Ардвисура Анахита: различия между версиями
(а) |
м |
||
(не показана 1 промежуточная версия этого же участника) | |||
Строка 2: | Строка 2: | ||
В иранской мифологии богиня воды и плодородия. В "Авесте" ("Яшт" V) ей посвящен отдельный гимн ("Ардвисур-Яшт" или "Абан-Яшт"). Первоначально под Ардви понимали источник всемирных вод, стекающих с вершины первозданного кряжа в божественном царстве света; затем так стали называть и сами воды, дающие начало всем водам и рекам на земле. | В иранской мифологии богиня воды и плодородия. В "Авесте" ("Яшт" V) ей посвящен отдельный гимн ("Ардвисур-Яшт" или "Абан-Яшт"). Первоначально под Ардви понимали источник всемирных вод, стекающих с вершины первозданного кряжа в божественном царстве света; затем так стали называть и сами воды, дающие начало всем водам и рекам на земле. | ||
− | По мнению некоторых учёных (напр., немецкого учёного X. Нюберга), культ А. А, как богини воды сложился у кочевых иранцев, обитавших у берегов Сырдарьи и образовавших общину А. А., в отличие от общины Митры - оседлых иранцев. В "Авесте" уже существует культ А. А., наряду с культом Митры. Внешне А. А. описывается в "Авесте" как прекрасная дева, тоскующая по богатырю, который будет славить её: "Всегда можно увидеть её, Ардвисуру Анахиту, в образе девушки прекрасной, сильной, стройной, высоко подпоясанной, прямой, знатного рода, благородного". А. А. объявляется дочерью самого Ахурамазды. Её просят, принося жертву, о даровании силы и могущества знаменитые как иранские, так и туранские богатыри, но она удовлетворяет просьбы только первых. [[Ахурамазда|Ахурамазде]] она дарует [[Заратуштра|Заратуштру]], [[Йима|Йиме]] - власть над дэвами и людьми, [[Керсаспа|Керсаспе]] - победу над драконом | + | По мнению некоторых учёных (напр., немецкого учёного X. Нюберга), культ А. А, как богини воды сложился у кочевых иранцев, обитавших у берегов Сырдарьи и образовавших общину А. А., в отличие от общины Митры - оседлых иранцев. В "Авесте" уже существует культ А. А., наряду с культом Митры. Внешне А. А. описывается в "Авесте" как прекрасная дева, тоскующая по богатырю, который будет славить её: "Всегда можно увидеть её, Ардвисуру Анахиту, в образе девушки прекрасной, сильной, стройной, высоко подпоясанной, прямой, знатного рода, благородного". А. А. объявляется дочерью самого Ахурамазды. Её просят, принося жертву, о даровании силы и могущества знаменитые как иранские, так и туранские богатыри, но она удовлетворяет просьбы только первых. [[Ахурамазда|Ахурамазде]] она дарует [[Заратуштра|Заратуштру]], [[Йима|Йиме]] - власть над дэвами и людьми, [[Керсаспа|Керсаспе]] - победу над драконом Гандарва и т.д. А. А. помогает [[Траэтаона|Траэтаоне]], сыну [[Атвйа]], одолеть Ажи-Дахаку, воинственному всаднику Заривараю (см, [[Зарер]]) победить Арджадаспа ([[Арджасп]]). |
− | А. А. отказывает в помощи дракону [[Ажи-Дахака|Ажи-Дахаке]], пожелавшему уничтожить род людской, коварному туранцу [[Франграсйан]]у, захотевшему похитить царственный нимб - | + | А. А. отказывает в помощи дракону [[Ажи-Дахака|Ажи-Дахаке]], пожелавшему уничтожить род людской, коварному туранцу [[Франграсйан]]у, захотевшему похитить царственный нимб - хварно ([[фарн]]). |
− | Часть имени А. А. перешла в фарси в форме Нахид, как название планеты Венеры и её персонификация; в форме [[Анахит]] ( | + | Часть имени А. А. перешла в фарси в форме Нахид, как название планеты Венеры и её персонификация; в форме [[Анахит]] (Анаит) это имя вошло в армянскую мифологию. В древнегреческих памятниках встречается Анаитида (Анатис), богиня, почитавшаяся в Малой Азии; предполагается, что имя А. А. может быть адаптацией имени этой богини. |
И. С. Брагинский [Мифы народов мира. Энциклопедия: Ардвисура Анахита, С. 1 и далее.Мифы народов мира, С. 650 (ср. Мифы народов мира. Энциклопедия, С. 101 Словарь)] | И. С. Брагинский [Мифы народов мира. Энциклопедия: Ардвисура Анахита, С. 1 и далее.Мифы народов мира, С. 650 (ср. Мифы народов мира. Энциклопедия, С. 101 Словарь)] | ||
==<div style="font-size:70%"><font color="#669999">Черновые материалы</font></div>== | ==<div style="font-size:70%"><font color="#669999">Черновые материалы</font></div>== | ||
Мотивы женского и мужского производящего начала органически совмещаются в таких образах, как Ардвисура Анахита: "Она для меня делает благом и воду, и семя мужей, и утробу жен, и молоко женской груди" ("Ясна" LXIV 1-2). С этим совмещением связан "андрогинизм" В., явно или скрыто присутствующий в образах божеств плодородия. | Мотивы женского и мужского производящего начала органически совмещаются в таких образах, как Ардвисура Анахита: "Она для меня делает благом и воду, и семя мужей, и утробу жен, и молоко женской груди" ("Ясна" LXIV 1-2). С этим совмещением связан "андрогинизм" В., явно или скрыто присутствующий в образах божеств плодородия. | ||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
==<div style="font-size:70%"><font color="#669999">Литература</font></div>== | ==<div style="font-size:70%"><font color="#669999">Литература</font></div>== | ||
*Одноимённая статья в [[MNME]] | *Одноимённая статья в [[MNME]] | ||
==<div style="font-size:70%"><font color="#669999">Примечания и комментарии</font></div>== | ==<div style="font-size:70%"><font color="#669999">Примечания и комментарии</font></div>== | ||
<small><references /></small> | <small><references /></small> | ||
− | [[Категория: | + | [[Категория:Иран]] |
Текущая версия на 15:37, 2 июня 2023
- авест. Ардвисура Ана́хита - букв. "Ардви могучая, беспорочная"
В иранской мифологии богиня воды и плодородия. В "Авесте" ("Яшт" V) ей посвящен отдельный гимн ("Ардвисур-Яшт" или "Абан-Яшт"). Первоначально под Ардви понимали источник всемирных вод, стекающих с вершины первозданного кряжа в божественном царстве света; затем так стали называть и сами воды, дающие начало всем водам и рекам на земле.
По мнению некоторых учёных (напр., немецкого учёного X. Нюберга), культ А. А, как богини воды сложился у кочевых иранцев, обитавших у берегов Сырдарьи и образовавших общину А. А., в отличие от общины Митры - оседлых иранцев. В "Авесте" уже существует культ А. А., наряду с культом Митры. Внешне А. А. описывается в "Авесте" как прекрасная дева, тоскующая по богатырю, который будет славить её: "Всегда можно увидеть её, Ардвисуру Анахиту, в образе девушки прекрасной, сильной, стройной, высоко подпоясанной, прямой, знатного рода, благородного". А. А. объявляется дочерью самого Ахурамазды. Её просят, принося жертву, о даровании силы и могущества знаменитые как иранские, так и туранские богатыри, но она удовлетворяет просьбы только первых. Ахурамазде она дарует Заратуштру, Йиме - власть над дэвами и людьми, Керсаспе - победу над драконом Гандарва и т.д. А. А. помогает Траэтаоне, сыну Атвйа, одолеть Ажи-Дахаку, воинственному всаднику Заривараю (см, Зарер) победить Арджадаспа (Арджасп).
А. А. отказывает в помощи дракону Ажи-Дахаке, пожелавшему уничтожить род людской, коварному туранцу Франграсйану, захотевшему похитить царственный нимб - хварно (фарн).
Часть имени А. А. перешла в фарси в форме Нахид, как название планеты Венеры и её персонификация; в форме Анахит (Анаит) это имя вошло в армянскую мифологию. В древнегреческих памятниках встречается Анаитида (Анатис), богиня, почитавшаяся в Малой Азии; предполагается, что имя А. А. может быть адаптацией имени этой богини.
И. С. Брагинский [Мифы народов мира. Энциклопедия: Ардвисура Анахита, С. 1 и далее.Мифы народов мира, С. 650 (ср. Мифы народов мира. Энциклопедия, С. 101 Словарь)]
Черновые материалы
Мотивы женского и мужского производящего начала органически совмещаются в таких образах, как Ардвисура Анахита: "Она для меня делает благом и воду, и семя мужей, и утробу жен, и молоко женской груди" ("Ясна" LXIV 1-2). С этим совмещением связан "андрогинизм" В., явно или скрыто присутствующий в образах божеств плодородия.
Литература
- Одноимённая статья в MNME
Примечания и комментарии