Черепаха: различия между версиями
(ы) |
м |
||
Строка 34: | Строка 34: | ||
*защита, безопасность, доспехи, латы, щит; | *защита, безопасность, доспехи, латы, щит; | ||
*(грубый) материализм, апатичность, малоподвижность, лень, всеядность. | *(грубый) материализм, апатичность, малоподвижность, лень, всеядность. | ||
− | | width="200px" valign="top" align="left" bgcolor="#F5F5F5" |[[Файл:00-03-519-000.jpg|200px| | + | | width="200px" valign="top" align="left" bgcolor="#F5F5F5" |[[Файл:00-03-519-000.jpg|200px| ]] |
==<div style="font-size:70%"><font color="#669999">См. также:</font></div>== | ==<div style="font-size:70%"><font color="#669999">См. также:</font></div>== | ||
:[[Животные]] | :[[Животные]] | ||
Строка 51: | Строка 51: | ||
*глубокое молчание, | *глубокое молчание, | ||
*неторопливость, невозмутимость и долголетие | *неторопливость, невозмутимость и долголетие | ||
− | *часто хитрость и умение одерживать верх над более сильным соперником. | + | * часто хитрость и умение одерживать верх над более сильным соперником. |
==<div style="font-size:70%"><font color="#669999">Древний Восток</font></div>== | ==<div style="font-size:70%"><font color="#669999">Древний Восток</font></div>== | ||
Эмблема Эйи — шумеро-семитского Властелина Бездны / посвящена Эа-Оаннесу как Повелителю великих глубин. | Эмблема Эйи — шумеро-семитского Властелина Бездны / посвящена Эа-Оаннесу как Повелителю великих глубин. | ||
Строка 81: | Строка 81: | ||
:— из хлеба и печеной курицы — у сербов, хорватов, боснийцев. | :— из хлеба и печеной курицы — у сербов, хорватов, боснийцев. | ||
:*из ведьмы, которая стирала в праздник и, чтобы ее не заметили люди, легла на скамейку и накрылась корытом — у украинцев; | :*из ведьмы, которая стирала в праздник и, чтобы ее не заметили люди, легла на скамейку и накрылась корытом — у украинцев; | ||
− | :*из молодой невестки, которая не приготовила свекру хлеб к обеду и со стыда села на хлебную доску и накрылась квашней — у болгар; | + | :* из молодой невестки, которая не приготовила свекру хлеб к обеду и со стыда села на хлебную доску и накрылась квашней — у болгар; |
:*из дочки, которая во время приготовления теста срослась с хлебной доской и миской в результате материнского проклятия — у болгар. | :*из дочки, которая во время приготовления теста срослась с хлебной доской и миской в результате материнского проклятия — у болгар. | ||
В наказание за жадность вареники превратились в черепах, а хлеб с курицей или яичница срослись с миской; ведьма срослась со скамейкой и корытом, а невестка — с доской и квашней, так появилась на свет черепаха. | В наказание за жадность вареники превратились в черепах, а хлеб с курицей или яичница срослись с миской; ведьма срослась со скамейкой и корытом, а невестка — с доской и квашней, так появилась на свет черепаха. | ||
Строка 92: | Строка 92: | ||
:*добыть «разрыв-траву», с помощью которой можно отмыкать без ключа любые замки — у украинцев, белорусов, сербов, далматинцев, | :*добыть «разрыв-траву», с помощью которой можно отмыкать без ключа любые замки — у украинцев, белорусов, сербов, далматинцев, | ||
:*может свистеть — у поляков, | :*может свистеть — у поляков, | ||
− | :*также проникать внутрь человека, выводя в чреве человека детенышей и вызывая тем самым появление у него опухолей на шее или на колене — у поляков. | + | :* также проникать внутрь человека, выводя в чреве человека детенышей и вызывая тем самым появление у него опухолей на шее или на колене — у поляков. |
В Полесье наряду с широко распространенным представлением о ведьме в облике лягушки встречается поверье и об обращении ведьмы в черепаху. В таком облике в пасхальную ночь ведьма проникает в хлев и отбирает молоко у чужих коров. | В Полесье наряду с широко распространенным представлением о ведьме в облике лягушки встречается поверье и об обращении ведьмы в черепаху. В таком облике в пасхальную ночь ведьма проникает в хлев и отбирает молоко у чужих коров. | ||
Строка 189: | Строка 189: | ||
::::EMSI 9-12, с.143 | ::::EMSI 9-12, с.143 | ||
Черепаха | Черепаха | ||
− | *Верный страж своего дома. | + | * Верный страж своего дома. |
:Символ хорошей домохозяйки. | :Символ хорошей домохозяйки. | ||
− | :Пословица: «Женщина может отсутствовать дома только в трех случаях: когда ее крестят, когда она выходит замуж и когда ее хоронят». | + | : Пословица: «Женщина может отсутствовать дома только в трех случаях: когда ее крестят, когда она выходит замуж и когда ее хоронят». |
::::EMSI 58-10, с.350 | ::::EMSI 58-10, с.350 | ||
Черепаха | Черепаха | ||
− | *Лучшим является собственный дом. | + | * Лучшим является собственный дом. |
::«Дом — это роскошнейший дворец, где мы | ::«Дом — это роскошнейший дворец, где мы | ||
::Можем обрести безопасность, здоровье и уверенность. | ::Можем обрести безопасность, здоровье и уверенность. | ||
Строка 207: | Строка 207: | ||
::Что хорошо быть терпеливым. | ::Что хорошо быть терпеливым. | ||
::Вот чего мы можем добться трудолю6ием, | ::Вот чего мы можем добться трудолю6ием, | ||
− | ::Если мы еще и постоянны. | + | :: Если мы еще и постоянны. |
− | ::Если даже самые скромные способности употребляются по делу, | + | :: Если даже самые скромные способности употребляются по делу, |
::Они могут положить начало обретения самых высших дорог». | ::Они могут положить начало обретения самых высших дорог». | ||
::::EMSI таб.18-4, с.178 | ::::EMSI таб.18-4, с.178 | ||
Черепаха | Черепаха | ||
− | :См. рис. 9-12, 18-1 18-4 | + | : См. рис. 9-12, 18-1 18-4 |
::::EMSI 51-14, с.323 | ::::EMSI 51-14, с.323 | ||
==<div style="font-size:70%"><font color="#669999">Психология</font></div>== | ==<div style="font-size:70%"><font color="#669999">Психология</font></div>== | ||
Строка 236: | Строка 236: | ||
*Гура А. В. Символика животных в славянской народной традиции. М., 1997. С. 392—396 < SMES | *Гура А. В. Символика животных в славянской народной традиции. М., 1997. С. 392—396 < SMES | ||
==<div style="font-size:70%"><font color="#669999">Иллюстрации</font></div>== | ==<div style="font-size:70%"><font color="#669999">Иллюстрации</font></div>== | ||
− | [[Файл:00-00-365-000.jpg|200px| Морская черепаха. К. Гесснер. Цюрих, 1650 г. | + | [[Файл:00-00-365-000.jpg|200px| Морская черепаха. К. Гесснер. Цюрих, 1650 г.]] |
==<div style="font-size:70%"><font color="#669999">Примечания и комментарии</font></div>== | ==<div style="font-size:70%"><font color="#669999">Примечания и комментарии</font></div>== | ||
<small><references /></small> | <small><references /></small> | ||
[[Категория:Животные]] | [[Категория:Животные]] |
Текущая версия на 16:43, 5 июня 2023
Африка
Несмотря на то что черепаха обычно считается женским, лунным и водным знаком, ее часто связывали и с мужской плодовитостью, как в некоторых регионах Африки, где она отождествлялась с пенисом. В Африке черепахи также считаются защитным талисманом, по причине того, что они очень распространены как домашние животные.
Африканский фольклор >> Средиземноморье: Испания, Португалия, Сицилия (но не северная Италия), Мальта
- осторожность,
- способность распознавать отравленную еду,
- глубокое молчание,
- неторопливость, невозмутимость и долголетие
- часто хитрость и умение одерживать верх над более сильным соперником.
Древний Восток
Эмблема Эйи — шумеро-семитского Властелина Бездны / посвящена Эа-Оаннесу как Повелителю великих глубин.
Египет
Символ плодовитости и урожая, связанный с разливами Нила:
- черепаха (как крокодил и рак), прячась в песке свидетельсвует о близком разливе;
- две черепахи служили шкалой для определения высоты разлившихся вод.
Античность
В греко-римской традиции символ/олицетворение:
- женского начала, плодородия (вод), урожая — благодаря обилию откладываемых ею яиц;
- нравственной любви — ~ «тихой сдержанности»;
- непреклонного жизнелюбия и долголетия.
Атрибут/эмблема/посвящена:
- Афродиты/Венеры — её появление из морских вод, изображениями черепахи отмечены ступени посвященных Афродите храмов;
- Гермеса/Меркурия — кифара, панцирь;
- Аполлона и Пана;
- Прометея — «во многих мифах».
Животное гермафродит, связанное с Гермесрм и Афродитой — округлость женского тела и фаллический вид головы.
В морскую черепаху превращена нимфа Хелона, высмеивающая супружество Зевса и Геры.
Гречанки носили перстни с изображением черепахи.
Славяне
Животное, причисляемое в народной традиции к «гадам». Мифологические представления и диалектные названия роднят ее с лягушкой и со змеей. Ряд признаков сближает черепаху также с ящерицей и кротом.
По народным легендам, черепаха происходит:
- из кушанья, которым из жадности не угостили странника (Христа), мать или кума, прикрыв еду миской:
- — из яичницы, вареников — у украинцев,
- — из хлеба и печеной курицы — у сербов, хорватов, боснийцев.
- из ведьмы, которая стирала в праздник и, чтобы ее не заметили люди, легла на скамейку и накрылась корытом — у украинцев;
- из молодой невестки, которая не приготовила свекру хлеб к обеду и со стыда села на хлебную доску и накрылась квашней — у болгар;
- из дочки, которая во время приготовления теста срослась с хлебной доской и миской в результате материнского проклятия — у болгар.
В наказание за жадность вареники превратились в черепах, а хлеб с курицей или яичница срослись с миской; ведьма срослась со скамейкой и корытом, а невестка — с доской и квашней, так появилась на свет черепаха.
Некоторые украинские легенды связывают происхождение черепахи с гадюкой, которая грозилась умерщвлять людей своим укусом; с летающим змеем, поедающим людей. Черепаха некогда летала, садилась на людей, объедала им носы и выедала глаза. В наказание Бог наградил черепахутяжелым панцирем. Как змею и других «гадов», черепаху считают ядовитой, а укус ее смертельным.
Черепаху объединяет с «гадами» ее связь с громом, дождем и градом. Чтобы не бояться грома, в Сербии едят-яйца черепахи; убиение черепахи вызывает град, а ее переворачивание — дождь, поэтому в Болгарии во время засухи ее переворачивают специально. Запрет убивать черепаху македонцы объясняют тем, что она приносит счастье и просит Бога об урожае.
В болгарских космологических представлениях черепаха, так же как и змея, держит на себе всю землю. Как и змея, черепаха может:
- добыть «разрыв-траву», с помощью которой можно отмыкать без ключа любые замки — у украинцев, белорусов, сербов, далматинцев,
- может свистеть — у поляков,
- также проникать внутрь человека, выводя в чреве человека детенышей и вызывая тем самым появление у него опухолей на шее или на колене — у поляков.
В Полесье наряду с широко распространенным представлением о ведьме в облике лягушки встречается поверье и об обращении ведьмы в черепаху. В таком облике в пасхальную ночь ведьма проникает в хлев и отбирает молоко у чужих коров.
Как уж, лягушка или крот, черепаха оказывает влияние на молочность коров. На Украине считают, что у коровы будет больше жирного молока, если в молочное ведро положить черепаху, что корова будет доиться густым молоком, если ей дать съесть черепашье яйцо. Подобно домовому ужу, ласке и кроту в роли покровителей скота, черепаха оказывает благотворное воздействие на свиней. Чтобы свиньи велись и тучнели, в Белоруссии живую черепаху закапывают в свинарнике; в Белоруссии, на Украине и в Болгарии держат ее в ушате, из которого кормят свиней. На Украине черепаху считают полезной и для коров и поэтому ее кладут в ушат с коровьим пойлом.
Китай
Черепаха (коэи) — одно из четырех духовно одаренных существ (наряду с драконом, фениксом и цилинем), символизирующее водную стихию, инь, зиму, северные районы, черный цвет изначального хаоса.
В мифах черепаха:
- выполняет функцию героя-просветителя: дарит Карту Желтой реки (Ло-чоу) Великому Ю;
- символизирует непоколебимую стойкость: она восстанавливает равновесие мира, поддерживая его своими сильными лапами.
На первый план в символизме черепахи выступают ассоциации, связанные с космическим порядком. Согласно древней космогонии Земля покоится на спине первобытного животного Ао — гигантской морской черепах, ноги которой находятся на четырех концах земли. На островах блаженных расположена гора Аошань (гора Ао). Поэтому черепаха выступает:
- образом Вселенной — снизу ее панцирь имеет форму квадрата (Земля), а сверху закруглен (Небо);
- символ мгновенного возникновения сотворенного мира;
- непоколебимости мирового порядка (и много непоколебимого порядка).
Каменные фигуры черепах (держащие на себе столбы императорских склепов) призваны магическим образом поддерживать стабильность космоса.
Под именем Чёрного Воина черепаха выступает олицетворением силы, выносливости и неуязвимости. В этом качестве черепаха, также как и дракон, изображена на императорских знаменах. Вместе они символизирует неуничтожимость, поскольку сражаясь друг с другом, остаются живы: дракон не может сокрушить черепаху, а та не может дотянуться до дракона. В связи с этим черепаха считается защитницей от войны (поражения).
Как символ долголетия, черепаха ассоциируется с идеей бессмертия и восприятия жизненной силы:
- поздравляя человека с днем рождения, ему адресуют пожелание «Коэй-линг» — великого века черепахи,
- как символ долгой жизни часто изображается с журавлём.
Как водное существо считается пожирателем огня, поэтому коньковые брусы в домах и храмах часто украшают фигуры черепах, призванные служить магической защитой от пожаров.
Черепаха наделяется предсказательными способностями; её панцирь служит инструментом предсказаний с древнейших эпох китайской культуры. Возможно это связано с тем, что у всех черепах число пластин по краю панциря равно 24-м — число, которое соответствует числу разделов китайского сельскохозяйственного календаря. Известна теория о 64-х чертах на черепашьем панцире — так называемое «куа», которыми записано всё, что происходило и ещё произойдет в мире.
Как священное животное часто встречается на древнейших глиняных сосудах. Из Китая образ черепахи и связанная с ним символика переходят к народам Лаоса, Вьетнама и Камбоджи, став одним из самых распространенных мотивов в декоративном искусстве Юго-Восточной Азии. Значение священного символа черепаха до сих пор сохранила в Японии, Северном и Центральном Китае. Так, в китайском городе Амое в первую неделю нового года небу жертвуют сладости с её изображением.
Негативное значение черепахи как воплощения бесстыдства восходит к народному поверью, согласно которому существуют черепахи только женского рода, вынужденные для продолжения рода спариваться со змеями.
В разговорном языке символизирует трусость: сравнить человека с черепахой, отворачивающей голову,— значит обвинить его в том, что он замыкается в себе, потому что боится взглянуть в лицо опасности.
Япония
Долгожительство, удача и поддержка.
Согласно древним верованиям (легендам), черепаха держит Мировую Гору и прибежища бессмертных (опора Неба, горное седалище богов).
Атрибут богини Бентен.
Морская черепаха — эмблема бога моряков Кумпиры.
Монголия
В степях Монголии (худоне) часто встречаются древние каменные изваяния черепахи (как символ бодхисаттвы ?).
Мезоамерика
У народов Мексики — Великая Мать в ее ужасном проявлении. В искусстве и мифологии морская черепаха играет определенную роль как ездовое животные мифических предков.
Морская черепаха у индейцев майя — символ богини Луны и Земли, братства животных и человека. В Книге мертвых её изображение означает надежду на долголетие за пределами возрождений.
Северная Америка
Имеет черты демиурга и космического существа:
- поднимает сушу из глубин;
- из её спины растет Космическое Древо.
Индуизм
Образ космоса: нижняя часть панциря — символ земного мира, верхняя — небесного. Особенно подчеркивается символизм стабильности: черепаха — обычное основание для самых разных объектов мира (острова Блаженных, небесный трон).
Как космическое существо (космический посланец, объект, двигатель Света) черепаха поддерживает Праокеан, а затем слона, на спине которого покоится мир (землетрясения объясняются движением уставшей черепахи). При этом слон и черепаха вместе символизируют два порождающих начала — мужское и женское соответственно.
Черепаха Касьяра — северная звезда, первое живое существо, прародитель.
Черепаха — второе воплощение (аватара) Вишну, который в её образе поддерживает мир, когда все остальные боги наслаждались амритой. Из спины этой черепахи растёт космическое дерево.
Уход черепахи в панцирь символизирует духовную сосредоточенность, возвращение в первозданное состояние.
Буддизм
Одно из воплощений бодхисатвы.
Даосизм
Символизирует Великую Триаду, космос в его полноте: купол неба (верхний панцирь) — срединная земля и человеком как посредник (тело) — воды (нижний панцирь).
Иудаизм
Медлительность
Христианство
У отцов Церкви (в патристике) служит символом зависимости от земного как «живущее в иле». В искусстве раннего христианства чаще всего предстаёт как животное демоническое (связанное с потусторонними силами), олицетворяет зло и духовную инертность. Часто противопоставляется петуху (активность, бдительность): распространены, например, скульптурные изображения битвы петуха — герольд Дня, с черепахой — Ночь (Дважды эта тема трактуется на мозаике древней базилики в Аквилее).
С другой стороны, служит образом «моральной замены грешного тела воспарением духа» < Св. Амвросий (ок. 340—397) указывает, что из панциря черепах можно изготовить музыкальный инструмент, игра на котором радовала бы сердце — образ восходящий к мифу о создании Гермесом кифар.
Также означает благопристойность женщины в браке, уединенно живущей в доме как черепаха в панцире.
Астрономия/логия
«Черепаха в астрологии — Хаос». ?
Алхимия
Massa confusa — лат. мешанина; материя Искусства — материя в начале процесса преобразования.
Магия
К числу древнейших относится практика использования панциря черепахи (его кусочков) как защитного средства:
- служат амулетом, отводящим сглаз и колдовство (злые чары);
- ~ для продления жизни
- используются в обрядах защиты от града.
Глаза черепахи в золотой оправе — амулет против сглаза.
Согласно поверью, известному многим народам, живущая в саду черепаха — хорошая защита плодов и цветов от града и бури.
Гадания
В гадании по снам указывает, что сон о самом сновидце.
Геральдика
Невосприимчивость, бесчувственность; медлительный, но идущий прогресс, развитие; щит собственной власти, счастливая семья.
Присутствует в гербе Сейшельских островов:
- с 1978 г. две черепахи — указание на былое значение торговли черепаховыми панцирями для этой территории;
- с 1979 г. появляется изображение гигантской слоновой черепахи — эндемика Сейшел.
Эмблема (impresa) Козимо Медичи (1389—1464) — черепаха, с наполненным ветром парусом на спине и девизом «Festina lente» — лат. спеши медленно (поспешай не торопясь), то есть не торопись, действуй уверенно.
Эмблематика
Черепаха
- Символ довольствия имеющимся.
- «Я все свое ношу с собой, И при этом я счастливее короля».
- EMSI 9-12, с.143
Черепаха
- Верный страж своего дома.
- Символ хорошей домохозяйки.
- Пословица: «Женщина может отсутствовать дома только в трех случаях: когда ее крестят, когда она выходит замуж и когда ее хоронят».
- EMSI 58-10, с.350
Черепаха
- Лучшим является собственный дом.
- «Дом — это роскошнейший дворец, где мы
- Можем обрести безопасность, здоровье и уверенность.
- И если это даже посредственное имение,
- Там мы будем всегда спокойно жить».
- EMSI таб.18-2, с.177
Черепаха, взбирающаяся на холм
- В конце концов она достигнет вершины.
- «Те, кто продвигаются медленно, но верно,
- Могут забраться далеко.
- Это доказывает,
- Что хорошо быть терпеливым.
- Вот чего мы можем добться трудолю6ием,
- Если мы еще и постоянны.
- Если даже самые скромные способности употребляются по делу,
- Они могут положить начало обретения самых высших дорог».
- EMSI таб.18-4, с.178
Черепаха
- См. рис. 9-12, 18-1 18-4
- EMSI 51-14, с.323
Психология
В символико-психологическом истолковании — олицетворение тихой силы, защищенности от любого внешнего нападения.
«В ней есть что-то от древнего беззвучия жизни, которая, почувствовав опасность, может в любую минуту отползти назад и замкнуться в себе» (Эппли).
Искусство
Атрибут:
- морских божеств;
- персонифицированной Скромности — молчит и никого не пускает в свой дом;
- скульптора или персонификации Ваяния — отсылает к девизу «работай, не спеша!», весьма актуальному для этого искусства.
Ad vocem
- «Сидеть, как черепаха» — вести предельно замкнутую жизнь; быть скрытным, замкнутым.
- «Венера стоит на черепахе» — В. Кохановский.
Ad notanda
В Древнем Риме «черепаха» — лат. testudo:
- устройство в виде передвижной деревянной крыши, защищающее осаждающих вражеское укрепление от камней и горящей смолы;
- боевой порядок (прием), при котором группа легионеров плотно смыкается и прикрывается сомкнутыми щитами, образующими подобие «панциря» вокруг и над ними.
В период гитлеровской оккупации Польши (1939—45 гг.) изображения черепахи на стенах домов служит пиктографическим призывом к саботажу.
Черновые материалы
Литература
- Гура А. В. Одноимённая статья в SMES
- Гура А. В. Символика животных в славянской народной традиции. М., 1997. С. 392—396 < SMES
Иллюстрации
Примечания и комментарии