Геб: различия между версиями
м (Замена текста — «Категория:Египетская мифология» на «Категория:Египет») |
м |
||
Строка 1: | Строка 1: | ||
− | [[Файл:00-02-829-000.jpg|250px|thumb|right|Нут, Шу и Геб | + | [[Файл:00-02-829-000.jpg|250px|thumb|right|Нут, Шу и Геб]] |
+ | [[Файл:00-03-385-000.jpg|250px|thumb|right|Шу поднимает Нут над Гебом]] | ||
+ | Персонификация земли. В «Текстах Пирамид» (308) говорится, что умерший входит в Геба. Как бог земли, носит растения, растущие у него на спине; также из него вытекает вода. Согласно древнему мифу, Геб с богиней неба Нут породил солнце, а значит, является «отцом богов». Свою земную власть он передает сначала Озирису, затем Гору и, наконец, царю, которого поэтому называют «наследником Геба». Как все космические боги, Геб изображается в образе человека. Его знак гусь, а дочь Изида однажды названа «яйцом гуся». Можно также встретить изображения Геба с гусем на голове. Его головной убор (часто) — нижнеегипетская корона. Иллюстрации Богиня неба Нут и бог земли Геб | ||
==<div style="font-size:70%"><font color="#669999">МНМ</font></div>== | ==<div style="font-size:70%"><font color="#669999">МНМ</font></div>== | ||
:gb | :gb |
Текущая версия на 08:02, 6 июня 2023
Персонификация земли. В «Текстах Пирамид» (308) говорится, что умерший входит в Геба. Как бог земли, носит растения, растущие у него на спине; также из него вытекает вода. Согласно древнему мифу, Геб с богиней неба Нут породил солнце, а значит, является «отцом богов». Свою земную власть он передает сначала Озирису, затем Гору и, наконец, царю, которого поэтому называют «наследником Геба». Как все космические боги, Геб изображается в образе человека. Его знак гусь, а дочь Изида однажды названа «яйцом гуся». Можно также встретить изображения Геба с гусем на голове. Его головной убор (часто) — нижнеегипетская корона. Иллюстрации Богиня неба Нут и бог земли Геб
МНМ
- gb
В египетской мифологии бог земли. Хтоническое божество. Сын Шу и Тефнут, один из гелиопольской эннеады богов. Обычно изображался в виде человека с короной Нижнего Египта или Верхнего Египта на голове. Согласно мифу, Г. поссорился со своей сестрой и женой Нут (небом) из-за того, что она ежедневно поедала своих детей — небесные светила, а затем вновь рождала их, и Шу разъединил супругов. Г. он оставил в горизонтальном положении внизу, а Нун поднял вверх. (В египетской паре «небо — земля» половое олицетворение обратно привычному: небо — женщина, земля — мужчина). Детьми Г. были также Осирис, Сет, Исидa, Нефтида. Душой (ба) Г. представлялся Хнум. Считалось, что Г. — добрый бог; он охраняет живых и умерших от живущих в земле змей, на нём растут все необходимые людям растения, из него выходит вода (Нил). Г. был связан с царством мёртвых. В мифе о споре Гора с Сетом о праве на престол Осириса Г. возглавляет судей (см. рис.). В 125-й главе «Книги мёртвых» Г. принимает участие в суде Осириса над умершими. Титул Г. — «князь князей» («репати»), он считался правителем Египта. Наследником Г. был Осирис, от которого трон перешёл к Гору, а преемниками и служителями Гора считались фараоны.
Таким образом, власть фараона рассматривалась восходящей к Г. Имя Г. писали иероглифом утки (гб), хотя она и не была его священной птицей. В одном тексте дочь Г. Исида названа «яйцом утки».
- [Р. И. Рубинштейн MNME ]