Амеша Спента: различия между версиями

Материал из StudioSyndrome
Перейти к навигации Перейти к поиску
(а)
 
м
 
(не показаны 2 промежуточные версии этого же участника)
Строка 31: Строка 31:
 
*Армайти — ползучую мускусную [[Роза|розу]],
 
*Армайти — ползучую мускусную [[Роза|розу]],
 
*Аурват — [[лилия|лилию]] и т. д.<ref>«Бундахишн» 27, 24</ref>.
 
*Аурват — [[лилия|лилию]] и т. д.<ref>«Бундахишн» 27, 24</ref>.
| width="200px" valign="top" align="left" bgcolor="#F5F5F5" |[[Файл:00-00-000-000.jpg|2px|ссылка=Special:FilePath/00-00-000-000.jpg]]
+
| width="200px" valign="top" align="left" bgcolor="#F5F5F5" |[[Файл:00-00-000-000.jpg|2px]]
  
 
См. также:
 
См. также:
Строка 43: Строка 43:
 
:[[Лилия]]
 
:[[Лилия]]
 
----
 
----
:[[Спента Майнью]]
+
:Спента Майнью
:[[Boxу Мана]]
+
:Boxу Мана
 
:[[Аша Вахишта]]
 
:[[Аша Вахишта]]
:[[Хшатра Вайрья]]
+
:Хшатра Вайрья
:[[Армайти]]
+
:Армайти
 
:[[Арматай]]
 
:[[Арматай]]
 
:[[Аурват]]
 
:[[Аурват]]
:[[Хаурватат]]
+
:Хаурватат
 
:[[Амертат]]
 
:[[Амертат]]
 
|}
 
|}
Строка 61: Строка 61:
 
==<div style="font-size:70%"><font color="#669999">Примечания</font></div>==
 
==<div style="font-size:70%"><font color="#669999">Примечания</font></div>==
 
<references />
 
<references />
[[Категория:Иранская мифология]]
+
[[Категория:Иран]]

Текущая версия на 15:39, 2 июня 2023

Аме́ша Спе́нта — авест. — «бессмертные святые»
Амшаспа́нд — среднеперс.

В иранской мифологии шесть или семь божеств, составляющих ближайшее окружение верховного божества Ахурамазды.

Ранние тексты изображают их существами нейтрального рода, другие[1] — мужского и женского, третьи[2] — только мужского. В период раннего средневековья Амеша Спента часто воспринимались как единый персонаж. Многие исследователи, отрицая самостоятельность каждого из Амеша Спента, склонны были видеть в них аспекты, аллегории благих качеств Ахурамазды, его эманации. Однако имена пяти Амеша Спента имеют точные соответствия в ведийской мифологии, что указывает на индоиранские истоки их образов как самостоятельных божеств, а их система в целом повторяет древнюю индоиранскую и индоевропейскую схему семибожного пантеона[3]. В состав Амеша Спента входят:

  • Спента Майнью — «святой дух», творческая ипостась Ахурамазды;
  • Boxу Мана — «благая мысль»;
  • Аша Вахишта — «истина»;
  • Хшатра Вайрья — «власть», с оттенком значения «царство божие»;
  • Армайти — Арматай, «благочестие»;
  • Аурват — Хаурватат, «целостность», как полнота физического существования, противоположность болезни, смерти, старости);
  • Амертат — «обессмертие».

Два божества из Амеша Спента — Аша Вахишта и Boxy Мана вместе с Ахурамаздой составляют верховную триаду иранских богов.

До сложения маздеизма, а впоследствии вне её ортодоксальной систематики Армайти считалась богиней земли, иногда женой либо сестрой Ахурамазды, пребывающей с ним в кровнородственном браке. В поздних текстах имеют противников из сил тьмы[4].

Амеша Спента считали также покровителями священных стихий и животных:

  • Boxy Мана — покровитель скота,
  • Аша Вахишта — огня,
  • Хшатра Вайрья — металлов,
  • Армайти — земли,
  • Аурват — воды,
  • Амертат — растений.

Известен миф о поочерёдном общении Заратуштры с каждым из Амеша Спента в различных географических пунктах западного Ирана. Эти семь явлений Амеша Спента пророку послужили началом утверждению на земле зороастрийской веры.

Каждый из Амеша Спента в качестве отличительного символа имел свой цветок, например:

  • Boxy Мана — белый или жёлтый жасмин,
  • Армайти — ползучую мускусную розу,
  • Аурват — лилию и т. д.[5].
00-00-000-000.jpg

См. также:

Иранская мифология
Индоевропейская мифология

Ахурамазда
Заратуштра
Жасмин
Роза
Лилия

Спента Майнью
Boxу Мана
Аша Вахишта
Хшатра Вайрья
Армайти
Арматай
Аурват
Хаурватат
Амертат

Черновые материалы

в парсизме почитаются семь "бессмертных святых" - Амеша Спента), олицетворявших: благую мысль, высшую справедливость, желанное царство божие, благочестие, совершенное здоровье, обновляющее бессмертие, чуткое послушание.

Литература

  • Лелеков Л. А. Одноимённая статья в MNME
  • Geiger В., Die Amesa Spentas, ihr Wesen und ihre ursprungliche Bedeutung, Wien, 1916 < MNME
  • Colpe C., Reflections on the history of the Amesa Spanta conceptions. XXIX Congrйs International des orientalistes. Rйsumйs des communications, Nogeut sur Marne, 1973 < MNME

Примечания

  1. «Ясна» 21, 1-2 и 39, 3
  2. «Ясна» 51, 22
  3. См. в ст. Индоевропейская мифология.
  4. Судя по сообщениям Плутарха, эта дуалистическая оппозиция была известна уже греческому автору IV в. до н. э. Феопомпу.
  5. «Бундахишн» 27, 24