Лха: различия между версиями

Материал из StudioSyndrome
Перейти к навигации Перейти к поиску
(а)
 
м (Замена текста — «|ссылка=Special:FilePath/00-00-000-000.jpg» на «»)
 
(не показаны 2 промежуточные версии этого же участника)
Строка 21: Строка 21:
  
 
| width="200px" valign="top" align="left" bgcolor="#F5F5F5" |
 
| width="200px" valign="top" align="left" bgcolor="#F5F5F5" |
[[Файл:00-00-000-000.jpg|2px|ссылка=Special:FilePath/00-00-000-000.jpg]]
+
[[Файл:00-00-000-000.jpg|2px]]
  
 
См. также:
 
См. также:
 
:
 
:
 
----
 
----
:[[Лу]]
+
:[[Лу, божества|Лу]]
 
:[[Тригумцэнпо]]
 
:[[Тригумцэнпо]]
:[[Ньятицэнпо]]
+
:Ньятицэнпо
 
:[[Гора]]
 
:[[Гора]]
 
----
 
----
Строка 39: Строка 39:
 
==<div style="font-size:70%"><font color="#669999">Литература</font></div>==
 
==<div style="font-size:70%"><font color="#669999">Литература</font></div>==
 
*Огнева Е. Д. Одноимённая статья в [[MNME]]
 
*Огнева Е. Д. Одноимённая статья в [[MNME]]
[[Категория:Тибето-бирманская мифология]]
+
[[Категория:Тибет]]

Текущая версия на 19:36, 4 июня 2023

лха — тибет. lha — «бог»

В тибетской мифологии божества, обитающие в небе, они же горные божества, защищающие человека. По преданию, лха возникли из скорлупы первородного человека, давшего рождение первочеловеку. Согласно мифам, человек посредством лха устанавливает отношения со средой и защищён от воздействия среды. Каждого человека от рождения до смерти сопровождает группа из пяти лха. Царь Тригумцэнпо погиб после того, как его лишили хитростью всех лха.

В мифологии бон лха располагаются на 13 небесах. Лха бытия возник в результате взаимодействия двух цветов — жёлтого мужского и голубого женского. 13 сфер неба — это 13 поколений лха. Затем появляются 14-я и 15-я сферы (вода и земля), на которых располагаются лха-родители, от них через семь поколений родился первый тибетский царь Ньятицэнпо.

Как ландшафтные божества лха выступают горными божествами, божествами местности. Гора представляет небо и его божество — лха, а озеро — подземный мир и его божество — лу. Некоторые мифы повествуют о браке двух локальных божеств (гора — озеро, гора — гора), в других говорится о вражде и битве между горами. В Тибете на каждом перевале и в каждой деревне существует лаце и лхатхо — кучи камней, символизирующие горные божества, богов вершин, местностей, мужские божества, божества войны.

00-00-000-000.jpg

См. также:


Лу
Тригумцэнпо
Ньятицэнпо
Гора

Число 13
Число 5
Синий цвет
Жёлтый цвет

Литература

  • Огнева Е. Д. Одноимённая статья в MNME