Атар: различия между версиями

Материал из StudioSyndrome
Перейти к навигации Перейти к поиску
м
м (Замена текста — «|ссылка=Special:FilePath/00-00-000-000.jpg» на «»)
 
Строка 6: Строка 6:
  
 
Поклонение огню было характерно для всего иранского мира при заметных различиях локальных его форм. В древне-персидском календаре фигурировал месяц «поклонения огню» я совершались огненные ритуалы<ref>Рельефы в Накши-Рустеме.</ref>, известные также скифам, парфянам, хорезмийцам. По огню гадали и предсказывали будущее<nowiki></ref></nowiki>"Ясна" 31, 9, 19; 36, 7, сообщения Катулла (90, 5). Агафия, Порфирия и др.<nowiki></ref></nowiki>.
 
Поклонение огню было характерно для всего иранского мира при заметных различиях локальных его форм. В древне-персидском календаре фигурировал месяц «поклонения огню» я совершались огненные ритуалы<ref>Рельефы в Накши-Рустеме.</ref>, известные также скифам, парфянам, хорезмийцам. По огню гадали и предсказывали будущее<nowiki></ref></nowiki>"Ясна" 31, 9, 19; 36, 7, сообщения Катулла (90, 5). Агафия, Порфирия и др.<nowiki></ref></nowiki>.
| width="200px" valign="top" align="left" bgcolor="#F5F5F5" |[[Файл:00-00-000-000.jpg|2px|ссылка=Special:FilePath/00-00-000-000.jpg]]
+
| width="200px" valign="top" align="left" bgcolor="#F5F5F5" |[[Файл:00-00-000-000.jpg|2px]]
  
 
См. также:
 
См. также:

Текущая версия на 00:50, 3 июня 2023

авест. А́тар

В иранской мифологии персонификация огня, образ индоиранской древности[1]. По учению «Гат», Атар — не самостоятельно действующая сила, но символ и внешнее проявление высшего божества[2], иногда его «тело»[3]. Индоевропейским представлениям об огненной природе всего бытия соответствует иранский миф о том, что бог создал небо, воды, землю, растения, животных, человека и «во всем этом был распределен огонь»[4]. В «Младшей Авесте» Атар — сын Ахурамазды[5], в отличие от «Гат» он трактовался как отдельная личность с собственной волей. Авестийская традиция подчеркивала родство Атара с духовными, а не с телесными силами космоса. По «Видевдату» (XVIII) и «Яшту» (XIX) огонь смертен, его существованию постоянно угрожают силы тьмы, особенно дракон Ажи-Дахака. Атар боролся с ним, в частности за право обладания атрибутом царственности — хварно. Известны древние святилища огня в Иране[6].

Поклонение огню было характерно для всего иранского мира при заметных различиях локальных его форм. В древне-персидском календаре фигурировал месяц «поклонения огню» я совершались огненные ритуалы[7], известные также скифам, парфянам, хорезмийцам. По огню гадали и предсказывали будущее</ref>"Ясна" 31, 9, 19; 36, 7, сообщения Катулла (90, 5). Агафия, Порфирия и др.</ref>.

00-00-000-000.jpg

См. также:

Иранская мифология
Огонь

Ахурамазда
Ажи-Дахак
Хварно
Фарн

Литература

  • Лелеков Л. А. Одноимённая статья в MNME
  • Hertel J., Die arischе Feuerlehre, Lpz., 1925 < MNME
  • Kramers J. H., Iranian Fire-Worship, в его кн.: Analecta Orientalia, v l, Leiden, 1954 < MNME
  • Paoloni С., I fuochi sacri dell antica Persia Mil.,1971.

Примечания

  1. Atharyu — эпитет огня в «Ригведе» со значением «пылающий».
  2. 34, 4; 43, 9; 51, 9
  3. 30, 5; 36, 6, «Яшт» XIII 3 и др.
  4. «Затспрам» 1, 20; кратко в «Ясне» 17 и 19
  5. «Ясна» 17, 1 и пр.
  6. Археологические памятники Мидии 8-7 вв. до н. э. — Нуш-и джан, Кызкапан, Дуккан-и Дауд
  7. Рельефы в Накши-Рустеме.