Гарпии: различия между версиями

Материал из StudioSyndrome
Перейти к навигации Перейти к поиску
(а)
 
м (Замена текста — «Категория:Греческая мифология» на «Категория:Греция»)
 
(не показана 1 промежуточная версия этого же участника)
Строка 3: Строка 3:
 
Голова и груди женщины, а когти стервятника. Ассоциируется с внезапной смертью, водоворотами и штормами. Женский принцип в его разрушительном аспекте.
 
Голова и груди женщины, а когти стервятника. Ассоциируется с внезапной смертью, водоворотами и штормами. Женский принцип в его разрушительном аспекте.
  
Архаические доолимпийские божества, полуженщины-полуптицы с головой и грудью женщины, крыльями когтями стервятника. Похитительницы душ и младенцев. Позднее — дочери [[Нептун]]а и моря, или, по Гесиоду, — морского божества [[Тавмант]]а и океаниды Электры. Женский принцип в его разрушительном аспекте. Поимённо известны следующие гарпии: [[Подагра]] — «быстроногая»; [[Аэлло]] — «вихрь, бурная»; [[Аэллопа]] — «вихреподобная»; [[Окипета]] — «быстрая, быстролетящая»; [[Келайно]] — «мрачная» Келено (Verg. Aen. III 211). В бытовом плане — обозначение отвратительных, сварливых и скандальных женщин. Гарпиями также называются хищные южноамериканские птицы, семейства ястребиных.
+
Архаические доолимпийские божества, полуженщины-полуптицы с головой и грудью женщины, крыльями когтями стервятника. Похитительницы душ и младенцев. Позднее — дочери [[Нептун, божество|Нептуна]] и моря, или, по Гесиоду, — морского божества [[Тавмант]]а и океаниды Электры. Женский принцип в его разрушительном аспекте. Поимённо известны следующие гарпии: Подагра — «быстроногая»; Аэлло — «вихрь, бурная»; Аэллопа — «вихреподобная»; Окипета — «быстрая, быстролетящая»; Келайно — «мрачная» Келено (Verg. Aen. III 211). В бытовом плане — обозначение отвратительных, сварливых и скандальных женщин. Гарпиями также называются хищные южноамериканские птицы, семейства ястребиных.
  
 
Первоначально гарпии были богинями порывистого ветра, основной обязанностью которых было перемещение душ умерших в подземное царство. Они считались виновницами ураганов, водоворотов и штормов, были ответственны за внезапную смерть и исчезновение детей. В Одиссее гарпиям приписывается похищение людей, пропавших без вести. Поскольку считалось, что душа расстается с телом в образе птицы, то вполне естественно, что и их представляли в образе хищных птиц. С течением времени из прекрасных и опасных они стали просто отвратительными существами с большими крыльями. Гарпии во многом схожи с эриниями и горгонами, а особенно со своими двоюродными сестрами сиренами — дочерьми Форкия. И те, и другие вырезались на каменных надгробьях, как бы в ожидании вылетающей души. Благодаря этим изображениям гарпий на надгробных стелах, а также по изображениям на вазах мы можем судить о том, как они выглядели. Первое упоминание гарпии по имени мы находим в Илиаде, где упоминается гарпия Подагра, родившая от Зефира (Западного ветра) бессмертных коней Ксанфа и Балиоса, подаренных Посейдоном Ахиллу. Аполлодор III. 13.5; Гомер. Илиада XVI. 143 и cл.; XVIII. 84; Киприя. Цит. по: Схолии к «Илиаде» Гомера XVI. 140. Гесиод называет их крылатыми прекраснокудрыми богинями, по имени Аэллопа и Окипета. Такими являются они в сказании аргонавтов к Финею. Вот как описан этот сюжет у Роберта Грейвса: На следующий день аргонавты вновь вышли в море и прибыли к Салмидессу, что в восточной Фракии, где Финей, сын Агенора, был правителем. Боги ослепили его за то, что он слишком точно предсказывал будущее. Кроме того, ему досаждали две гарпии — отвратительные крылатые существа женского пола, которые, как только Финей усаживался за трапезу, спешили во дворец, хватали со стола что попало, а оставшуюся пищу заражали таким зловонием, что ее невозможно было есть. Одну гарпию звали Аэллопа, а другую Окипета. Когда Ясон спросил у Финея, как им добыть золотое руно, то в ответ услышал: «Сначала избавьте меня от гарпий!» Слуги Финея накрыли для аргонавтов стол, и тут же явились гарпии, проделав свои обычные штучки. Но Калаид и Зет, крылатые сыновья Борея, выхватили мечи, бросились за ними в погоню по воздуху и улетели за море. Одни говорят, что они поймали гарпий над Строфадскими островами, но не убили потому, что те взмолились о пощаде; в это время посланная Герой Ирида пообещала, что гарпии вернутся в свою пещеру на критской Дикте и никогда больше не будут обижать Финея. Другие говорят, что договаривалась Окипета, а Аэллопа полетела дальше и утонула в пелопоннесской реке Тигрет, которая ныне стала зваться Гарпис. Интересно отметить, что вестница Зевса — красавица и богиня радуги Ирида — родная сестрой гарпий. Аполлодор I.9.21; Гесиод. Теог. 265—269. Грейвс 150.j Еще одну — Келайно — «мрачную» называет Виргилий, добавляя при этом: Нет больших страшилищ и нет чумы страшнее, родившейся из гнева богов. Он же указывает на обиталище Гарпий — Аид: В том же преддверье толпой теснятся тени чудовищ: Сциллы двувидные тут и кентавров стада обитают, Тут Бриарей сторукий живёт и дракон из Лернейской Топи шипит, и Химера огнём врагов устрашает, Гарпии стаей вокруг великанов летают… (пер. С.Ошерова) Христианство В средневековом декоративном искусстве часто были просто знаками Девы в её музыкальном аспекте. Эмблематика Обычно считаются аллегориями или воплощениями порока в его двойном аспекте вины и наказания. Нередко отмечается лишь их «динамическая природа». В этом случае они изображаются в напоминающей свастику позе, символизирующей быстрое движение. Аналогичным образом могут интерпретироваться также Эринии и Горгоны. [Керл-8, 41] Геральдика В геральдике изображение гарпий также не подразумевало зловещих ассоциаций. Гербовая фигура, характерная для германской геральдики присутствует, например, в гербе княжества Лихтенштейн. [Керл-46] Психология При более глубоком рассмотрении они могут расцениваться как «олицетворение злых гармоний космических сил». [Керл-48] БРОКГАУЗ & ЭФРОН (греч. ArpuaV, лат. Rapae) — богини вихря. В Илиаде является гарпия Подагра (быстроногая), родившая от Зефира ахиллесовых коней Ксанфа и Балиоса. В Одиссее гарпиям приписывается похищение людей, пропавших без вести. Гесиод называет их крылатыми, прекраснокудрыми богинями, по имени Аелло и Окипета. Позже число их возросло и они стали представляться крылатыми чудовищами, птицами с девичьим лицом. Такими являются они в сказании аргонавтов, где мучают слепого фракийского царя Финея, похищая и оскверняя у него пищу; аргонавты Зет и Калаис, крылатые сыновья Борея, преследуют их до Строфадов, где позднее их застает Эней.
 
Первоначально гарпии были богинями порывистого ветра, основной обязанностью которых было перемещение душ умерших в подземное царство. Они считались виновницами ураганов, водоворотов и штормов, были ответственны за внезапную смерть и исчезновение детей. В Одиссее гарпиям приписывается похищение людей, пропавших без вести. Поскольку считалось, что душа расстается с телом в образе птицы, то вполне естественно, что и их представляли в образе хищных птиц. С течением времени из прекрасных и опасных они стали просто отвратительными существами с большими крыльями. Гарпии во многом схожи с эриниями и горгонами, а особенно со своими двоюродными сестрами сиренами — дочерьми Форкия. И те, и другие вырезались на каменных надгробьях, как бы в ожидании вылетающей души. Благодаря этим изображениям гарпий на надгробных стелах, а также по изображениям на вазах мы можем судить о том, как они выглядели. Первое упоминание гарпии по имени мы находим в Илиаде, где упоминается гарпия Подагра, родившая от Зефира (Западного ветра) бессмертных коней Ксанфа и Балиоса, подаренных Посейдоном Ахиллу. Аполлодор III. 13.5; Гомер. Илиада XVI. 143 и cл.; XVIII. 84; Киприя. Цит. по: Схолии к «Илиаде» Гомера XVI. 140. Гесиод называет их крылатыми прекраснокудрыми богинями, по имени Аэллопа и Окипета. Такими являются они в сказании аргонавтов к Финею. Вот как описан этот сюжет у Роберта Грейвса: На следующий день аргонавты вновь вышли в море и прибыли к Салмидессу, что в восточной Фракии, где Финей, сын Агенора, был правителем. Боги ослепили его за то, что он слишком точно предсказывал будущее. Кроме того, ему досаждали две гарпии — отвратительные крылатые существа женского пола, которые, как только Финей усаживался за трапезу, спешили во дворец, хватали со стола что попало, а оставшуюся пищу заражали таким зловонием, что ее невозможно было есть. Одну гарпию звали Аэллопа, а другую Окипета. Когда Ясон спросил у Финея, как им добыть золотое руно, то в ответ услышал: «Сначала избавьте меня от гарпий!» Слуги Финея накрыли для аргонавтов стол, и тут же явились гарпии, проделав свои обычные штучки. Но Калаид и Зет, крылатые сыновья Борея, выхватили мечи, бросились за ними в погоню по воздуху и улетели за море. Одни говорят, что они поймали гарпий над Строфадскими островами, но не убили потому, что те взмолились о пощаде; в это время посланная Герой Ирида пообещала, что гарпии вернутся в свою пещеру на критской Дикте и никогда больше не будут обижать Финея. Другие говорят, что договаривалась Окипета, а Аэллопа полетела дальше и утонула в пелопоннесской реке Тигрет, которая ныне стала зваться Гарпис. Интересно отметить, что вестница Зевса — красавица и богиня радуги Ирида — родная сестрой гарпий. Аполлодор I.9.21; Гесиод. Теог. 265—269. Грейвс 150.j Еще одну — Келайно — «мрачную» называет Виргилий, добавляя при этом: Нет больших страшилищ и нет чумы страшнее, родившейся из гнева богов. Он же указывает на обиталище Гарпий — Аид: В том же преддверье толпой теснятся тени чудовищ: Сциллы двувидные тут и кентавров стада обитают, Тут Бриарей сторукий живёт и дракон из Лернейской Топи шипит, и Химера огнём врагов устрашает, Гарпии стаей вокруг великанов летают… (пер. С.Ошерова) Христианство В средневековом декоративном искусстве часто были просто знаками Девы в её музыкальном аспекте. Эмблематика Обычно считаются аллегориями или воплощениями порока в его двойном аспекте вины и наказания. Нередко отмечается лишь их «динамическая природа». В этом случае они изображаются в напоминающей свастику позе, символизирующей быстрое движение. Аналогичным образом могут интерпретироваться также Эринии и Горгоны. [Керл-8, 41] Геральдика В геральдике изображение гарпий также не подразумевало зловещих ассоциаций. Гербовая фигура, характерная для германской геральдики присутствует, например, в гербе княжества Лихтенштейн. [Керл-46] Психология При более глубоком рассмотрении они могут расцениваться как «олицетворение злых гармоний космических сил». [Керл-48] БРОКГАУЗ & ЭФРОН (греч. ArpuaV, лат. Rapae) — богини вихря. В Илиаде является гарпия Подагра (быстроногая), родившая от Зефира ахиллесовых коней Ксанфа и Балиоса. В Одиссее гарпиям приписывается похищение людей, пропавших без вести. Гесиод называет их крылатыми, прекраснокудрыми богинями, по имени Аелло и Окипета. Позже число их возросло и они стали представляться крылатыми чудовищами, птицами с девичьим лицом. Такими являются они в сказании аргонавтов, где мучают слепого фракийского царя Финея, похищая и оскверняя у него пищу; аргонавты Зет и Калаис, крылатые сыновья Борея, преследуют их до Строфадов, где позднее их застает Эней.
Строка 14: Строка 14:
  
 
[Мифы народов мира. Энциклопедия: Гарпии, С. 1 и далее. Мифы народов мира, С. 1791 (ср. Мифы народов мира. Энциклопедия, С. 267 Словарь)]
 
[Мифы народов мира. Энциклопедия: Гарпии, С. 1 и далее. Мифы народов мира, С. 1791 (ср. Мифы народов мира. Энциклопедия, С. 267 Словарь)]
[[Категория:Греческая мифология]]
+
[[Категория:Греция]]

Текущая версия на 14:23, 9 июня 2023

→ Скупость / Монстр / • греч. Αρπυας— «похищаю»; лат. Rapae

Голова и груди женщины, а когти стервятника. Ассоциируется с внезапной смертью, водоворотами и штормами. Женский принцип в его разрушительном аспекте.

Архаические доолимпийские божества, полуженщины-полуптицы с головой и грудью женщины, крыльями когтями стервятника. Похитительницы душ и младенцев. Позднее — дочери Нептуна и моря, или, по Гесиоду, — морского божества Тавманта и океаниды Электры. Женский принцип в его разрушительном аспекте. Поимённо известны следующие гарпии: Подагра — «быстроногая»; Аэлло — «вихрь, бурная»; Аэллопа — «вихреподобная»; Окипета — «быстрая, быстролетящая»; Келайно — «мрачная» Келено (Verg. Aen. III 211). В бытовом плане — обозначение отвратительных, сварливых и скандальных женщин. Гарпиями также называются хищные южноамериканские птицы, семейства ястребиных.

Первоначально гарпии были богинями порывистого ветра, основной обязанностью которых было перемещение душ умерших в подземное царство. Они считались виновницами ураганов, водоворотов и штормов, были ответственны за внезапную смерть и исчезновение детей. В Одиссее гарпиям приписывается похищение людей, пропавших без вести. Поскольку считалось, что душа расстается с телом в образе птицы, то вполне естественно, что и их представляли в образе хищных птиц. С течением времени из прекрасных и опасных они стали просто отвратительными существами с большими крыльями. Гарпии во многом схожи с эриниями и горгонами, а особенно со своими двоюродными сестрами сиренами — дочерьми Форкия. И те, и другие вырезались на каменных надгробьях, как бы в ожидании вылетающей души. Благодаря этим изображениям гарпий на надгробных стелах, а также по изображениям на вазах мы можем судить о том, как они выглядели. Первое упоминание гарпии по имени мы находим в Илиаде, где упоминается гарпия Подагра, родившая от Зефира (Западного ветра) бессмертных коней Ксанфа и Балиоса, подаренных Посейдоном Ахиллу. Аполлодор III. 13.5; Гомер. Илиада XVI. 143 и cл.; XVIII. 84; Киприя. Цит. по: Схолии к «Илиаде» Гомера XVI. 140. Гесиод называет их крылатыми прекраснокудрыми богинями, по имени Аэллопа и Окипета. Такими являются они в сказании аргонавтов к Финею. Вот как описан этот сюжет у Роберта Грейвса: На следующий день аргонавты вновь вышли в море и прибыли к Салмидессу, что в восточной Фракии, где Финей, сын Агенора, был правителем. Боги ослепили его за то, что он слишком точно предсказывал будущее. Кроме того, ему досаждали две гарпии — отвратительные крылатые существа женского пола, которые, как только Финей усаживался за трапезу, спешили во дворец, хватали со стола что попало, а оставшуюся пищу заражали таким зловонием, что ее невозможно было есть. Одну гарпию звали Аэллопа, а другую Окипета. Когда Ясон спросил у Финея, как им добыть золотое руно, то в ответ услышал: «Сначала избавьте меня от гарпий!» Слуги Финея накрыли для аргонавтов стол, и тут же явились гарпии, проделав свои обычные штучки. Но Калаид и Зет, крылатые сыновья Борея, выхватили мечи, бросились за ними в погоню по воздуху и улетели за море. Одни говорят, что они поймали гарпий над Строфадскими островами, но не убили потому, что те взмолились о пощаде; в это время посланная Герой Ирида пообещала, что гарпии вернутся в свою пещеру на критской Дикте и никогда больше не будут обижать Финея. Другие говорят, что договаривалась Окипета, а Аэллопа полетела дальше и утонула в пелопоннесской реке Тигрет, которая ныне стала зваться Гарпис. Интересно отметить, что вестница Зевса — красавица и богиня радуги Ирида — родная сестрой гарпий. Аполлодор I.9.21; Гесиод. Теог. 265—269. Грейвс 150.j Еще одну — Келайно — «мрачную» называет Виргилий, добавляя при этом: Нет больших страшилищ и нет чумы страшнее, родившейся из гнева богов. Он же указывает на обиталище Гарпий — Аид: В том же преддверье толпой теснятся тени чудовищ: Сциллы двувидные тут и кентавров стада обитают, Тут Бриарей сторукий живёт и дракон из Лернейской Топи шипит, и Химера огнём врагов устрашает, Гарпии стаей вокруг великанов летают… (пер. С.Ошерова) Христианство В средневековом декоративном искусстве часто были просто знаками Девы в её музыкальном аспекте. Эмблематика Обычно считаются аллегориями или воплощениями порока в его двойном аспекте вины и наказания. Нередко отмечается лишь их «динамическая природа». В этом случае они изображаются в напоминающей свастику позе, символизирующей быстрое движение. Аналогичным образом могут интерпретироваться также Эринии и Горгоны. [Керл-8, 41] Геральдика В геральдике изображение гарпий также не подразумевало зловещих ассоциаций. Гербовая фигура, характерная для германской геральдики присутствует, например, в гербе княжества Лихтенштейн. [Керл-46] Психология При более глубоком рассмотрении они могут расцениваться как «олицетворение злых гармоний космических сил». [Керл-48] БРОКГАУЗ & ЭФРОН (греч. ArpuaV, лат. Rapae) — богини вихря. В Илиаде является гарпия Подагра (быстроногая), родившая от Зефира ахиллесовых коней Ксанфа и Балиоса. В Одиссее гарпиям приписывается похищение людей, пропавших без вести. Гесиод называет их крылатыми, прекраснокудрыми богинями, по имени Аелло и Окипета. Позже число их возросло и они стали представляться крылатыми чудовищами, птицами с девичьим лицом. Такими являются они в сказании аргонавтов, где мучают слепого фракийского царя Финея, похищая и оскверняя у него пищу; аргонавты Зет и Калаис, крылатые сыновья Борея, преследуют их до Строфадов, где позднее их застает Эней.

МНМ

Гарпии
греч. Arpyiai

В греческой мифологии дочери морского божества Тавманта и океаниды Электры (Hes. Theog. 267). Г. — архаические доолимпийские божества. Число их колеблется приблизительно от двух до пяти; изображаются в виде крылатых диких миксантропических существ — полуженщин-полуптиц отвратительного вида. Их имена (Аэлла, Аэллопа, Подарга, Окипета, Келайно) указывают на связь со стихиями и мраком («Вихрь», «Вихревидная», «Быстроногая», «Быстрая», «Мрачная»). В мифах они представлены злобными похитительницами детей и человеческих душ (греч. arpazo, «похищаю»), внезапно налетающими и так же внезапно исчезающими, как ветер. Близость Г. к ветрам сказывается в том, что от Г. Подарги и Зефира родились божественные кони Ахилла (Hom. Il. XVI 148—151). Известна история о том, как Г. мучили царя Финея, проклятого за невольное преступление, и, похищая его пищу, обрекли его на голодную смерть. Однако Г. были изгнаны родичами Финея, сыновьями Борея — аргонавтами Зетом и Калаидом; убить Г. помешала героям вестница Зевса Ирида (Apoll. Rhod. II 176—300). Г. помещали обычно на Строфадских островах в Эгейском море, позднее — вместе с другими чудовищами в аиде (Verg. Aen. VI 289).

A. A. Тахо-Годи

[Мифы народов мира. Энциклопедия: Гарпии, С. 1 и далее. Мифы народов мира, С. 1791 (ср. Мифы народов мира. Энциклопедия, С. 267 Словарь)]