитатели гор и лесных чащ, отличаются буйным нравом и невоздержанностью (см. рис.). Их миксантропизм объясняется тем, что они рождены от Иксиона и тучи, принявшей по воле Зевса облик Геры, на которую покушался Иксион (Pind. Pyth. II 21-48). К. сражаются со своими соседями лапифами (кентавромахия), пытаясь похитить для себя жен из этого племени (Ovid. Met. XII 210—535). См. рис. Особое место среди К. занимают два — Хирон и Фол, воплощающие мудрость и благожелательность. Хирон — сын Кроноса и нимфы Филиры-«липы» (Apollod. I 2, 4), Фол — сын Селена и нимфы Мелии-«ясеневой» (II 5, 4), то есть их происхождение уходит в область растительного фетишизма и анимизма. После того как К. победил Геракл, они были вытеснены из Фессалии и расселились по всей Греции. Посейдон взял К. под свое покровительство. В героических мифах одни из К. являются воспитателями героев (Ясона, Ахилла), другие — враждебны миру героев (Эвритион пытается похитить невесту Пирифоя, Несс покушается на Деяниру и является причиной гибели героя). К смертны, бессмертен только Хирон, но и он, страдая от раны, нечаянно нанесенной ему Гераклом, жаждет умереть и отказывается от бессмертия в обмен на освобождение Зевсом Прометея (Apollod. II 5, 4).
Лит.: Dimйzil G, Le problиme des centaures, «Etude de mythologie comparйe indo europйenne», F, 1929, Isard A, Le centaure dans la lйgende et dans 1 art Thиse, Lyon, 1939, Carnoy A, Le concept mythologique du gandharva et du centaure, «Musйon», 1936, v 49, p 99-113
А. А. Тахо-Годи
В античном изобразительном искусстве были популярны сцены кентавромахии (южные метопы Парфенона, рельефы западного фронтона храма Зевса в Олимпии, западного фриза Гефестейона в Афинах и др.; произведения вазописи и мелкой пластики). Миф о Нессе и Деянире также нашел отражение в искусстве (роспись сосудов, римские мозаики, фрески в Помпеях). Особое место как в античном искусстве, так и в искусстве последующих эпох занимает образ Хирона. В средневековом искусстве изображения К. рано появляются в миниатюрах арабских и европейских космологических трактатов среди знаков Зодиака (К. — традиционный символ созвездия Стрельца). В пластическом декоре романских церквей нередко встречаются фигуры К., стреляющих из лука на скаку (рельефы бронзовых дверей собора в Аугсбурге, нач. 11 в., и др.). К. изображали и в качестве служителей ада наряду с бесами (фреска Нардо ди Чоне в капелле Строцци церкви Санта-Мария Новелла во Флоренции, сер. 14 в., соответствующая эпизоду с Хироном, Фолом и Нессом у Данте, «Ад», XII, 55-75). В произведениях эпохи Возрождения К. также порой выступают носителями греха, олицетворением животных страстей, похоти (картина С. Боттичелли «Паллада и кентавр»). См. рис. Но в этот период сцены кентавромахии начинают привлекать художников и экспрессией сюжета, живописностью персонажей (рельефы Бертольдо ди Джованни и Микеланджело). Этими же мотивами объясняется обращение к мифам о К. в искусстве 16-17 вв. Сцены кентавромахии изображали Пьеро ди Козимо, Я. Бассано, Ш. Лебрен и др., похищение Деяниры — П. Веронезе, Б. Шпрангер, Г. Рени и др. Оба сюжета нашли отражение в творчестве Рубенса. В 18 в. К. используются в пейзажной живописи в качестве стаффажных фигур; в искусстве нового времени известно несколько случаев непосредственного обращения к сюжетам мифов («Кентавромахия» А. Беклина, «Кентавресса» О. Родена; фигуры К. появляются в произведениях Л. Коринта и П. Пикассо).
[Мифы народов мира. Энциклопедия: Кентавры, С. 3 и далее. Мифы народов мира, С. 3900 (ср. Мифы народов мира. Энциклопедия, С. 640 Словарь)]