Ардвисура Анахита: различия между версиями

Материал из StudioSyndrome
Перейти к навигации Перейти к поиску
(а)
 
м
 
(не показана 1 промежуточная версия этого же участника)
Строка 2: Строка 2:
 
В иранской мифологии богиня воды и плодородия. В "Авесте" ("Яшт" V) ей посвящен отдельный гимн ("Ардвисур-Яшт" или "Абан-Яшт"). Первоначально под Ардви понимали источник всемирных вод, стекающих с вершины первозданного кряжа в божественном царстве света; затем так стали называть и сами воды, дающие начало всем водам и рекам на земле.
 
В иранской мифологии богиня воды и плодородия. В "Авесте" ("Яшт" V) ей посвящен отдельный гимн ("Ардвисур-Яшт" или "Абан-Яшт"). Первоначально под Ардви понимали источник всемирных вод, стекающих с вершины первозданного кряжа в божественном царстве света; затем так стали называть и сами воды, дающие начало всем водам и рекам на земле.
  
По мнению некоторых учёных (напр., немецкого учёного X. Нюберга), культ А. А, как богини воды сложился у кочевых иранцев, обитавших у берегов Сырдарьи и образовавших общину А. А., в отличие от общины Митры - оседлых иранцев. В "Авесте" уже существует культ А. А., наряду с культом Митры. Внешне А. А. описывается в "Авесте" как прекрасная дева, тоскующая по богатырю, который будет славить её: "Всегда можно увидеть её, Ардвисуру Анахиту, в образе девушки прекрасной, сильной, стройной, высоко подпоясанной, прямой, знатного рода, благородного". А. А. объявляется дочерью самого Ахурамазды. Её просят, принося жертву, о даровании силы и могущества знаменитые как иранские, так и туранские богатыри, но она удовлетворяет просьбы только первых. [[Ахурамазда|Ахурамазде]] она дарует [[Заратуштра|Заратуштру]], [[Йима|Йиме]] - власть над дэвами и людьми, [[Керсаспа|Керсаспе]] - победу над драконом [[Гандарва]] и т.д. А. А. помогает [[Траэтаона|Траэтаоне]], сыну [[Атвйа]], одолеть Ажи-Дахаку, воинственному всаднику Заривараю (см, [[Зарер]]) победить Арджадаспа ([[Арджасп]]).
+
По мнению некоторых учёных (напр., немецкого учёного X. Нюберга), культ А. А, как богини воды сложился у кочевых иранцев, обитавших у берегов Сырдарьи и образовавших общину А. А., в отличие от общины Митры - оседлых иранцев. В "Авесте" уже существует культ А. А., наряду с культом Митры. Внешне А. А. описывается в "Авесте" как прекрасная дева, тоскующая по богатырю, который будет славить её: "Всегда можно увидеть её, Ардвисуру Анахиту, в образе девушки прекрасной, сильной, стройной, высоко подпоясанной, прямой, знатного рода, благородного". А. А. объявляется дочерью самого Ахурамазды. Её просят, принося жертву, о даровании силы и могущества знаменитые как иранские, так и туранские богатыри, но она удовлетворяет просьбы только первых. [[Ахурамазда|Ахурамазде]] она дарует [[Заратуштра|Заратуштру]], [[Йима|Йиме]] - власть над дэвами и людьми, [[Керсаспа|Керсаспе]] - победу над драконом Гандарва и т.д. А. А. помогает [[Траэтаона|Траэтаоне]], сыну [[Атвйа]], одолеть Ажи-Дахаку, воинственному всаднику Заривараю (см, [[Зарер]]) победить Арджадаспа ([[Арджасп]]).
  
А. А. отказывает в помощи дракону [[Ажи-Дахака|Ажи-Дахаке]], пожелавшему уничтожить род людской, коварному туранцу [[Франграсйан]]у, захотевшему похитить царственный нимб - [[хварно]] ([[фарн]]).
+
А. А. отказывает в помощи дракону [[Ажи-Дахака|Ажи-Дахаке]], пожелавшему уничтожить род людской, коварному туранцу [[Франграсйан]]у, захотевшему похитить царственный нимб - хварно ([[фарн]]).
  
Часть имени А. А. перешла в фарси в форме Нахид, как название планеты Венеры и её персонификация; в форме [[Анахит]] ([[Анаит]]) это имя вошло в армянскую мифологию. В древнегреческих памятниках встречается [[Анаитида]] ([[Анатис]]), богиня, почитавшаяся в Малой Азии; предполагается, что имя А. А. может быть адаптацией имени этой богини.
+
Часть имени А. А. перешла в фарси в форме Нахид, как название планеты Венеры и её персонификация; в форме [[Анахит]] (Анаит) это имя вошло в армянскую мифологию. В древнегреческих памятниках встречается Анаитида (Анатис), богиня, почитавшаяся в Малой Азии; предполагается, что имя А. А. может быть адаптацией имени этой богини.
  
 
И. С. Брагинский [Мифы народов мира. Энциклопедия: Ардвисура Анахита, С. 1 и далее.Мифы народов мира, С. 650 (ср. Мифы народов мира. Энциклопедия, С. 101 Словарь)]
 
И. С. Брагинский [Мифы народов мира. Энциклопедия: Ардвисура Анахита, С. 1 и далее.Мифы народов мира, С. 650 (ср. Мифы народов мира. Энциклопедия, С. 101 Словарь)]
 
==<div style="font-size:70%"><font color="#669999">Черновые материалы</font></div>==
 
==<div style="font-size:70%"><font color="#669999">Черновые материалы</font></div>==
 
Мотивы женского и мужского производящего начала органически совмещаются в таких образах, как Ардвисура Анахита: "Она для меня делает благом и воду, и семя мужей, и утробу жен, и молоко женской груди" ("Ясна" LXIV 1-2). С этим совмещением связан "андрогинизм" В., явно или скрыто присутствующий в образах божеств плодородия.
 
Мотивы женского и мужского производящего начала органически совмещаются в таких образах, как Ардвисура Анахита: "Она для меня делает благом и воду, и семя мужей, и утробу жен, и молоко женской груди" ("Ясна" LXIV 1-2). С этим совмещением связан "андрогинизм" В., явно или скрыто присутствующий в образах божеств плодородия.
{| class="FCK__ShowTableBorders" width="100%" cellspacing="5" cellpadding="5" border="0" align="center"
 
|-
 
| valign="top" align="left" |
 
:хххе́
 
Основные значения:
 
| width="200px" valign="top" align="left" bgcolor="#F5F5F5" |[[Изображение:00-00-000-000.jpg|2px|ссылка=Special:FilePath/00-00-000-000.jpg]]
 
 
См. также:
 
:
 
----
 
:
 
----
 
:
 
|}
 
 
==<div style="font-size:70%"><font color="#669999">Литература</font></div>==
 
==<div style="font-size:70%"><font color="#669999">Литература</font></div>==
 
*Одноимённая статья в [[MNME]]
 
*Одноимённая статья в [[MNME]]
 
==<div style="font-size:70%"><font color="#669999">Примечания и комментарии</font></div>==
 
==<div style="font-size:70%"><font color="#669999">Примечания и комментарии</font></div>==
 
<small><references /></small>
 
<small><references /></small>
[[Категория:Иранская мифология]]
+
[[Категория:Иран]]

Текущая версия на 15:37, 2 июня 2023

авест. Ардвисура Ана́хита - букв. "Ардви могучая, беспорочная"

В иранской мифологии богиня воды и плодородия. В "Авесте" ("Яшт" V) ей посвящен отдельный гимн ("Ардвисур-Яшт" или "Абан-Яшт"). Первоначально под Ардви понимали источник всемирных вод, стекающих с вершины первозданного кряжа в божественном царстве света; затем так стали называть и сами воды, дающие начало всем водам и рекам на земле.

По мнению некоторых учёных (напр., немецкого учёного X. Нюберга), культ А. А, как богини воды сложился у кочевых иранцев, обитавших у берегов Сырдарьи и образовавших общину А. А., в отличие от общины Митры - оседлых иранцев. В "Авесте" уже существует культ А. А., наряду с культом Митры. Внешне А. А. описывается в "Авесте" как прекрасная дева, тоскующая по богатырю, который будет славить её: "Всегда можно увидеть её, Ардвисуру Анахиту, в образе девушки прекрасной, сильной, стройной, высоко подпоясанной, прямой, знатного рода, благородного". А. А. объявляется дочерью самого Ахурамазды. Её просят, принося жертву, о даровании силы и могущества знаменитые как иранские, так и туранские богатыри, но она удовлетворяет просьбы только первых. Ахурамазде она дарует Заратуштру, Йиме - власть над дэвами и людьми, Керсаспе - победу над драконом Гандарва и т.д. А. А. помогает Траэтаоне, сыну Атвйа, одолеть Ажи-Дахаку, воинственному всаднику Заривараю (см, Зарер) победить Арджадаспа (Арджасп).

А. А. отказывает в помощи дракону Ажи-Дахаке, пожелавшему уничтожить род людской, коварному туранцу Франграсйану, захотевшему похитить царственный нимб - хварно (фарн).

Часть имени А. А. перешла в фарси в форме Нахид, как название планеты Венеры и её персонификация; в форме Анахит (Анаит) это имя вошло в армянскую мифологию. В древнегреческих памятниках встречается Анаитида (Анатис), богиня, почитавшаяся в Малой Азии; предполагается, что имя А. А. может быть адаптацией имени этой богини.

И. С. Брагинский [Мифы народов мира. Энциклопедия: Ардвисура Анахита, С. 1 и далее.Мифы народов мира, С. 650 (ср. Мифы народов мира. Энциклопедия, С. 101 Словарь)]

Черновые материалы

Мотивы женского и мужского производящего начала органически совмещаются в таких образах, как Ардвисура Анахита: "Она для меня делает благом и воду, и семя мужей, и утробу жен, и молоко женской груди" ("Ясна" LXIV 1-2). С этим совмещением связан "андрогинизм" В., явно или скрыто присутствующий в образах божеств плодородия.

Литература

  • Одноимённая статья в MNME

Примечания и комментарии