Коляда: различия между версиями

Материал из StudioSyndrome
Перейти к навигации Перейти к поиску
(а)
 
м (Замена текста — «Категория:Славянская мифология» на «Категория:Славяне»)
 
(не показана 1 промежуточная версия этого же участника)
Строка 1: Строка 1:
 
:Коляда, Коле́да < ''лат.'' Calendae
 
:Коляда, Коле́да < ''лат.'' Calendae
В славянской мифологии воплощение новогоднего цикла и мифологическое существо, сходное с Авсенем (см. также [[Божич]]). Иногда К. изображал сноп, принесенный в дом на рождество (у поляков), или кукла «колед» (у хорватов). Упоминалась в величальных рождественских песнях — колядках («Пришла К. накануне Рождества» и т. п.), исполнявшихся ходившей по дворам молодежью и содержавших магические заклятия — пожелания благополучия дому и семье, требования подарков (от хозяев), предрекавших разорение скупым. Иногда сами подарки — обрядовое печенье, каравай и т. п. назывались К.
+
В славянской мифологии воплощение новогоднего цикла и мифологическое существо, сходное с Авсенем (см. также [[Божич, персонаж южнославянской мифологии|Божич]]). Иногда К. изображал сноп, принесенный в дом на рождество (у поляков), или кукла «колед» (у хорватов). Упоминалась в величальных рождественских песнях — колядках («Пришла К. накануне Рождества» и т. п.), исполнявшихся ходившей по дворам молодежью и содержавших магические заклятия — пожелания благополучия дому и семье, требования подарков (от хозяев), предрекавших разорение скупым. Иногда сами подарки — обрядовое печенье, каравай и т. п. назывались К.
  
 
Колядование могло сопровождаться ряженьем в коня, козу, корову, медведя и других животных, воплощавших плодородие.
 
Колядование могло сопровождаться ряженьем в коня, козу, корову, медведя и других животных, воплощавших плодородие.
Строка 13: Строка 13:
 
==<div style="font-size:70%"><font color="#669999">Славяне</font></div>==
 
==<div style="font-size:70%"><font color="#669999">Славяне</font></div>==
 
— ключевой для рождест-венско-новогоднего комплекса термин, обозначающий разные обрядовые реалии. У восточных и южных славян известен как название Рождества и его кануна. Словом «коляда» может называться: ужин в Сочельник (Полесье); сноп, внесенный в дом накануне Рождества (бел., укр., в.-пол.); обрядовый костер, который жгли в ночь перед Рождеством (македон.); праздничный хлеб или жаренный на святки поросенок (рус., болг.). Наиболее типично использование термина в обряде колядования. В разных славянских языках «колядой» назывался сам ритуал обхода поздравителей по домам; группа его участников; дар, подаяние за колядование; песня, исполняемая при обходе. В русских песнях-колядках упоминается персонаж по имени Коляда, который «рождается накануне Рождества», «приезжает на конях», «ходит по дворам» и т. п. В южнорусских поверьях Коляда — мифическая баба, которая в ночь перед Рождеством ходит по домам и проверяет, кто сколько напрял пряжи. В Рязанской обл. «колядой» назывался один из персонажей святочных ряженых, одетый в вывороченную шубу.
 
— ключевой для рождест-венско-новогоднего комплекса термин, обозначающий разные обрядовые реалии. У восточных и южных славян известен как название Рождества и его кануна. Словом «коляда» может называться: ужин в Сочельник (Полесье); сноп, внесенный в дом накануне Рождества (бел., укр., в.-пол.); обрядовый костер, который жгли в ночь перед Рождеством (македон.); праздничный хлеб или жаренный на святки поросенок (рус., болг.). Наиболее типично использование термина в обряде колядования. В разных славянских языках «колядой» назывался сам ритуал обхода поздравителей по домам; группа его участников; дар, подаяние за колядование; песня, исполняемая при обходе. В русских песнях-колядках упоминается персонаж по имени Коляда, который «рождается накануне Рождества», «приезжает на конях», «ходит по дворам» и т. п. В южнорусских поверьях Коляда — мифическая баба, которая в ночь перед Рождеством ходит по домам и проверяет, кто сколько напрял пряжи. В Рязанской обл. «колядой» назывался один из персонажей святочных ряженых, одетый в вывороченную шубу.
{| class="FCK__ShowTableBorders" width="100%" cellspacing="5" cellpadding="5" border="0" align="center"
 
|-
 
| valign="top" align="left" |
 
:хххе
 
Основные значения:
 
| width="200px" valign="top" align="left" bgcolor="#F5F5F5" |[[Изображение:00-00-000-000.jpg|2px|ссылка=Special:FilePath/00-00-000-000.jpg]]
 
 
См. также:
 
:
 
----
 
:
 
----
 
:
 
|}
 
 
==<div style="font-size:70%"><font color="#669999">Литература</font></div>==
 
==<div style="font-size:70%"><font color="#669999">Литература</font></div>==
 
*Одноимённая статья в [[MNME]]
 
*Одноимённая статья в [[MNME]]
 
==<div style="font-size:70%"><font color="#669999">Примечания и комментарии</font></div>==
 
==<div style="font-size:70%"><font color="#669999">Примечания и комментарии</font></div>==
 
<small><references /></small>Л. В. < [[SMES]]
 
<small><references /></small>Л. В. < [[SMES]]
[[Категория:Славянская мифология]]
+
[[Категория:Славяне]]

Текущая версия на 20:27, 1 июня 2023

Коляда, Коле́да < лат. Calendae

В славянской мифологии воплощение новогоднего цикла и мифологическое существо, сходное с Авсенем (см. также Божич). Иногда К. изображал сноп, принесенный в дом на рождество (у поляков), или кукла «колед» (у хорватов). Упоминалась в величальных рождественских песнях — колядках («Пришла К. накануне Рождества» и т. п.), исполнявшихся ходившей по дворам молодежью и содержавших магические заклятия — пожелания благополучия дому и семье, требования подарков (от хозяев), предрекавших разорение скупым. Иногда сами подарки — обрядовое печенье, каравай и т. п. назывались К.

Колядование могло сопровождаться ряженьем в коня, козу, корову, медведя и других животных, воплощавших плодородие.

Лит.: Чичеров В. И., Зимний период русского земледельческого календаря XVI—XIX вв., M., 1957, Календарные обычаи и обряды в странах зарубежной Европы XIX-начало XX в Зимние праздники, [М., 1973]

В. В. Иванов, В. Н. Топоров

[Мифы народов мира. Энциклопедия: Коляда, С. 1 и далее. Мифы народов мира, С. 4059 (ср. Мифы народов мира. Энциклопедия, С. 666 Словарь)]

Частый персонаж колядок, которые исполнялись ходившими от двора к двору группами молодежи. За пожелания здоровья и благополучия в семье хозяева одаривали пришедших.

Славяне

— ключевой для рождест-венско-новогоднего комплекса термин, обозначающий разные обрядовые реалии. У восточных и южных славян известен как название Рождества и его кануна. Словом «коляда» может называться: ужин в Сочельник (Полесье); сноп, внесенный в дом накануне Рождества (бел., укр., в.-пол.); обрядовый костер, который жгли в ночь перед Рождеством (македон.); праздничный хлеб или жаренный на святки поросенок (рус., болг.). Наиболее типично использование термина в обряде колядования. В разных славянских языках «колядой» назывался сам ритуал обхода поздравителей по домам; группа его участников; дар, подаяние за колядование; песня, исполняемая при обходе. В русских песнях-колядках упоминается персонаж по имени Коляда, который «рождается накануне Рождества», «приезжает на конях», «ходит по дворам» и т. п. В южнорусских поверьях Коляда — мифическая баба, которая в ночь перед Рождеством ходит по домам и проверяет, кто сколько напрял пряжи. В Рязанской обл. «колядой» назывался один из персонажей святочных ряженых, одетый в вывороченную шубу.

Литература

  • Одноимённая статья в MNME

Примечания и комментарии

Л. В. < SMES