Ахуры: различия между версиями

Материал из StudioSyndrome
Перейти к навигации Перейти к поиску
(а)
 
м (Замена текста — «|ссылка=Special:FilePath/00-00-000-000.jpg» на «»)
 
(не показаны 2 промежуточные версии этого же участника)
Строка 4: Строка 4:
 
:ахуры — ''авест''.
 
:ахуры — ''авест''.
 
В иранской мифологии (особенно в «Авесте») класс божественных существ, боровшихся за упорядочение космоса и социума, против хаоса, тьмы, зла. Представления об ахурах восходят к эпохе индоиранской общности (ср. ведийских асуров). Подобные им божества были известны в германо-скандинавской мифологии (асы). В архаической индоиранской традиции считались старшим из двух враждующих поколений богов и последовательно противопоставлялись своим младшим братьям — дэвам, благим в древнеиндийской мифологии и злым в иранской. «Авеста» называет ахурами Ахурамазду, Митру и Апам-Напата, но численно этот класс когда-то был гораздо больше, что видно из «Гат»<ref>«Гаты» 30, 9</ref>. Преобразования функций и характеристик ахуров в индоиранских преданиях, по всей вероятности связаны с этническими и также идеологическими размежеваниями между постепенно обособлявшимися индоариями и протоиранцами на рубеже III-II-го тыс. до н. э. Поздневедийские мифы повествуют о победе дэва над некогда могучими, но неразумными асурами, притом не без помощи коварных уловок и магических заклинаний. Иранские мифы относят решающую и чисто военную победу ахуров над дэвами, наоборот, в будущее, самое ближайшее<ref>«Гаты» и т. н. Антидэвовская надпись Ксеркса</ref> или крайне удалённое, по истечении нескольких тысячелетий<ref>«Младшая Авеста»</ref>.
 
В иранской мифологии (особенно в «Авесте») класс божественных существ, боровшихся за упорядочение космоса и социума, против хаоса, тьмы, зла. Представления об ахурах восходят к эпохе индоиранской общности (ср. ведийских асуров). Подобные им божества были известны в германо-скандинавской мифологии (асы). В архаической индоиранской традиции считались старшим из двух враждующих поколений богов и последовательно противопоставлялись своим младшим братьям — дэвам, благим в древнеиндийской мифологии и злым в иранской. «Авеста» называет ахурами Ахурамазду, Митру и Апам-Напата, но численно этот класс когда-то был гораздо больше, что видно из «Гат»<ref>«Гаты» 30, 9</ref>. Преобразования функций и характеристик ахуров в индоиранских преданиях, по всей вероятности связаны с этническими и также идеологическими размежеваниями между постепенно обособлявшимися индоариями и протоиранцами на рубеже III-II-го тыс. до н. э. Поздневедийские мифы повествуют о победе дэва над некогда могучими, но неразумными асурами, притом не без помощи коварных уловок и магических заклинаний. Иранские мифы относят решающую и чисто военную победу ахуров над дэвами, наоборот, в будущее, самое ближайшее<ref>«Гаты» и т. н. Антидэвовская надпись Ксеркса</ref> или крайне удалённое, по истечении нескольких тысячелетий<ref>«Младшая Авеста»</ref>.
| width="200px" valign="top" align="left" bgcolor="#F5F5F5" |[[Файл:00-00-000-000.jpg|2px|ссылка=Special:FilePath/00-00-000-000.jpg]]
+
| width="200px" valign="top" align="left" bgcolor="#F5F5F5" |[[Файл:00-00-000-000.jpg|2px]]
  
 
См. также:
 
См. также:
Строка 13: Строка 13:
 
:[[Дэвы]]
 
:[[Дэвы]]
 
:[[Ахурамазда]]
 
:[[Ахурамазда]]
:[[Митра]]
+
:[[Митра, иранская мифология|Митра]]
 
:[[Апам-Напат]]
 
:[[Апам-Напат]]
 
----
 
----
Строка 23: Строка 23:
 
==<div style="font-size:70%"><font color="#669999">Примечания и комментарии</font></div>==
 
==<div style="font-size:70%"><font color="#669999">Примечания и комментарии</font></div>==
 
<small><references /></small>
 
<small><references /></small>
[[Категория:Иранская мифология]]
+
[[Категория:Иран]]

Текущая версия на 10:28, 3 июня 2023

ахуры — авест.

В иранской мифологии (особенно в «Авесте») класс божественных существ, боровшихся за упорядочение космоса и социума, против хаоса, тьмы, зла. Представления об ахурах восходят к эпохе индоиранской общности (ср. ведийских асуров). Подобные им божества были известны в германо-скандинавской мифологии (асы). В архаической индоиранской традиции считались старшим из двух враждующих поколений богов и последовательно противопоставлялись своим младшим братьям — дэвам, благим в древнеиндийской мифологии и злым в иранской. «Авеста» называет ахурами Ахурамазду, Митру и Апам-Напата, но численно этот класс когда-то был гораздо больше, что видно из «Гат»[1]. Преобразования функций и характеристик ахуров в индоиранских преданиях, по всей вероятности связаны с этническими и также идеологическими размежеваниями между постепенно обособлявшимися индоариями и протоиранцами на рубеже III-II-го тыс. до н. э. Поздневедийские мифы повествуют о победе дэва над некогда могучими, но неразумными асурами, притом не без помощи коварных уловок и магических заклинаний. Иранские мифы относят решающую и чисто военную победу ахуров над дэвами, наоборот, в будущее, самое ближайшее[2] или крайне удалённое, по истечении нескольких тысячелетий[3].

00-00-000-000.jpg

См. также:

Иранская мифология

Асуры
Асы
Дэвы
Ахурамазда
Митра
Апам-Напат

Литература

  • Лелеков Л. А. Одноимённая статья в MNME
  • Gray L. H., The foundations of the Iranian religions, Bombay, [1929] < MNME

Примечания и комментарии

  1. «Гаты» 30, 9
  2. «Гаты» и т. н. Антидэвовская надпись Ксеркса
  3. «Младшая Авеста»