Амбар-она: различия между версиями
(а) |
м |
||
(не показаны 2 промежуточные версии этого же участника) | |||
Строка 10: | Строка 10: | ||
С именем Амбар-она связывается также возникновение обряда, призванного стимулировать произрастание посевов изготовление весеннего кушанья из проросших пшеничных зёрен (сумаляк). | С именем Амбар-она связывается также возникновение обряда, призванного стимулировать произрастание посевов изготовление весеннего кушанья из проросших пшеничных зёрен (сумаляк). | ||
− | | width="200px" valign="top" align="left" bgcolor="#F5F5F5" |[[Файл:00-00-000-000.jpg|2px | + | | width="200px" valign="top" align="left" bgcolor="#F5F5F5" |[[Файл:00-00-000-000.jpg|2px]] |
См. также: | См. также: | ||
: | : | ||
---- | ---- | ||
− | : | + | :Хаким-ата |
− | : | + | :Зенгир-баба |
:[[Ардвисура Анахита]] | :[[Ардвисура Анахита]] | ||
− | : | + | :Хубби-Ходжи |
---- | ---- | ||
:[[Вода]] | :[[Вода]] | ||
Строка 25: | Строка 25: | ||
*Басилов В. Н. Одноимённая статья в [[MNME]] | *Басилов В. Н. Одноимённая статья в [[MNME]] | ||
*Снесарев Г. П., Реликты домусульманских верований и обрядов у узбеков Хорезма, М. 1969, с. 240-62 < MNME | *Снесарев Г. П., Реликты домусульманских верований и обрядов у узбеков Хорезма, М. 1969, с. 240-62 < MNME | ||
− | [[Категория: | + | [[Категория:Тюрки]] |
Текущая версия на 20:04, 1 июня 2023
В мифологии узбеков и других народов Хорезмского оазиса покровительница женщин и женских занятий. Жена Хаким-ата, а после его смерти — покровителя крупного рогатого скота Зенги-баба. Вне Хорезмского оазиса представления об Амбар-она нечётки. Видимо, в основе её образа — авестийское божество плодородия Ардвисура Анахита. Сохранились мифы о долгих и безуспешных странствиях Амбар-она в поисках сына Хубби-Ходжи (типичный сюжет мифа о божестве плодородия). Хубби-Ходжа, которому приписывалась способность оживлять закланных и съеденных животных, утонувших людей, скрылся в водах Амударьи, устыдившись, что превзошёл отца святостью. Считалось, что он регулирует режим Амударьи, покровительствует плавающим по ней. К Амбар-она обращались за помощью повитухи, знахарки, шаманки. Многие обряды, посвящённые ей, связаны с водной стихией, Амударьёй. На носах судов, плававших до Амударье, изображалась голова Амбар-она. С именем Амбар-она связывается также возникновение обряда, призванного стимулировать произрастание посевов изготовление весеннего кушанья из проросших пшеничных зёрен (сумаляк). |
См. также:
|
Литература
- Басилов В. Н. Одноимённая статья в MNME
- Снесарев Г. П., Реликты домусульманских верований и обрядов у узбеков Хорезма, М. 1969, с. 240-62 < MNME