Абзу: различия между версиями

Материал из StudioSyndrome
Перейти к навигации Перейти к поиску
(а)
 
м
 
(не показаны 2 промежуточные версии этого же участника)
Строка 7: Строка 7:
 
В шумерском мифе Энки велит Нинмах вылепить в Абзу и из его глины человека.
 
В шумерском мифе Энки велит Нинмах вылепить в Абзу и из его глины человека.
  
В вавилонской космологии (аккад. поэма «Энума элиш») — персонификация мирового океана, воплощение первозданной стихии, первопричина жизни, муж [[Тиамат]]. Мешая свои воды они создают первых богов «старшего поколения» — [[Лахму]] и [[Лахаму]], которые породили [[Апшар]]а и [[Кишар]]. От последних возникли [[Ан]] (небо) и [[Эйя]] (бог земли, воды и мудрости). «Молодое поколение» богов раздражает своим поведением Апсу, который вместе с советником [[Мумму]] строит планы их уничтожения. Но Эйя (шумер. [[Энки]]) усыпляет и убивает его, возводит жилище «Апсу» над убитым Апсу и зачинает в нем [[Мардук]]а. Последний позже сражается с Тиамат и убивает ее.
+
В вавилонской космологии (аккад. поэма «Энума элиш») — персонификация мирового океана, воплощение первозданной стихии, первопричина жизни, муж [[Тиамат]]. Мешая свои воды они создают первых богов «старшего поколения» — Лахму и Лахаму, которые породили Апшара и Кишар. От последних возникли [[Ан]] (небо) и Эйя (бог земли, воды и мудрости). «Молодое поколение» богов раздражает своим поведением Апсу, который вместе с советником [[Мумму]] строит планы их уничтожения. Но Эйя (шумер. [[Энки]]) усыпляет и убивает его, возводит жилище «Апсу» над убитым Апсу и зачинает в нем [[Мардук]]а. Последний позже сражается с Тиамат и убивает ее.
  
 
Апсу, т.о., выступает символом инстинктивного жизненного начала, которое возвышается к свету и мудрости благодаря тому, что его необузданность смягчается позднее возникшими более рассудительными богами.
 
Апсу, т.о., выступает символом инстинктивного жизненного начала, которое возвышается к свету и мудрости благодаря тому, что его необузданность смягчается позднее возникшими более рассудительными богами.
Строка 21: Строка 21:
 
==<div style="font-size:70%"><font color="#669999">Литература</font></div>==
 
==<div style="font-size:70%"><font color="#669999">Литература</font></div>==
 
*Афанасьева  В. К. Одноимённая статья в [[MNME]]
 
*Афанасьева  В. К. Одноимённая статья в [[MNME]]
 
{| class="FCK__ShowTableBorders" width="100%" cellspacing="5" cellpadding="5" border="0" align="center"
 
|-
 
| valign="top" align="left" |
 
:хххе́
 
 
Основные значения:
 
 
| width="200px" valign="top" align="left" bgcolor="#F5F5F5" |
 
[[Изображение:00-00-000-000.jpg|2px|ссылка=Special:FilePath/00-00-000-000.jpg]]
 
 
См. также:
 
:
 
----
 
:
 
----
 
:
 
|}
 
  
 
==<div style="font-size:70%"><font color="#669999">Литература</font></div>==
 
==<div style="font-size:70%"><font color="#669999">Литература</font></div>==
Строка 45: Строка 27:
 
==<div style="font-size:70%"><font color="#669999">Примечания и комментарии</font></div>==
 
==<div style="font-size:70%"><font color="#669999">Примечания и комментарии</font></div>==
 
<small><references /></small>
 
<small><references /></small>
 +
[[Категория:Шумер]]

Текущая версия на 18:40, 1 июня 2023

Авзу

Шумер. Энгурра (синоним); Аккад. — Апсу

Мировой океан подземных пресных вод, окружающий землю (Возможно, оформлению этого мифологического представления содействовало наблюдение над заболоченными почвами нижней Месопотамии, где отдельные равнинные участки земли как бы плавали в выступающих из-под почвы пресных водах). Его владыка — бог мудрости Энки, храм которого в Эреду(г)е (позже — в Уре) носил название Абзу или «дом Энгурры». Одновременно считалось потаенным где-то в глубинах местом, куда боги не могут заглянуть и где хранятся таинственные могущественные силы — ме. Эти особые «таблицы судьбы» — носитель мудрости Энки. Инанна (Иштар), дочь Энки, похищает ме и передает их людям. Энки не удается вернуть таблицы, и люди получают дары цивилизации.

В шумерском мифе Энки велит Нинмах вылепить в Абзу и из его глины человека.

В вавилонской космологии (аккад. поэма «Энума элиш») — персонификация мирового океана, воплощение первозданной стихии, первопричина жизни, муж Тиамат. Мешая свои воды они создают первых богов «старшего поколения» — Лахму и Лахаму, которые породили Апшара и Кишар. От последних возникли Ан (небо) и Эйя (бог земли, воды и мудрости). «Молодое поколение» богов раздражает своим поведением Апсу, который вместе с советником Мумму строит планы их уничтожения. Но Эйя (шумер. Энки) усыпляет и убивает его, возводит жилище «Апсу» над убитым Апсу и зачинает в нем Мардука. Последний позже сражается с Тиамат и убивает ее.

Апсу, т.о., выступает символом инстинктивного жизненного начала, которое возвышается к свету и мудрости благодаря тому, что его необузданность смягчается позднее возникшими более рассудительными богами.

В вавилонско-шумерской мифологии ангелом бездны была Апсу.

МНМ

шумер. Абзу
Аккад. Апсу

В шумеро-аккадcкой мифологии мировой океан подземных пресных вод, окружающий землю (возможно, оформлению этого мифологического представления содействовало наблюдение над заболоченными почвами нижней Месопотамии, где отдельные равнинные участки земли как бы плавали в выступающих из-под почвы пресных водах). Владыка А. — бог мудрости Энки, его храм в Эреду(г)е (позже — в Уре) носил название А. или «дом Энгурры» (шумер. Энгурра — синоним А.). Одновременно А. считалось потаённым, где-то в глубинах спрятанным местом, куда боги не могут заглянуть и где хранятся таинственные могущественные силы — ме. В шумерском мифе об Энки и Нинмах Энки велит Нинмах вылепить в А. из глины А. человека. В вавилонских космологических представлениях (аккад. поэма «Энума элиш») Апсу — персонификация мирового океана, первопричина жизни, воплощение первозданной стихии, муж Тиамат. Апсу и Тиамат, мешая свои воды, создают первых богов «старшего поколения» — Лахму и Лахаму (см. в ст. Лахама). «Молодое поколение» богов раздражает своим поведением Апсу, который вместе с советником Мумму строит планы их уничтожения. Но Эйя (шумер. Энки) усыпляет Апсу и затем убивает его. Над убитым Апсу Эйя возводит жилище «Апсу» и в нём зачинает Мардука.

Литература

  • Афанасьева В. К. Одноимённая статья в MNME

Литература

  • Одноимённая статья в MNME

Примечания и комментарии