Ан дархан тойон: различия между версиями

Материал из StudioSyndrome
Перейти к навигации Перейти к поиску
(а)
 
м
 
(не показана 1 промежуточная версия этого же участника)
Строка 9: Строка 9:
 
*бырдьа бытык — «белеющая борода»,
 
*бырдьа бытык — «белеющая борода»,
 
*ал уххан эсэ — «ал светлый дедушка».
 
*ал уххан эсэ — «ал светлый дедушка».
| width="200px" valign="top" align="left" bgcolor="#F5F5F5" |[[Файл:00-00-000-000.jpg|2px|ссылка=Special:FilePath/00-00-000-000.jpg]]
+
| width="200px" valign="top" align="left" bgcolor="#F5F5F5" |[[Файл:00-00-000-000.jpg|2px]]
  
 
См. также:
 
См. также:
Строка 20: Строка 20:
 
==<div style="font-size:70%"><font color="#669999">Литература</font></div>==
 
==<div style="font-size:70%"><font color="#669999">Литература</font></div>==
 
*Одноимённая статья в [[MNME]]
 
*Одноимённая статья в [[MNME]]
[[Категория:Сибирских народов мифология]]
+
[[Категория:Сибирь]]

Текущая версия на 20:51, 1 июня 2023

Ан дарха́йн тойо́н; Аа́н дарха́н тойо́н — «изначальный важный господин»

В якутской мифологии дух — хозяин домашнего очага. Представлялся в виде маленького седобородого старичка. Считался одним из покровителей семьи и рода, верным защитником от злых духов. Поэтому его ежедневно «кормили»: ему давали первый кусок мяса, первую ложку супа и т. д., испрашивая при этом благополучия в жизни. За непочтительное отношение к себе Ан дархан тойон мог наслать незаживающие язвы на коже или сжечь юрту. Считалось, что некоторые люди, особенно шаманы, понимают речь Ан дархан тойон.

Обращаясь к нему, употребляли такие эпитеты, как:

  • кырык тёбё — «светлая голова»,
  • бырдьа бытык — «белеющая борода»,
  • ал уххан эсэ — «ал светлый дедушка».
00-00-000-000.jpg

См. также:


Очаг

Литература

  • Одноимённая статья в MNME