Амур: различия между версиями

Материал из StudioSyndrome
Перейти к навигации Перейти к поиску
(а)
 
м
 
(не показаны 2 промежуточные версии этого же участника)
Строка 1: Строка 1:
[[Файл:00-02-665-000.jpg|250px|thumb|right|Корнелис Холштейн. Венера и Амур оплакивают смерть Адониса. 1655 г.|ссылка=Special:FilePath/00-02-665-000.jpg]][[Файл:00-00-372-000.jpg|250px|thumb|right|Амуры как персонификация четырех времен года. В. Х. фон Хохберг, 1675 г.|ссылка=Special:FilePath/00-00-372-000.jpg]][[Файл:00-00-628-000.jpg|250px|thumb|right|Буше Франсуа. Плененный Амур|ссылка=Special:FilePath/00-00-628-000.jpg]][[Файл:00-00-635-000.jpg|250px|thumb|right|Буше Франсуа. Туалет Венеры|ссылка=Special:FilePath/00-00-635-000.jpg]][[Файл:00-00-080-000.jpg|250px|thumb|right|Альбани Франческо. Танец амуров|ссылка=Special:FilePath/00-00-080-000.jpg]][[Файл:00-00-637-000.jpg|250px|thumb|right|Буше Франсуа. Венера, утешающая Амура. 1751 г.|ссылка=Special:FilePath/00-00-637-000.jpg]][[Файл:00-04-453-000.jpg|250px|thumb|right|ссылка=Special:FilePath/00-04-453-000.jpg]][[Триумф Любви]] / [[Купидон]]
+
[[Файл:00-02-665-000.jpg|250px|thumb|right|Корнелис Холштейн. Венера и Амур оплакивают смерть Адониса. 1655 г.]] [[Файл:00-00-372-000.jpg|250px|thumb|right|Амуры как персонификация четырех времен года. В. Х. фон Хохберг, 1675 г.]] [[Файл:00-00-628-000.jpg|250px|thumb|right|Буше Франсуа. Плененный Амур]] [[Файл:00-00-635-000.jpg|250px|thumb|right|Буше Франсуа. Туалет Венеры]] [[Файл:00-00-080-000.jpg|250px|thumb|right|Альбани Франческо. Танец амуров]] [[Файл:00-00-637-000.jpg|250px|thumb|right|Буше Франсуа. Венера, утешающая Амура. 1751 г.]] [[Файл:00-04-453-000.jpg|250px|thumb|right]] Триумф Любви / Купидон
 
:Купид'''о'''н < ''лат.'' cupido, «сильная страсть»
 
:Купид'''о'''н < ''лат.'' cupido, «сильная страсть»
 
В римской мифологии божество любви. Соответствует римскому Амуру и греческому Эроту.
 
В римской мифологии божество любви. Соответствует римскому Амуру и греческому Эроту.
Строка 42: Строка 42:
 
*Я оплакиваю ее смерть и свою жизнь.
 
*Я оплакиваю ее смерть и свою жизнь.
 
:Символ истинной любви.
 
:Символ истинной любви.
::«У двух любящих одно сердце,
+
:: «У двух любящих одно сердце,
 
::Они вместе живут и оба вместе умирают».
 
::Они вместе живут и оба вместе умирают».
 
::::Эмблемата-2; табл.16-7, с.170
 
::::Эмблемата-2; табл.16-7, с.170
Строка 137: Строка 137:
 
*[[Амур и Психея]]
 
*[[Амур и Психея]]
 
==МНМ==
 
==МНМ==
:лат. Amor — букв. «любовь»
+
: лат. Amor — букв. «любовь»
В римской мифологии божество любви. Соответствует греческому [[Эрот]]у. [Мифы народов мира. Энциклопедия: Амур, С. 1 и далее. Мифы народов мира, С. 445 (ср. Мифы народов мира. Энциклопедия, С. 72 Словарь)]
+
В [[Римская мифология|римской мифологии]] божество любви. Соответствует греческому [[Эрот]]у. [Мифы народов мира. Энциклопедия: Амур, С. 1 и далее. Мифы народов мира, С. 445 (ср. Мифы народов мира. Энциклопедия, С. 72 Словарь)]
[[Категория:Латинская мифология]]
+
[[Категория:Рим]]

Текущая версия на 09:44, 9 июня 2023

Корнелис Холштейн. Венера и Амур оплакивают смерть Адониса. 1655 г.
Амуры как персонификация четырех времен года. В. Х. фон Хохберг, 1675 г.
Буше Франсуа. Плененный Амур
Буше Франсуа. Туалет Венеры
Альбани Франческо. Танец амуров
Буше Франсуа. Венера, утешающая Амура. 1751 г.
00-04-453-000.jpg

Триумф Любви / Купидон

Купидон < лат. cupido, «сильная страсть»

В римской мифологии божество любви. Соответствует римскому Амуру и греческому Эроту.

[Мифы народов мира. Энциклопедия: Купидон, С. 1 и далее. Мифы народов мира, С. 4264 (ср. Мифы народов мира. Энциклопедия, С. 30 Словарь)]

Эмблематика

«Купидон, Амур, или любовь, изображается прекрасным нагим младенцем или отроком, или юношею с крыльями лазоревого, пурпурового и золотого цветов, с луком, колчаном и стрелами. Иногда с с горящим факелом и с завязанными очами. Иногда держащим перст на устах.»
СЭ-144,с.39.

Амур с пылающим сердцем в руке

Символ любви, когда сердце возгорается к желанному объекту.
Эмблемата-2; табл.13-1, с.157

Амур, укрывающий своей рукой зажженный факел

Символ предостережение от пренебреженния или выставления напоказ любви, которую зажгли в другом человеке.
Эмблемата-2; табл.13-3, с.157

Амур, изымающий сердце из терний

  • После боли приходит удовольствие.
«Символ того, что мы должны формировать наши чувства и склонности характера таким образом, чтобы они могли полностью соответствовать тому, с чем мы хотели бы их соеденить».
Эмблемата-2; табл.13-5, с.157

Амур, ударяющий сердцем по наковальне

Символ усмирения страстей и согласования сердечных порывов с благими устремлениями.
Эмблемата-2; табл.13-7, с.158

Слепой Амур, ведомый собакой

Символ любви сопровождаемой верностью
Эмблемата-2; табл.13-9, с.158

Амур, улетающий с одним из выбранных сердец

Символ достаточности одного правильного выбора.
Эмблемата-2; табл.13-11, с.158

Амур, удящий рыбу

Символ предостережения от беспокойства и трудностей от неосторожно проглоченной приманки любви.
Эмблемата-2; табл.13-14, с.159

Амур с завязанным ртом

Символ интимность в любовных делах.
Немота и тайна, но не слепота.
Эмблемата-2; табл.16-1, с.169

Два Амура, одаривающие друг друга сердцами

Символ любви с истинным обменом сердец.
Эмблемата-2; табл.16-3, с.169

Амур, прививающий дерево

Символ заботы и ухаживания, способствующих возникновению, росту, процветанию взаимной любви и принесению плодов.
Эмблемата-2; табл.16-5, с.170

Амур, плачущий у надгробья

  • Я оплакиваю ее смерть и свою жизнь.
Символ истинной любви.
«У двух любящих одно сердце,
Они вместе живут и оба вместе умирают».
Эмблемата-2; табл.16-7, с.170

Амур, оставивший свое оружие, чтобы следовать сердцу

  • Я пренебрег всем ради тебя.
Символ символ безоговорочной жертвы ради любви.
Эмблемата-2; табл.16-11, с.170

Амур, льющий воду на пылающее сердце

  • Ему никогда его не потушить.
Символ негасимости истинной любви.
Эмблемата-2; табл.16-14, с.170

Амур с луком, но без стрел. //Я заимствую стрелы у глаз прекрасной. [СЭ-II,таб.21-12,с.193]

Амур, держащий в руках три сердца. //Возьми самое верное. символ того, что при выборе спутника жизни нам следует быть очень осмотрительным и не хвататься за первого попавшегося под руку, а сделать это только после неоднократных испытаний и приобретения определенного опыта. [СЭ-II,таб.38-4,с.267]

Амур, сидящий у основания колонны, на вершине которой расположено сердце. //Я терпеливо жду. символ постоянства, который означает, что нет таких мучений и жертв, на которые бы не пошел верный возлюбленный, пока у него есть хотя бы малейшая надежда на обладание объектом своей любви. [СЭ-II,таб.38-8,с.267]

Амур, уносящий сердце прочь от чудовища с несколькими головами и заостренным хвостом, на котором видно жало. символ зависти и злословия. //Вопреки зависти. Подлинная любовь, несмотря на коварство, зависть и хулу, всегда восторжествует н убережет своего любимого от всех напастей. [СЭ-II,таб.38-10,с.267]

Амур, улетающий с одним из выбранных сердец. //Я желаю лишь одного. Если вы сделали правильный выбор, вполне достаточно одного сердца, и оно удовлетворит все ваши желания. [СЭ-II,таб.38-12,с.268]

Амур, ведущий битву с драконом. //Подлинная любовь способна все превозмочь. Любовь не страшится опасностей. Она непобедима и даже труса превращает в храбреца [СЭ-II,таб.38-14,с.268]

Амур с луком за спиной, держащий в одной руке горящий факел, в другой — колчан. //Здесь мои стрелы уже не нужны. символ говорит о том, что если пламя любви уже разожжено (горящий факел), стрелы уже не нужны. [СЭ-II,таб.41-2,с.280]

Амур, несущий штандарт на плечах. //Я либо заслужу, либо умру. символ указывает на героическую, доблестную любовь. Ведь не всегда любовь порочна, Но часто подвигает ум на подвиг, На ратные дела зовет -Жестокого смягчает, А труса превращает в храбреца. [СЭ-II,таб.41-6,с.281]

Амур, приделывающий черепахе крылья. //Ей надо помочь взлететь. символ означает, что любовь снабжает нас крыльями, и дажесамые медлительные и нерешительные люди летят к объекту своей любви. [СЭ-II,таб.41-8,с.281]

Амур, плывущий на своем колчане по воде, используя свой плащ в качестве паруса. //Любовь средства найдет символ хитроумия и военных хитростей и изворотливости^ которыми отличаются влюбленные [СЭ-II,таб.41-10,с.282]

Амур с сердцем в руке. //Я обладаю всем, что я желал. символ показывает, что любовь, ставшая обладательницей сердца любимого человека, ничего больше не желает в дополнение к своему счастью. [СЭ-II,таб.41-12,с.282]

Амур, тянущий за веревочку. //Чем дальше я забираюсь, тел больше у меня проблем. Смысл этого символа заключается в том, что чем больше расстояние от любимого, тем больше возрастает беспокойство за него. j [СЭ-II,таб.41-14,с.282]

Амур, вынимающий сеть, полную сердец. //Никто не спасется от меня. символ олицетворяет собой те трудности, которые встают перед человеком, решившимся ускользнуть из сетей и силков любви, и то вознаграждение, которым обычно увенчиваются его низменные устремления. [СЭ-II,таб.42-4,с.286]

Амур, принимающий женщину в цепях. //Я суров, помогу принести радость. символ демонстрирует нам, что цепи любви в равной степени несут как множество страданий, так и великое множество радостей. В лучшем случае, мы можем сказать, что она является радостной мукой. [СЭ-II,таб.42-6,с.286]

Амур с сердцем на подушке. //Моему сердцу легко и радостно. Человеку следует делать все, что только в его силах, чтобы доставить удовольствие, радость и успокоение сердцу своего возлюбленного. [СЭ-II,таб.42-10,с.286]

Отдыхающий Амур, забросивший лук и стрелы. //То, что другим придает силы, мне приносит лишь вред. символ бездействие является врагом любви, которую постоянно следует поддерживать в бодром и жизнеспособном состоянии посредством непрерывных упражнений и резвости духа. [СЭ-II,таб.42-12,с.287]

Амур, поражающий многочисленными стрелами нагрудник лат //Я тебя непременно завоюю. символ означает, что от любви невозможно отбиться, и ничто не в состоянии противостоять ее власти. Единственный способ ее избежать — немедленно обратиться в бегство. Человек, который еще размышляет, пропал. [СЭ-II,таб.42-12,с.287]

Амур, зажигающий сухой мох при помощи кремня и огнива. //Я это зажгу. Даже Амур без заботы, старания и мучений, не в состоянии вызвать это пламя. [СЭ-II,таб.52-12,с.326]

В СЭ весьма часто упоминается в составе аллегорий и персонификаций:

Полдня — с Венерой и Аполлоном, СЭ-193,с.45.

Рядом с персонификацией Веселья или Радости, играющий на арфе. СЭ-64,с.31.

его атрибутом считается горящий факел (светильник) СЭ-314,с.58: колчан и лук со стрелами СЭ-296,с.57.

+++

АМУР, или Купидон (греч. Эрот), — античное воплоще-ние неожиданно появившейся люб-ви в ее радостно-игривой форме. Он изображается преимуществен-но голым мальчиком с крыльями и луком и стрелами в руках, кото-рый стреляет в сердца не только людей, но и богов и побуждает их этим к любви. Будучи сыном бога войны Марса (греч. Арес) и Венеры (греч. Афродита), он создавал столько путаницы, что мать вы-нуждена была часто запирать его или бить. В эллинистические вре-мена его образ зачастую умножал-ся и возникали целые группы аму-ров или эротов, которые были изо-бражены в Помпеях в настенной росписи, а также на керамике. Они служили образцами фигурок детей барокко и рококо, которые были преобразованы в христианизиро-ванную форму ангелочков. В ан-тичных сказках об Амуре и Психее

Амурчики, олицетворяю-щие власть любви. В. Картари, 1647 г.

Амур. Гюстав Доре (1832—1883)

бог любви представлен в виде мо-лодого красивого мужчины, кото-рый доставляет своей любимой сначала много забот, но в конце одаривает ее идеальным счастьем (в «Метаморфозах» Апулея из Ма-давры, 2 в.). В средневековом со-брании новелл «Геста Романорум» (ок. 1300) описывается бог любви по статусу с четырьмя крыльями; на первом можно было прочитать: «Первая любовь крепкая и боль-шой силы. Ради любимого сущест-ва она терпеливо сносит всякую нужду и бедствия». На втором: «Настоящая любовь не ищет Ва-шего, а дает Свое». На третьем: «Настоящая любовь уменьшает страх и печаль, и она не боится их». Наконец, на четвертом: «На-стоящая любовь таит в себе закон, который никогда не устаревает, а всегда остается молодым».

лат. — Амур; греч. — Эрот.

Бог любви.

Хотя это одна из младших фигур в греческой и римской мифологии, Купидон был широко представлен как в эллинистическом искусстве, так и в эпоху Возрождения и позднее.

Его роль в искусстве имеет во многом символическое значение: он изображается на картинах (хотя и не принимая участия в самих сюжетах) порой как указание на то, что данный сюжет — любовная история. Так, во многих примерах, где девушки оказываются соблазненными Юпитером, Купидон витает над влюбленными; или, когда Адонис берет пояс Венеры, Купидон дремлет под деревом, своим присутствием указывая на то, что помыслы Адониса обращены куда-то в другое место.

Купидон играет с оружием Марса или вырезает лук из дубины Геркулеса, символизируя тем самым, что любовь способна обезоружить сильного.

Часто у него завязаны глаза — и не только потому, что любовь слепа, но как намек на мрак, с которым ассоциируется грех.

Купидон наказан теми, кто разочарован его действиями, особенно Дианой и Минервой, олицетворяющими целомудрие.

Хотя древние греки связывали с Эротом представления о глубочайших, и сильнейших проявлениях человеческой природы, они наделили его малым ростом, и в искусстве он предстает очаровательным крылатым малышом.

В эпоху Возрождения он изображался в виде юноши с крыльями; художники барокко часто превращали его в пухленького малыша.

Его традиционными атрибутами являются лук, стрела и колчан.

Перевернутый и потухший факел, который иногда держит сидящий Купидон, означает, что земные наслаждения прошли. В этом смысле Купидон часто фигурирует в христианской надгробной скульптуре.

Небесный шар (см. ДЕРЖАВА) символизирует универсальность любви.

Колесницу Купидона могут везти, согласно описанию в «Триумфе Любви» Петрарки (см. ТРИУМФ), четыре белые лошади или козлы (хорошо известный символ сексуальности).

МНМ

лат. Amor — букв. «любовь»

В римской мифологии божество любви. Соответствует греческому Эроту. [Мифы народов мира. Энциклопедия: Амур, С. 1 и далее. Мифы народов мира, С. 445 (ср. Мифы народов мира. Энциклопедия, С. 72 Словарь)]