Хельги: различия между версиями
м (Замена текста — «Категория:Германо-скандинавская мифология» на «Категория:Северная традиция») |
м (Замена текста — «|ссылка=Special:FilePath/00-00-000-000.jpg» на «») |
||
Строка 20: | Строка 20: | ||
*убийство Хельги, совершаемое копьём Одина, символизирует обновление королевской власти при посредстве ритуальной жертвы. | *убийство Хельги, совершаемое копьём Одина, символизирует обновление королевской власти при посредстве ритуальной жертвы. | ||
Мотив смерти и вторичного рождения Хельги и его возлюбленной<ref>Две песни о Хельги имеют конец: «Говорят, что Хельги и Свава (Xельги и Сигрун) родились вновь».</ref> отражает, возможно, представления об эйнхериях — павших в бою героях, и о хьядингах, которых валькирии возрождают для новых битв. | Мотив смерти и вторичного рождения Хельги и его возлюбленной<ref>Две песни о Хельги имеют конец: «Говорят, что Хельги и Свава (Xельги и Сигрун) родились вновь».</ref> отражает, возможно, представления об эйнхериях — павших в бою героях, и о хьядингах, которых валькирии возрождают для новых битв. | ||
− | | width="200px" valign="top" align="left" bgcolor="#F5F5F5" |[[Файл:00-00-000-000.jpg|2px | + | | width="200px" valign="top" align="left" bgcolor="#F5F5F5" |[[Файл:00-00-000-000.jpg|2px]] |
См. также: | См. также: |
Текущая версия на 12:41, 6 июня 2023
Герой скандинавской мифологии и эпоса. Согласно датским преданиям[1], Хельги — отец легендарного конунга из династии Скьельдунгов Хрольва Краки (Жердинки), родившегося от брака Хельги с собственной дочерью. Этот Хельги близок мифологическому типу «предка», «родоначальника». В «Старшей Эдде» — три песни о Хельги:
Во второй и первой песни Хельги — сын не Хьерварда, а Сигмунда, то есть брат Сигурда (результат втягивания Хельги в цикл вёльсунгов — нибелунгов). Таким образом, в эддических песнях и в сагах фигурируют, собственно, несколько Хельги, которые в «Старшей Эдде» частично сближены, однако в песнях осталось немало противоречий и расходящихся между собой мотивов (возможно, что эддические песни о Хельги — фрагменты более древних песней). В центре внимания эддических песней о Хельги — его воинские подвиги (их главные мотивы — родовая месть, добывание невесты). Герой пользуется покровительством валькирий — богатырских дев-воительниц, из их числа и его возлюбленная (Сигрун, Свава). Ряд признаков указывают, по мнению E. M. Мелетинского, на происхождение сказаний о Хельги из богатырской сказки:
Хельги гибнет в бою с «кровными» врагами[4]); вслед за героем гибнет и его возлюбленная Сигрун. О. Хёфлер в поисках ритуальных истоков сказания о Хельги предполагает, что:
Мотив смерти и вторичного рождения Хельги и его возлюбленной[6] отражает, возможно, представления об эйнхериях — павших в бою героях, и о хьядингах, которых валькирии возрождают для новых битв. |
См. также:
|
Литература
- А. Я. Гуревич Одноимённая статья в MNME
- Мелетинский Е. М., «Эдда» и ранние формы эпоса, М., 1968 < MNME
- Hцf1er О., Kultische Geheimbьnde der Germanen, Fr./M., 1934 < MNME
- его же, Das Opfer im Semnonenhain und die Edda, в кн.: «Edda, Skalden, Saga. Festschrift zum 70. Geburtstag von F. Genzmer», Hdlb., 1952 < MNME
- Vries J. de, Die Helgilieder, «Arkiv fцr Nordisk filologi», 1957, bd 72, No 3/4 < MNME
Примечания
- ↑ Сохранили черты наиболее архаического образа Хельги.
- ↑ По одной версии, раннее возмужание, по другой — запоздалое.
- ↑ У Хельги — это валькирия, которая затем и защищает героя в битвах.
- ↑ В разных песнях — от рук сына убитого им конунга Хродмара или брата Сигрун
- ↑ «Германия», 39
- ↑ Две песни о Хельги имеют конец: «Говорят, что Хельги и Свава (Xельги и Сигрун) родились вновь».