Спента-Майнью: различия между версиями
(а) |
м (Замена текста — «|ссылка=Special:FilePath/00-00-000-000.jpg» на «») |
||
(не показана 1 промежуточная версия этого же участника) | |||
Строка 8: | Строка 8: | ||
Образ Спента-Майнью рано привлек внимание греческих философов. Уже в схолии (Гермодора?) к диалогу Платона «Алкивиад»<ref>"Алкивиад" I 122а</ref> содержится соответствие понятию Спента-Майнью, в конце IV в. до н. э. Гекатею Абдерскому уже была известна авестийская мифологема о Спента-Майнью как источнике вдохновения Заратуштры. Типологически и функционально Спента-Майнью близок ветхозаветному духу святому, что издавна побуждало специалистов (Ш. Арле, Ж. Дармстетер и др.) к гипотезам об исторической взаимозависимости обоих образов. | Образ Спента-Майнью рано привлек внимание греческих философов. Уже в схолии (Гермодора?) к диалогу Платона «Алкивиад»<ref>"Алкивиад" I 122а</ref> содержится соответствие понятию Спента-Майнью, в конце IV в. до н. э. Гекатею Абдерскому уже была известна авестийская мифологема о Спента-Майнью как источнике вдохновения Заратуштры. Типологически и функционально Спента-Майнью близок ветхозаветному духу святому, что издавна побуждало специалистов (Ш. Арле, Ж. Дармстетер и др.) к гипотезам об исторической взаимозависимости обоих образов. | ||
− | | width="200px" valign="top" align="left" bgcolor="#F5F5F5" |[[Изображение:00-00-000-000.jpg|2px | + | | width="200px" valign="top" align="left" bgcolor="#F5F5F5" |[[Изображение:00-00-000-000.jpg|2px]] |
См. также: | См. также: | ||
Строка 25: | Строка 25: | ||
==<div style="font-size:70%"><font color="#669999">Примечания и комментарии</font></div>== | ==<div style="font-size:70%"><font color="#669999">Примечания и комментарии</font></div>== | ||
<small><references /></small> | <small><references /></small> | ||
− | [[Категория: | + | [[Категория:Иран]] |
Текущая версия на 23:04, 5 июня 2023
В иранской мифологии дух-творец. Спента-Майнью вдохновляет Заратуштру, в конце мировой истории он должен уничтожить «духа зла» Ангро-Майнью[1]. Согласно одной концепции образа, обычно считающейся более древней, Спента-Майнью вместе со своим братом-близнецом Ангро-Майнью порождены Ахурамаздой и оба действуют как демиурги земного творения на уровне телесной осязаемой реальности «гетик», тогда как Ахурамазда пребывает в сфере чистой духовности «менок». Спента-Майнью создает благую часть мира, а его брат — плохую[2]. Согласно «Яшту»[3], все творения Спента-Майнью — «Те, что живут под землей, на земле, в воде, летают, рыщут по равнинам, все те, что населяют безграничный и бесконечный мир Спента-Майнью». Вместе с Огнём Спента-Майнью наблюдает за исполнением решений и приговоров, вынесенных Ахурамаздой[4]. По второй концепции образа, Спента-Майнью — ипостась, творческий аспект Ахурамазды. Образ Спента-Майнью рано привлек внимание греческих философов. Уже в схолии (Гермодора?) к диалогу Платона «Алкивиад»[5] содержится соответствие понятию Спента-Майнью, в конце IV в. до н. э. Гекатею Абдерскому уже была известна авестийская мифологема о Спента-Майнью как источнике вдохновения Заратуштры. Типологически и функционально Спента-Майнью близок ветхозаветному духу святому, что издавна побуждало специалистов (Ш. Арле, Ж. Дармстетер и др.) к гипотезам об исторической взаимозависимости обоих образов. |
См. также: |
Литература
- Лелеков Л. А. Одноимённая статья в MNME
- Ost og Vest, Kbh , 1945 < MNME
- Lentz W., Seiler H., Tavadia J. C., Yasna 47, «Zeitschrift der Deutschen Morgenlдndischen Gesellschaft», 1953, Bd 103 < MNME