Астар: различия между версиями
(а) |
м |
||
(не показаны 3 промежуточные версии этого же участника) | |||
Строка 1: | Строка 1: | ||
:Аст'''а'''р, Ист'''а'''p | :Аст'''а'''р, Ист'''а'''p | ||
:ttr, str, tr | :ttr, str, tr | ||
− | Древнесемитское астральное божество, олицетворение планеты [[Венера]], мужская параллель Астарты и [[Иштар]]. В западносемитской мифологии А. — ханаанейско-аморейский бог, почитавшийся наряду с Астартой, очевидно, как её супруг. В угаритских мифах с ним связана | + | Древнесемитское астральное божество, олицетворение планеты [[Венера, планета|Венера]], мужская параллель Астарты и [[Иштар]]. В западносемитской мифологии А. — ханаанейско-аморейский бог, почитавшийся наряду с Астартой, очевидно, как её супруг. В угаритских мифах с ним связана Йабарданай, по-видимому, являющаяся его дочерью. А. — один из претендентов на власть над миром. Илу передаёт ему власть после смерти [[Балу]] (Алиййану-Балу). Будучи противопоставлен Балу, А. является в Угарите воплощением злого начала; его эпитет — «ужасный». Культ А., видимо, постепенно утрачивает значение; его замещают местные боги. Черты А. в одной из своих ипостасей воспринял моавитский [[Кемош]]. Вероятно, западносемитский А. отождествлялся с греческим [[Арес]]ом (в эпоху эллинизма) и египетским [[Гор, божество]]ом (2-е тыс. до н. э.). |
И. Ш. Шифман | И. Ш. Шифман | ||
Строка 18: | Строка 18: | ||
A. Г. Лундин [Мифы народов мира. Энциклопедия: Астар, С. 3 и далее. Мифы народов мира, С. 764 (ср. Мифы народов мира. Энциклопедия, С. 116 Словарь)] | A. Г. Лундин [Мифы народов мира. Энциклопедия: Астар, С. 3 и далее. Мифы народов мира, С. 764 (ср. Мифы народов мира. Энциклопедия, С. 116 Словарь)] | ||
− | [[Категория: | + | [[Категория:Аравия]] |
Текущая версия на 22:40, 2 июня 2023
- Астар, Истаp
- ttr, str, tr
Древнесемитское астральное божество, олицетворение планеты Венера, мужская параллель Астарты и Иштар. В западносемитской мифологии А. — ханаанейско-аморейский бог, почитавшийся наряду с Астартой, очевидно, как её супруг. В угаритских мифах с ним связана Йабарданай, по-видимому, являющаяся его дочерью. А. — один из претендентов на власть над миром. Илу передаёт ему власть после смерти Балу (Алиййану-Балу). Будучи противопоставлен Балу, А. является в Угарите воплощением злого начала; его эпитет — «ужасный». Культ А., видимо, постепенно утрачивает значение; его замещают местные боги. Черты А. в одной из своих ипостасей воспринял моавитский Кемош. Вероятно, западносемитский А. отождествлялся с греческим Аресом (в эпоху эллинизма) и египетским Гор, божествоом (2-е тыс. до н. э.).
И. Ш. Шифман
В йеменской мифологии А. — верховное божество. Единственный древнесемитский бог, который сохранил своё имя и функции в этой мифологии и почитался во всех государствах Древнего Йемена — Саба, Маин, Катабан и др. Он был богом войны, грозным и сильным, и одновременно богом-защитником, хранителем домов, гробниц, надписей, оберегавшим их «от всякого повреждающего и разрушающего». Он являлся и богом плодородия и орошения. А. возглавлял пантеоны богов в государствах Древнего Йемена, но не выступал как предок народа, бог-покровитель и владыка страны. Лишь в государстве Саба встречается выражение «владение Астара и Алмакаха», обозначающее это государство, что могло бы свидетельствовать о функционировании А. как бога-покровителя. Это, видимо, объясняется тем, что первоначально А. был богом — покровителем племенного союза Саба, от слияния которого с союзом Файшан в конце 2-го тыс. до н. э. возник сабейский народ. В результате синойкизма богом — владыкой страны стал бог — покровитель союза Файшан — Алмаках, а А. приобрёл функции верховного божества. Позднее А. стал богом — покровителем царской династии сабейского государства.
Из различных ипостасей А. наиболее значительны Астар Шаркан (Восточный), почитавшийся но всём Йемене, маинский Зу-Кабдим, «владыка урожая», и сабейский Зу-Зибан, «владыка потоков» (ср. также Мутибнатйан и Мутибкабат, Хавбас, Хагар-Кахам).
Священные животные А. — антилопа (объект ритуальной охоты и частый мотив декора) и, вероятно, бык. Символы А. — копьё, рука и дверь, иногда — монограмма имени. Видимо, он же наряду с богом луны символизировался широко распространённым в Древнем Йемене изображением диска (Венеры?) над лежащим серпом луны.
А. имел сильно развитый культ. Все сакральные действия правителей Саба были обращены к нему. С А. заключался «союз», видимо, составлявший основу власти сабейских правителей. Известны священные трапезы в честь А., сопровождавшиеся «обходом» особых культовых объектов — кайфов, ритуальная охота, заклания жертв, возлияния благовоний. Вероятно, те же действия производились в Маине и Катабане. Многие должностные лица в Сабейском государстве были жрецами А. Существовали многочисленные храмы А. Его храм Расаф был главным храмом Маина.
С середины 1-го тыс. до н. э. А. постепенно вытесняется с позиции верховного божества местными богами (за исключением государства Маин), но он продолжал почитаться вплоть до 5 в. н. э., то есть дольше, чем другие йеменские божества.
Лит.: Лундин А. Г., К возникновению государственной организации в Южной Аравии, в сб.: Палестинский сборник, No 17, M.-Л., 1967; Henninger J., Zum Problem der Venussterngottheit bei den Semiten, «Anthropos», 1976, No 71, H. 1/2; Ryckmans G., Il dio Stellare nell� Arabia meridionale preislamica, «Atti della Accademia Nazionale dei Lincei», 1948, ser. 8, No 3, p. 360-69.
A. Г. Лундин [Мифы народов мира. Энциклопедия: Астар, С. 3 и далее. Мифы народов мира, С. 764 (ср. Мифы народов мира. Энциклопедия, С. 116 Словарь)]