Лу Бань: различия между версиями
(а) |
м |
||
(не показана 1 промежуточная версия этого же участника) | |||
Строка 1: | Строка 1: | ||
:[[Китайская мифология]] | :[[Китайская мифология]] | ||
− | [[Изображение:00-03-128-000.jpg|250px|thumb|right|Лу Бань. Китайская лубочная картина. Кон. XIX - нач. XX вв. Ленинград. Музей истории религии и атеизма. Коллекция академика В. М. Алексеева | + | [[Изображение:00-03-128-000.jpg|250px|thumb|right|Лу Бань. Китайская лубочная картина. Кон. XIX - нач. XX вв. Ленинград. Музей истории религии и атеизма. Коллекция академика В. М. Алексеева]] |
В китайской народной мифологии бог — покровитель [[плотник]]ов и строителей. Обычно в преданиях сообщается, что его настоящая фамилия Гуншу, а имя Бань и что он родился 7 числа 5-й луны 606 до н. э. в царстве Лу, по названию которого его впоследствии и стали именовать Л. Б., хотя существуют версии его рождения и в другие эпохи. | В китайской народной мифологии бог — покровитель [[плотник]]ов и строителей. Обычно в преданиях сообщается, что его настоящая фамилия Гуншу, а имя Бань и что он родился 7 числа 5-й луны 606 до н. э. в царстве Лу, по названию которого его впоследствии и стали именовать Л. Б., хотя существуют версии его рождения и в другие эпохи. | ||
Строка 19: | Строка 19: | ||
[Мифы народов мира. Энциклопедия: Лу Бань, С. 3 и далее. Мифы народов мира, С. 4600 (ср. Мифы народов мира. Энциклопедия, С. 76 Словарь)] | [Мифы народов мира. Энциклопедия: Лу Бань, С. 3 и далее. Мифы народов мира, С. 4600 (ср. Мифы народов мира. Энциклопедия, С. 76 Словарь)] | ||
− | [[Категория: | + | [[Категория:Китай]] |
Текущая версия на 14:26, 6 июня 2023
В китайской народной мифологии бог — покровитель плотников и строителей. Обычно в преданиях сообщается, что его настоящая фамилия Гуншу, а имя Бань и что он родился 7 числа 5-й луны 606 до н. э. в царстве Лу, по названию которого его впоследствии и стали именовать Л. Б., хотя существуют версии его рождения и в другие эпохи.
Имя Л. Б. неоднократно упоминается в древних трактатах. В книге «Мо-цзы», например, рассказывается о нём как об изобретателе «осадных лестниц» для взятия городских стен. Как позднему культурному герою Л. Б. приписывают изобретение различных инструментов (пилы, рубанка, бурава и т. п.). Он научил людей навешивать двери. С его именем легенды связывают строительство в разные эпохи знаменитых архитектурных сооружений: Чжаочжоуского моста в Хэбэе, Хуацяо («Цветочного моста») в городе Гуйлинь, угловых башен Запретного императорского города в Пекине и др. По одной из легенд, Л. Б. ходил к царю драконов Восточного моря и взял у него на время его прекрасный дворец, прикрепил его кольями к земле и оставил так навеки. С тех пор пошла в Китае мода строить дворцы с драконами на крышах. Древнее предание приписывает Л. Б. изготовление летающей деревянной птицы (сороки, коршуна). По одной из версий, он сделал деревянного коршуна, на котором его отец приехал в Ухуэй (современный город Су-чжоу), где люди убили старика, приняв его за оборотня. В гневе Л. Б. смастерил деревянного человека, который указывал рукой на юго-восток, то есть на Ухуэй, и там началась страшная засуха. Местные жители стали просить простить их. Тогда Л. Б. отрубил у статуи руку, и пошёл дождь. Л. Б. сделал для своей матери самодвижущуюся механическую деревянную повозку.
Некоторые легенды приписывают чудесное мастерство и жене Л. Б. Однако, когда Л. Б. минуло 40 лет, он удалился в горы Лишань (провинция Шаньдун), где изучал секреты магии. Ему приписывают постройку дворца для владычицы запада Си-ван-му, ремонт небесных столбов и т. п. При постройке зданий в его честь раньше зажигались ароматные куренья, а даосские монахи читали молитвы в то время, когда рабочие клали балки. Его культ особенно усилился после 1403, когда император пожаловал ему титул Фу-годаши («великий учитель, помогающий государству»).
Именем Л. Б. назван трактат «Лу Бань цзин» («Книга Л. В.») — основное пособие по строительству в старом Китае, содержащее краткое жизнеописание Л. Б. и легенды о чудесном его рождении. Церемонии в честь Л. Б. в Китае устраивались в разное время (особенно пышно в Кантоне), но чаще всего ему приносили жертвы 13 числа 5-й луны и 21 числа 7-й луны.
Крестьяне чтут Л. Б. как создателя деревянного колеса для подъёма воды на поля, а корабелы как изобретателя лодки и весла. Его нередко почитали также кузнецы и гончары. Храмы Л. Б. были по всей стране. В старом Пекине его день рождения (по местному поверью в 6-й луне) справляли в знаменитой Белой пагоде (Байтасы), которую он починил, когда эта пагода во времена династии Мин дала трещину и была готова обвалиться. Обе его жены — одна в чёрном одеянии, другая — в красном, считались покровительницами мастеров лаковых изделий (из чёрного и красного лака).
Лит.: Попов П. С., Китайский пантеон, «Сб. Музея антропологии и этнографии при Академии наук», 1907, в. 6, с. 64; Китайские народные сказки, пер. с кит., 2 изд., М., 1959, с. 189—202; Bredon J., Mitrophanow I., The Moon year, Shanghai, 1927, p. 364-67.
Б. Л. Рифтин
[Мифы народов мира. Энциклопедия: Лу Бань, С. 3 и далее. Мифы народов мира, С. 4600 (ср. Мифы народов мира. Энциклопедия, С. 76 Словарь)]