Жир иясе: различия между версиями

Материал из StudioSyndrome
Перейти к навигации Перейти к поиску
(а)
 
м (Замена текста — «|ссылка=Special:FilePath/00-00-000-000.jpg» на «»)
 
(не показана 1 промежуточная версия этого же участника)
Строка 19: Строка 19:
  
 
| width="200px" valign="top" align="left" bgcolor="#F5F5F5" |
 
| width="200px" valign="top" align="left" bgcolor="#F5F5F5" |
[[Файл:00-00-000-000.jpg|2px|ссылка=Special:FilePath/00-00-000-000.jpg]]
+
[[Файл:00-00-000-000.jpg|2px]]
  
 
См. также:
 
См. также:
Строка 34: Строка 34:
 
*Мухамедова Р. Г., Татары-мишари, М., 1972, с. 186-87 < MNME
 
*Мухамедова Р. Г., Татары-мишари, М., 1972, с. 186-87 < MNME
 
*Ахметьянов Р. Г., Некоторые термины обрядов и мифологии булгаро-чувашского происхождения у народов Урало-Поволжья, «Советское финно- угроведение», 1977, т. 13, No 2, с. 101 < MNME
 
*Ахметьянов Р. Г., Некоторые термины обрядов и мифологии булгаро-чувашского происхождения у народов Урало-Поволжья, «Советское финно- угроведение», 1977, т. 13, No 2, с. 101 < MNME
[[Категория:Тюркских народов мифология]]
+
[[Категория:Тюрки]]

Текущая версия на 07:24, 4 июня 2023

жир иясе́ — «хозяин земли»

В мифологии татар-мишарей дух, покровительствующий полям. Представлялся в человеческом облике. В некоторых местах жир иясе — собирательное название духов жир атасы — «отец земли»; и жир анасы — «мать земли». Жир иясе может навлечь болезнь на человека. Для его умилостивления ежегодно после весеннего сева устраивалось общественное моление с жертвоприношениями.

Близкие жир иясе персонажи имеются у:

  • казанских татар — басу анасы, аряш анасы — «мать поля»;
  • чувашей — ираш амэшэ — «мать поля»;
  • марийцев — уржава, рожава, норов ава;
  • удмуртов — джеганай;
  • карачаевцев — джер ийеси (дух-хозяин, имеющийся у каждого участка земли);
  • турок — тарла-бекчиси (дух-хранитель поля в образе змеи).

00-00-000-000.jpg

См. также:

Низшая мифология


Литература

  • Басилов B. H. Одноимённая статья в MNME
  • Гордлевский В. А., Из османской демонологии, Избранные сочинения, т. 3, М., 1962, с. 310 < MNME
  • Мухамедова Р. Г., Татары-мишари, М., 1972, с. 186-87 < MNME
  • Ахметьянов Р. Г., Некоторые термины обрядов и мифологии булгаро-чувашского происхождения у народов Урало-Поволжья, «Советское финно- угроведение», 1977, т. 13, No 2, с. 101 < MNME