Адад: различия между версиями

Материал из StudioSyndrome
Перейти к навигации Перейти к поиску
(а)
 
м
 
(не показаны 2 промежуточные версии этого же участника)
Строка 3: Строка 3:
 
В шумеро-аккадской мифологии бог грома, бури, ветра (имя го пишется знаком «Им», «ветер»).
 
В шумеро-аккадской мифологии бог грома, бури, ветра (имя го пишется знаком «Им», «ветер»).
  
[[Ишкур]] упоминается уже в шумерских списках богов из Фары 26 в. до н. э. (хотя, возможно, не является шумерским), его семитский эквивалент известен со староаккадского периода. Сын бога неба Ану. Его супруга — богиня [[Шала]] (хурритская?). Спутники Адада — [[Шуллат]] и [[Ханиш]].
+
Ишкур упоминается уже в шумерских списках богов из Фары 26 в. до н. э. (хотя, возможно, не является шумерским), его семитский эквивалент известен со староаккадского периода. Сын бога неба Ану. Его супруга — богиня Шала (хурритская?). Спутники Адада — Шуллат и Ханиш.
  
 
Аккадский Адад олицетворяет как гибельные, так и плодоносные силы природы:
 
Аккадский Адад олицетворяет как гибельные, так и плодоносные силы природы:
Строка 41: Строка 41:
 
:хххе́
 
:хххе́
 
Основные значения:
 
Основные значения:
| width="200px" valign="top" align="left" bgcolor="#F5F5F5" |[[Изображение:00-00-000-000.jpg|2px|ссылка=Special:FilePath/00-00-000-000.jpg]]
+
| width="200px" valign="top" align="left" bgcolor="#F5F5F5" |[[Изображение:00-00-000-000.jpg|2px]]
  
 
См. также:
 
См. также:
Строка 54: Строка 54:
 
==<div style="font-size:70%"><font color="#669999">Примечания и комментарии</font></div>==
 
==<div style="font-size:70%"><font color="#669999">Примечания и комментарии</font></div>==
 
<small><references /></small>
 
<small><references /></small>
[[Категория:Шумеро-аккадская мифология]]
+
[[Категория:Шумер]]

Текущая версия на 18:40, 1 июня 2023

Адду (аккадск.), Ишкур (шумер.),

В шумеро-аккадской мифологии бог грома, бури, ветра (имя го пишется знаком «Им», «ветер»).

Ишкур упоминается уже в шумерских списках богов из Фары 26 в. до н. э. (хотя, возможно, не является шумерским), его семитский эквивалент известен со староаккадского периода. Сын бога неба Ану. Его супруга — богиня Шала (хурритская?). Спутники Адада — Шуллат и Ханиш.

Аккадский Адад олицетворяет как гибельные, так и плодоносные силы природы:

— губящее поля наводнение,

— плодоносный дождь;

— в его же ведении и засоление почвы;

— если бог-ветер забирает дождь, начинаются засуха и голод (миф об Атрахасисе);

— следствием дождевой бури, а не наводнения с моря, является и потоп.

Один из эпитетов — «господин плотины небес».

Шумерский Ишкур (его роль гораздо менее самостоятельна, чем аккадского Адада) обычно описывается как «дикий бык ярости» и в противоположность аккадскому не выступает как божество плодородного дождя (Видимо, это было связано с тем, что земледельческая культура южной Месопотамии базировалась не на естественном, а на искусственном орошении).) Основные места почитания — Энеги, возле города Ура,

— город Мурум (не локализован)

— Вавилон,

— Ашшур на севере (имел общий храм с Ану).

В иконографии с ним связывается бык как символ плодородия и неукротимости одновременно. Эмблемой обычно был двузубец или трезубец молнии. Тождественен западносемитскому Баал-Хаддаду и хеттскому Тешубу.

МНМ

аккадск. А́дад, А́дду
шумер. Ишкур

В шумеро-аккадской мифологии бог грома, бури, ветра (имя его пишется знаком «Им», «ветер»). Ишкур упоминается уже в шумерских списках богов из Фары 26 в. до н. э. (хотя, возможно, не является шумерским), его семитский эквивалент известен со староаккадского периода. Отец А. — бог неба Ану (Aн), супруга — богиня Шала (хурритская?). Спутники А. — Шуллат и Ханиш. Аккадский А. олицетворяет как гибельные, так и плодоносные силы природы: губящее поля наводнение, плодоносный дождь; в его же ведении и засоление почвы; если бог-ветер забирает дождь, начинаются засуха и голод (миф об Атрахасисе); следствием дождевой бури (а не наводнения с моря) является и потоп. Один из эпитетов А. — «господин плотины небес». Шумерский Ишкур (его роль гораздо менее самостоятельна, чем аккадского А.) обычно описывается как «дикий бык ярости» и в противоположность аккадскому не выступает как божество плодородного дождя (видимо, это было связано с тем, что земледельческая культура южной Месопотамии базировалась не на естественном, а на искусственном орошении). Основные места почитания А. — Энеги, возле города Ура, город Мурум (не локализован) и Вавилон, на севере — Ашшур, где А. имел общий храм с Ану. В иконографии с образом бога бури связывается бык как символ плодородия и неукротимости одновременно. Эмблемой А. обычно был двузубец или трезубец молнии.

А. тождественны западносемитский Баал-Хаддад (см. Балу), хеттский Тешуб.

Литература

  • Афанасьева В. К. Одноимённая статья в MNME
хххе́

Основные значения:

00-00-000-000.jpg

См. также:



Литература

  • Одноимённая статья в MNME

Примечания и комментарии