- геральдика: различия между версиями
м |
м |
||
(не показаны 4 промежуточные версии этого же участника) | |||
Строка 1: | Строка 1: | ||
− | + | [[- цвет|Цвет в геральдике]] | |
+ | |||
+ | генеалогия — фр. — [[- généalogie|généalogie]] | ||
+ | |||
+ | [[- héraldique|héraldique]], [[- art héraldique|art héraldique]] | ||
− | |||
18. ГЕРАЛЬДИКА — наука о составлении, описании и расшифровке гербов. В геральдике имеются свои правила, терминология, семантика и символика, позволяющие не только кратко и ясно описывать герб, но и проводить гербовую экспертизу. (Из ста терминов Н. Н. Стародубцева и Г. В. Ражнёва). | 18. ГЕРАЛЬДИКА — наука о составлении, описании и расшифровке гербов. В геральдике имеются свои правила, терминология, семантика и символика, позволяющие не только кратко и ясно описывать герб, но и проводить гербовую экспертизу. (Из ста терминов Н. Н. Стародубцева и Г. В. Ражнёва). | ||
Согласно книге «Герметизм и геральдическое искусство» (Париж, 1907) Каде де Гассикура и Барона дю Рур де Полон внешние геральдические компоненты, а также внутренние гербовые элементы, помимо своего буквального значения, связанного с каким-либо историческим или легендарным событием, наделены символическим смыслом. Пиобб разделяет эту точку зрения. Металлы и цвета имеют собственную символику; части герба и «благородное четвертование» подчиняются законам пространственной и графической символики, а также своим скрытым «соответствиям». Геральдическое искусство различает пять цветов, или эмалей, и два металла: | Согласно книге «Герметизм и геральдическое искусство» (Париж, 1907) Каде де Гассикура и Барона дю Рур де Полон внешние геральдические компоненты, а также внутренние гербовые элементы, помимо своего буквального значения, связанного с каким-либо историческим или легендарным событием, наделены символическим смыслом. Пиобб разделяет эту точку зрения. Металлы и цвета имеют собственную символику; части герба и «благородное четвертование» подчиняются законам пространственной и графической символики, а также своим скрытым «соответствиям». Геральдическое искусство различает пять цветов, или эмалей, и два металла: | ||
− | + | ||
− | + | золото Солнце | |
− | + | ||
− | + | серебро Луна | |
− | + | ||
− | + | красный цвет Марс | |
− | + | ||
+ | зеленый Венера | ||
+ | |||
+ | лазурный Юпитер | ||
+ | |||
+ | пурпурный Меркурий | ||
+ | |||
+ | черный Сатурн | ||
+ | |||
Символическое значение цветов, металлов и частей считается продуктом воздействия активного (или духовного) элемента герба на пассивный четырехчастный материал, представленный поверхностью щита. Подобным же образом могут быть интерпретированы гербы городов; так, Жерар де Сед в своей работе «Тамплиеры среди нас» (Париж, 1962) предположил, что изображение корабля на гербе Парижа, вероятно, обязано своим происхождением мифу об аргонавтах, поисках Золотого Руна и «Деланию» алхимиков. в определенные исторические эпохи имели возвышенное эмоциональное воздействие, в них видели гораздо больше того, что было в них заключено на самом деле. Если «говорящие гербы» часто содержали имена их носителей в форме ребуса — иногда в искаженной форме безо всякой оглядки на подлинное происхождение предмета наименования, ибо не всему, что изображалось в качестве геральдических фигур, придавался серьезный символический подтекст, то в Новое время такой подтекст приписывали путем спекулятивных домыслов. Такое истолкование гербовых символов было излюбленным занятием в эпоху барокко и маньеризма. В настоящей книге в различных статьях используются характерные высказывания из книги «Искусство геральдики» Георга Андреаса Бёклера (1688), поскольку они обладают идейно-историческим содержанием и в связи с этим и ныне могут представлять интерес. Понятно, что такие царственные животные, как орел или лев, часто привлекаются в качестве имперских символов и в качестве выражения превосходства. Однако то, что рысь должна иметь значение «проворной, живой хитрости и ума, производящего впечатление исключительной остроты», что вепрь означает «во всеоружии отчаянного воителя, который в мужестве своем врагу в битве противостоит рыцарски» — это скорее маньеристская интерпретация, чем собственно геральдика. Пока в прошлом веке такие интерпретации обстоятельно дискутировались, геральдика превратилась в самостоятельную вспомогательную историческую науку. | Символическое значение цветов, металлов и частей считается продуктом воздействия активного (или духовного) элемента герба на пассивный четырехчастный материал, представленный поверхностью щита. Подобным же образом могут быть интерпретированы гербы городов; так, Жерар де Сед в своей работе «Тамплиеры среди нас» (Париж, 1962) предположил, что изображение корабля на гербе Парижа, вероятно, обязано своим происхождением мифу об аргонавтах, поисках Золотого Руна и «Деланию» алхимиков. в определенные исторические эпохи имели возвышенное эмоциональное воздействие, в них видели гораздо больше того, что было в них заключено на самом деле. Если «говорящие гербы» часто содержали имена их носителей в форме ребуса — иногда в искаженной форме безо всякой оглядки на подлинное происхождение предмета наименования, ибо не всему, что изображалось в качестве геральдических фигур, придавался серьезный символический подтекст, то в Новое время такой подтекст приписывали путем спекулятивных домыслов. Такое истолкование гербовых символов было излюбленным занятием в эпоху барокко и маньеризма. В настоящей книге в различных статьях используются характерные высказывания из книги «Искусство геральдики» Георга Андреаса Бёклера (1688), поскольку они обладают идейно-историческим содержанием и в связи с этим и ныне могут представлять интерес. Понятно, что такие царственные животные, как орел или лев, часто привлекаются в качестве имперских символов и в качестве выражения превосходства. Однако то, что рысь должна иметь значение «проворной, живой хитрости и ума, производящего впечатление исключительной остроты», что вепрь означает «во всеоружии отчаянного воителя, который в мужестве своем врагу в битве противостоит рыцарски» — это скорее маньеристская интерпретация, чем собственно геральдика. Пока в прошлом веке такие интерпретации обстоятельно дискутировались, геральдика превратилась в самостоятельную вспомогательную историческую науку. | ||
− | Геральдика- наука предметом исследования которой являются история развития геральдики, правила составления, описания, передачи, наследования и использования гербов или иных гербовых материалов и их особенности в зависимости от места, времени и повода создания. Название свое получила от латинского «heraldus» — глашатай что составляет любопытную паралель происхождению слова «реклама»). Геральдика как научная дисциплина представляет собою существенный раздел эмблематики и частный случаи в рамках символики; гербоведение также весьма тесно связана с такими предметами как сфрагистика, фалеристика, генеалогия, фалеристика и вексилология и зачастую эти дисциплины взаимозависимы и взаимообусловлены. Основными разделами данной дисциплины являются: -формальная или теоретическая геральдика достояние которой — правила по которым герб строится и терминология, которою он описывается; -частная геральдика призванная к рассмотрению таких материалов как территориальные, родовые гербы, девизы, etc., etc.; -прикладная геральдика как вспомогательная историческая дисциплина способствует атрибуции и идентификации тех или иных документов и предметов материальной фигуры, кои несут на себе гербовые изображения; -практическая же геральдика имеет своей задачей создание новых гербов, модификацию и приведение в соответсвие с правилами существующих гербов и создание на их основе коммуникативных знаков и эмблем, а также рассматривает впросы о происхождении гербов, их истории и принадлежности. Главный объект исследования геральдики — герб. Происхождение его с равным успехом можно вести и от немецкого "Erbe''-наследство, и от польского «herb» или старочешского «herb, erb».'' | + | Геральдика - наука предметом исследования которой являются история развития геральдики, правила составления, описания, передачи, наследования и использования гербов или иных гербовых материалов и их особенности в зависимости от места, времени и повода создания. Название свое получила от латинского «heraldus» — глашатай что составляет любопытную паралель происхождению слова «реклама»). Геральдика как научная дисциплина представляет собою существенный раздел эмблематики и частный случаи в рамках символики; гербоведение также весьма тесно связана с такими предметами как сфрагистика, фалеристика, генеалогия, фалеристика и вексилология и зачастую эти дисциплины взаимозависимы и взаимообусловлены. Основными разделами данной дисциплины являются: -формальная или теоретическая геральдика достояние которой — правила по которым герб строится и терминология, которою он описывается; -частная геральдика призванная к рассмотрению таких материалов как территориальные, родовые гербы, девизы, etc., etc.; -прикладная геральдика как вспомогательная историческая дисциплина способствует атрибуции и идентификации тех или иных документов и предметов материальной фигуры, кои несут на себе гербовые изображения; -практическая же геральдика имеет своей задачей создание новых гербов, модификацию и приведение в соответсвие с правилами существующих гербов и создание на их основе коммуникативных знаков и эмблем, а также рассматривает впросы о происхождении гербов, их истории и принадлежности. Главный объект исследования геральдики — герб. Происхождение его с равным успехом можно вести и от немецкого "Erbe''-наследство, и от польского «herb» или старочешского «herb, erb».'' |
+ | |||
+ | Символический знак отличия отдельного лица, фамилии, рода, области, города, государства, учреждений etc. | ||
+ | |||
+ | Необходимость в описании гербов возникла в момент возникновения самих гербов в настоящее время каждый герб сопровождается описанием, а по возможности и разъяснением их символики. Процесс проникновения в герельдичесхую практику норм и правил создания corporate identity обязательным во многих случаях не только изображение герба, но и схему его построения, модульную сетку и т. п. -Для наиболее точного и корректного описания, позволяющего в частности строить герб, не имея перед собой его изображения, выработалась специфическая терминология, касающаяся стандартных вариантов гербовых фигур, украшений, иных элементов и их разновидностей. | ||
+ | |||
+ | В России достаточно поздно начала формироваться единая геральдическая терминология и изобразительные стандарты для гербовых фигур; к тому же процесс этот прерванный событиями рубежа веков, еще более был запутан и профанирован впериод «советской геральдики». Можно почти с уверенностью сказать что сегодня все еще нет единой российской гербовой терминологии, -Необходимость специальной терминологии для точного описания, идентификации и воспроизведения, а так же наиболее коррекикой интерпретации гербовой информации понятен и не требует дополнительной аргументации. Кроме того для археографического описания, учета гербового материала и создания на его основе базы данных требуется формальное (формульное) описание его и окотором упоминания даже редки. -Стоит заметить что система геральдической терминологии должна не только и не столько описывать массу существующих уже гербов, но и давать возможность включения в себя обширной группы не характерных для классической геральдики изображений и регулируя этот процесс давать возможность для создания новых гербовых фигур в рамках геральдических правил и терминологии. | ||
− | + | Геральдика тяготеет к более архаичным формам терминов, но ряд их требует корректировки или замены так как абсолютно не понятен большинству сталкивающихся сним или вызывает неприятные либо неверные ассоциации. | |
− | + | ----М. Ю.М. 23 ноября 2010 г. 13:23 | |
+ | Дорогая Анна, отличный вопрос! | ||
− | + | Геральдика появилась в русском языке как калька с немецкого Heraldik (и как близкий аналог т.п. слов в европейских языках). В свою очередь все эти термины происходят от выражения art héraldique/ars heraldica, то есть ремесло герольдов. В свою очередь «герольд» — термин не вполне ясного происхождения, скорее всего восходящее к «heer+alt» в смысле «ветеран». Различие в гласной между Heraldik (геральдика) и Herold (герольд) было уже в немецком языке и оттуда заимствовано русским языком. Для геральдики необычайно важно нераздельное единство нормализующей и исследовательской традиции, с одной стороны — и традиции творческой, с другой. К первой традиции как раз и относится термин «гербоведение», тогда как вторую под этот термин уже никак не подвести. Поэтому потребность в объединяющем термине «геральдика» вполне объективна. Есть и вполне определенная логика в сохранении разной огласовки слов «геральдика» и «герольд». Там, где «а», речь идет о традиции вообще, а там, где «о», имеется в виду официальная деятельность и геральдическое чиновничество (герольд, герольдия, герольдмейстер). М. Ю. М. | |
− | + | Вот задумался об этимологии слова «геральдика», насколько это слово правомочно в РЯ. От какого слова происходит — геральд? И из какого языка такое взято? Не логичнее было бы, например, гербоведение? | |
− | + | ----В геральдике имеется три составляющие: гербовое право, геральдическое искусство и геральдическое художество. | |
− | |||
Первая из них касается тех норм и правил (большая часть из которых относится к обычному — неписанному, праву), которые определяют права конкретного «армигера» на восприятие того или иного существующего герба или гербовых фигур и статусных элементов. С точки зрения гербового права ценится умение работать в тех рамках, которые определены локальной геральдической традицией, без создания своей «новаторской» как бы геральдики, обильно уснащённой всяческими нововведениями и малоосмысленными заимствования из других локальных традиций. | Первая из них касается тех норм и правил (большая часть из которых относится к обычному — неписанному, праву), которые определяют права конкретного «армигера» на восприятие того или иного существующего герба или гербовых фигур и статусных элементов. С точки зрения гербового права ценится умение работать в тех рамках, которые определены локальной геральдической традицией, без создания своей «новаторской» как бы геральдики, обильно уснащённой всяческими нововведениями и малоосмысленными заимствования из других локальных традиций. | ||
Строка 35: | Строка 52: | ||
Что до Михаила Юрьевича, то он действительно в защите не нуждается, как и его учитель Бруно Хайм, стиль которого во много определил стиль работы Медведева. Пусть его зоилы направят острие своей критики на работы Монсеньора Хайма… Михаил Юрьевич — один из немногих универсалов в нашей среде, один из немногих художников, которые ПОНИМАЮТ, что рисуют, как и почему именно так, а не иначе… Да, его стиль может показаться эпатажным, но по большей части для тех, излишне серьёзно к себе относится (это как в социологии — чем ниже культура и интеллект, тем строже дресс-код). Вообще надо заметить, что в среди элиты геральдических художников, работающих на герольдии Британии, Шотландии, Канады, испании и т. д. очень ценится индивидуальность и даже некоторая гротескность стиля. А вот торжественно ампирные творения более характерны для тех художников, которые активно самоутверждаются в своей исключительности. Это как в классике «лакей Пётр окончательно окостенел от важности…» …ну буквы «ю» вместо «е» тоже не мимо пролетают… | Что до Михаила Юрьевича, то он действительно в защите не нуждается, как и его учитель Бруно Хайм, стиль которого во много определил стиль работы Медведева. Пусть его зоилы направят острие своей критики на работы Монсеньора Хайма… Михаил Юрьевич — один из немногих универсалов в нашей среде, один из немногих художников, которые ПОНИМАЮТ, что рисуют, как и почему именно так, а не иначе… Да, его стиль может показаться эпатажным, но по большей части для тех, излишне серьёзно к себе относится (это как в социологии — чем ниже культура и интеллект, тем строже дресс-код). Вообще надо заметить, что в среди элиты геральдических художников, работающих на герольдии Британии, Шотландии, Канады, испании и т. д. очень ценится индивидуальность и даже некоторая гротескность стиля. А вот торжественно ампирные творения более характерны для тех художников, которые активно самоутверждаются в своей исключительности. Это как в классике «лакей Пётр окончательно окостенел от важности…» …ну буквы «ю» вместо «е» тоже не мимо пролетают… | ||
− | |||
О Стиле и юморе чуть позже… | О Стиле и юморе чуть позже… | ||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
[[Категория:Терминология русская]] | [[Категория:Терминология русская]] |
Текущая версия на 05:01, 23 июня 2021
генеалогия — фр. — généalogie
18. ГЕРАЛЬДИКА — наука о составлении, описании и расшифровке гербов. В геральдике имеются свои правила, терминология, семантика и символика, позволяющие не только кратко и ясно описывать герб, но и проводить гербовую экспертизу. (Из ста терминов Н. Н. Стародубцева и Г. В. Ражнёва).
Согласно книге «Герметизм и геральдическое искусство» (Париж, 1907) Каде де Гассикура и Барона дю Рур де Полон внешние геральдические компоненты, а также внутренние гербовые элементы, помимо своего буквального значения, связанного с каким-либо историческим или легендарным событием, наделены символическим смыслом. Пиобб разделяет эту точку зрения. Металлы и цвета имеют собственную символику; части герба и «благородное четвертование» подчиняются законам пространственной и графической символики, а также своим скрытым «соответствиям». Геральдическое искусство различает пять цветов, или эмалей, и два металла:
золото Солнце
серебро Луна
красный цвет Марс
зеленый Венера
лазурный Юпитер
пурпурный Меркурий
черный Сатурн
Символическое значение цветов, металлов и частей считается продуктом воздействия активного (или духовного) элемента герба на пассивный четырехчастный материал, представленный поверхностью щита. Подобным же образом могут быть интерпретированы гербы городов; так, Жерар де Сед в своей работе «Тамплиеры среди нас» (Париж, 1962) предположил, что изображение корабля на гербе Парижа, вероятно, обязано своим происхождением мифу об аргонавтах, поисках Золотого Руна и «Деланию» алхимиков. в определенные исторические эпохи имели возвышенное эмоциональное воздействие, в них видели гораздо больше того, что было в них заключено на самом деле. Если «говорящие гербы» часто содержали имена их носителей в форме ребуса — иногда в искаженной форме безо всякой оглядки на подлинное происхождение предмета наименования, ибо не всему, что изображалось в качестве геральдических фигур, придавался серьезный символический подтекст, то в Новое время такой подтекст приписывали путем спекулятивных домыслов. Такое истолкование гербовых символов было излюбленным занятием в эпоху барокко и маньеризма. В настоящей книге в различных статьях используются характерные высказывания из книги «Искусство геральдики» Георга Андреаса Бёклера (1688), поскольку они обладают идейно-историческим содержанием и в связи с этим и ныне могут представлять интерес. Понятно, что такие царственные животные, как орел или лев, часто привлекаются в качестве имперских символов и в качестве выражения превосходства. Однако то, что рысь должна иметь значение «проворной, живой хитрости и ума, производящего впечатление исключительной остроты», что вепрь означает «во всеоружии отчаянного воителя, который в мужестве своем врагу в битве противостоит рыцарски» — это скорее маньеристская интерпретация, чем собственно геральдика. Пока в прошлом веке такие интерпретации обстоятельно дискутировались, геральдика превратилась в самостоятельную вспомогательную историческую науку.
Геральдика - наука предметом исследования которой являются история развития геральдики, правила составления, описания, передачи, наследования и использования гербов или иных гербовых материалов и их особенности в зависимости от места, времени и повода создания. Название свое получила от латинского «heraldus» — глашатай что составляет любопытную паралель происхождению слова «реклама»). Геральдика как научная дисциплина представляет собою существенный раздел эмблематики и частный случаи в рамках символики; гербоведение также весьма тесно связана с такими предметами как сфрагистика, фалеристика, генеалогия, фалеристика и вексилология и зачастую эти дисциплины взаимозависимы и взаимообусловлены. Основными разделами данной дисциплины являются: -формальная или теоретическая геральдика достояние которой — правила по которым герб строится и терминология, которою он описывается; -частная геральдика призванная к рассмотрению таких материалов как территориальные, родовые гербы, девизы, etc., etc.; -прикладная геральдика как вспомогательная историческая дисциплина способствует атрибуции и идентификации тех или иных документов и предметов материальной фигуры, кои несут на себе гербовые изображения; -практическая же геральдика имеет своей задачей создание новых гербов, модификацию и приведение в соответсвие с правилами существующих гербов и создание на их основе коммуникативных знаков и эмблем, а также рассматривает впросы о происхождении гербов, их истории и принадлежности. Главный объект исследования геральдики — герб. Происхождение его с равным успехом можно вести и от немецкого "Erbe-наследство, и от польского «herb» или старочешского «herb, erb».
Символический знак отличия отдельного лица, фамилии, рода, области, города, государства, учреждений etc.
Необходимость в описании гербов возникла в момент возникновения самих гербов в настоящее время каждый герб сопровождается описанием, а по возможности и разъяснением их символики. Процесс проникновения в герельдичесхую практику норм и правил создания corporate identity обязательным во многих случаях не только изображение герба, но и схему его построения, модульную сетку и т. п. -Для наиболее точного и корректного описания, позволяющего в частности строить герб, не имея перед собой его изображения, выработалась специфическая терминология, касающаяся стандартных вариантов гербовых фигур, украшений, иных элементов и их разновидностей.
В России достаточно поздно начала формироваться единая геральдическая терминология и изобразительные стандарты для гербовых фигур; к тому же процесс этот прерванный событиями рубежа веков, еще более был запутан и профанирован впериод «советской геральдики». Можно почти с уверенностью сказать что сегодня все еще нет единой российской гербовой терминологии, -Необходимость специальной терминологии для точного описания, идентификации и воспроизведения, а так же наиболее коррекикой интерпретации гербовой информации понятен и не требует дополнительной аргументации. Кроме того для археографического описания, учета гербового материала и создания на его основе базы данных требуется формальное (формульное) описание его и окотором упоминания даже редки. -Стоит заметить что система геральдической терминологии должна не только и не столько описывать массу существующих уже гербов, но и давать возможность включения в себя обширной группы не характерных для классической геральдики изображений и регулируя этот процесс давать возможность для создания новых гербовых фигур в рамках геральдических правил и терминологии.
Геральдика тяготеет к более архаичным формам терминов, но ряд их требует корректировки или замены так как абсолютно не понятен большинству сталкивающихся сним или вызывает неприятные либо неверные ассоциации.
М. Ю.М. 23 ноября 2010 г. 13:23
Дорогая Анна, отличный вопрос!
Геральдика появилась в русском языке как калька с немецкого Heraldik (и как близкий аналог т.п. слов в европейских языках). В свою очередь все эти термины происходят от выражения art héraldique/ars heraldica, то есть ремесло герольдов. В свою очередь «герольд» — термин не вполне ясного происхождения, скорее всего восходящее к «heer+alt» в смысле «ветеран». Различие в гласной между Heraldik (геральдика) и Herold (герольд) было уже в немецком языке и оттуда заимствовано русским языком. Для геральдики необычайно важно нераздельное единство нормализующей и исследовательской традиции, с одной стороны — и традиции творческой, с другой. К первой традиции как раз и относится термин «гербоведение», тогда как вторую под этот термин уже никак не подвести. Поэтому потребность в объединяющем термине «геральдика» вполне объективна. Есть и вполне определенная логика в сохранении разной огласовки слов «геральдика» и «герольд». Там, где «а», речь идет о традиции вообще, а там, где «о», имеется в виду официальная деятельность и геральдическое чиновничество (герольд, герольдия, герольдмейстер). М. Ю. М.
Вот задумался об этимологии слова «геральдика», насколько это слово правомочно в РЯ. От какого слова происходит — геральд? И из какого языка такое взято? Не логичнее было бы, например, гербоведение?
В геральдике имеется три составляющие: гербовое право, геральдическое искусство и геральдическое художество.
Первая из них касается тех норм и правил (большая часть из которых относится к обычному — неписанному, праву), которые определяют права конкретного «армигера» на восприятие того или иного существующего герба или гербовых фигур и статусных элементов. С точки зрения гербового права ценится умение работать в тех рамках, которые определены локальной геральдической традицией, без создания своей «новаторской» как бы геральдики, обильно уснащённой всяческими нововведениями и малоосмысленными заимствования из других локальных традиций.
Вторая относится к умению составлять герб таким образом, чтобы он был максимально выразителен и интересен. Можно сказать, что геральдическое искусство сродни искусству стихосложения и в нём также ценится ясность, афористичность и ритмическая музыкальность (если хотите) герба.
Геральдическое художество предполагает умение красиво и, главное, корректно нарисовать уже существующий герб. Тут возможны любые стилизации, но лишь до тех пор, пока художество не вторгается в самоё существо геральдики как искусства и не претендует на влияние в области гербового права.
Разные геральдисты в разной степени совершенны в отдельных составляющих геральдики. И важно отдавать себе отчет, что умение хорошо рисовать или некоторая осведомлённость относительно некоторой части мира геральдики никого не делает ни универсалом, ни экспертом. До тех пор, пока в оценки чужого герба присутствует критерий «нравится — не нравится» не следует выносить своё мнение на всеобщее обозрение, дабы потешаться не стали. А для того, чтобы из суждений ушли эмоции и появилась объективность оценок, необходима реальная работа по перелопачиванию прорвы гербового материала, составлению и, что самое главное, регистрации гербов и т.д, и т. п. Работа в стол или для узкого круга приятелей и знакомых мало что даёт для получения хоть какого-то профессионализма — по сути, получаются те же юбилейные «стихи» или дембельские альбомы.
Что до Михаила Юрьевича, то он действительно в защите не нуждается, как и его учитель Бруно Хайм, стиль которого во много определил стиль работы Медведева. Пусть его зоилы направят острие своей критики на работы Монсеньора Хайма… Михаил Юрьевич — один из немногих универсалов в нашей среде, один из немногих художников, которые ПОНИМАЮТ, что рисуют, как и почему именно так, а не иначе… Да, его стиль может показаться эпатажным, но по большей части для тех, излишне серьёзно к себе относится (это как в социологии — чем ниже культура и интеллект, тем строже дресс-код). Вообще надо заметить, что в среди элиты геральдических художников, работающих на герольдии Британии, Шотландии, Канады, испании и т. д. очень ценится индивидуальность и даже некоторая гротескность стиля. А вот торжественно ампирные творения более характерны для тех художников, которые активно самоутверждаются в своей исключительности. Это как в классике «лакей Пётр окончательно окостенел от важности…» …ну буквы «ю» вместо «е» тоже не мимо пролетают…
О Стиле и юморе чуть позже…