|
|
Строка 39: |
Строка 39: |
| ::— высокомерие, заносчивость, мания величия человека; | | ::— высокомерие, заносчивость, мания величия человека; |
| ::— «штурм неба» с помощью земных средств. | | ::— «штурм неба» с помощью земных средств. |
− | | width="200px" valign="top" align="left" bgcolor="#F8F8FF" |[[Файл:00-02-795-000.jpg|200px| Строительство Вавилонской башни. 1023 г.|ссылка=Special:FilePath/00-02-795-000.jpg]] | + | | width="200px" valign="top" align="left" bgcolor="#F8F8FF" |[[Файл:00-02-795-000.jpg|200px| Строительство Вавилонской башни. 1023 г.]] |
| ==<div style="font-size:70%"><font color="#669999">Смотри:</font></div>==<!-- Раздел, к которому относится статья --> | | ==<div style="font-size:70%"><font color="#669999">Смотри:</font></div>==<!-- Раздел, к которому относится статья --> |
| • [[Иудаистическая мифология]] | | • [[Иудаистическая мифология]] |
Строка 121: |
Строка 121: |
| :— '''Parrot A.''', Ziggurats et tour de Babel, P., 1949 < MNME | | :— '''Parrot A.''', Ziggurats et tour de Babel, P., 1949 < MNME |
| :— '''Parrot A.''', La tour de Babel, Neuchâtel, 1953 < MNME | | :— '''Parrot A.''', La tour de Babel, Neuchâtel, 1953 < MNME |
− | :— '''Eiasfeldt O.''', Einleltung in das Alte Testament, 3 Aufl., Tüblngen, 1964 < MNME | + | : — '''Eiasfeldt O.''', Einleltung in das Alte Testament, 3 Aufl., Tüblngen, 1964 < MNME |
| ==<div style="font-size:70%"><font color="#669999">Иллюстрации</font></div>== | | ==<div style="font-size:70%"><font color="#669999">Иллюстрации</font></div>== |
| :• Вавилонская башня: Реконструкция зиккуратного строения по состоянию ??? до н. э. | | :• Вавилонская башня: Реконструкция зиккуратного строения по состоянию ??? до н. э. |
| :• Вавилонская башня, не оконченная из-за раздоров. И Босхиус, 1702 г. | | :• Вавилонская башня, не оконченная из-за раздоров. И Босхиус, 1702 г. |
| :• Вавилонская башня в виде спирали. Гюстав Доре. Библия | | :• Вавилонская башня в виде спирали. Гюстав Доре. Библия |
− | [[Файл:00-02-796-000.jpg|200px| Строительство Вавилонской башни. Мозаика собора Св. Марка (Венеция). Сер. XIII в.|ссылка=Special:FilePath/00-02-796-000.jpg]] [[Файл:00-00-597-000.jpg|200px| Брейгель Питер. Строительство Вавилонской башни. ок. 1560 г.|ссылка=Special:FilePath/00-00-597-000.jpg]] [[Файл:00-00-598-000.jpg|200px| Брейгель Питер. Строительство Вавилонской башни. ок. 1560 г.|ссылка=Special:FilePath/00-00-598-000.jpg]] [[Файл:00-00-599-000.jpg|200px| Брейгель Питер. Строительство Вавилонской башни. 1563 г.|ссылка=Special:FilePath/00-00-599-000.jpg]] | + | [[Файл:00-02-796-000.jpg|200px| Строительство Вавилонской башни. Мозаика собора Св. Марка (Венеция). Сер. XIII в.]] [[Файл:00-00-597-000.jpg|200px| Брейгель Питер. Строительство Вавилонской башни. ок. 1560 г.]] [[Файл:00-00-598-000.jpg|200px| Брейгель Питер. Строительство Вавилонской башни. ок. 1560 г.]] [[Файл:00-00-599-000.jpg|200px| Брейгель Питер. Строительство Вавилонской башни. 1563 г.]] |
| ==<div style="font-size:70%"><font color="#669999">Примечания и комментарии</font></div>== | | ==<div style="font-size:70%"><font color="#669999">Примечания и комментарии</font></div>== |
| <small><references /></small> | | <small><references /></small> |
| [[Категория:Строения, места]] | | [[Категория:Строения, места]] |
Описание
- Вавилонская башня; строительство ~
- ≈ смешение языков; Вавилонское столпотворение
- англ. Babel; Tower of ~
- < евр. вавилон — смешение
- —————————
Символический образ в каноническом тексте Библии, соединившем в единый рассказ два предания о Древнем Вавилоне, сюжеты которых имеют многочисленные мифологические параллели:
- 1) постройка города и смешении языков;
- 2) возведение башни и рассеяние людей.
Сказания, возникшие не позднее нач. II-го тыс. до н. э. (То есть почти за 1000 лет до литературного памятника, являющегося их старейшим письменным свидетельством (относится к древнейшему пласту библейских текстов)), приурочены к «началу истории» послепотопного человечества и объясняют вмешательством бога первопричину языковой и территориальной разобщенности людей. Их сюжеты расходятся и совпадают в ряде мотивов:
- • По 1-му сказанию, строится город, по 2-му — башня до небес.
- • И то, и другое мыслится как первое большое строительство людей.
- • Город строят оседлые обладатели единого языка, умеющие обжигать кирпич, для обитания людей и ради вечной славы. Башню — кочевники с Востока. для ориентира, чтобы не рассеяться.
- • Богу не угодны высокомерные планы большого строительства и он нарушает намерения людей.
- • Градостроители перестают понимать друг друга. Воздвигавшие башню были, вопреки их цели, рассеяны.
- • Строительство прекращается. Город, мнившийся памятником вечной славы, получает бесславное имя.
Оба сюжета возникли, очевидно, у человека чуждой культуры, для которого кочевье — нормальный и богоугодный образ жизни, под впечатлением такого города, как Вавилон с его смешением наций и обычаев, а также огромного (но недостроенного) кирпичного города и башни, лежащей в руинах.
По мнению немецкого ученого Г. Гункеля, предания навеяны исторической действительностью, и речь в них идет о многоэтажном храме богу Мардуку в Вавилоне, увенчанном башней (О которой и в другом памятнике гиперболически отмечено, что она достигает небес), временами сооружение это укреплялось и реставрировалось, вероятно, что оно рано разрушилось. Археологические раскопки (Р. Кольдевей, А. Парро и др.) подтверждают, что в предании о Вавилонской башне нашло отражение строительство в Вавилонии зиккуратов таких как:
- • храм Этеменанке в Вавилоне;
- • храму высотой 50 метров в Борзиппе (совр. Бирс Нимруд) к югу от Вавилона;
- • святилищу бога Набу или Небо.
Вавилонский обычай сооружать себе вечные памятники в виде зданий и городов кажется рассказчику высокомерием. Яхве изображен весьма антропоморфно, и ему приписывается незнание помыслов и дел людей и даже страх перед ними. Собственно, упоминание Яхве нет оснований считать исконным для сюжетов: эти предания не имеют ничего общего с его культом и иудаизмом. Они не согласуются с преданием, объясняющим происхождение всех народов и их языков постепенным разветвлением семьи Ноя.
У более поздних авторов развитие получили лишь некоторые мотивы сказаний.
- • Изображается греховность всего «допотопного» поколения строителей (особеннос вавилонян) и в этой связи выделяется богоборческий характер строительства башни.
- • В корне меняется образ бога, враждебность которого переосмыслена с «усилением» его справедливости.
- • Рассеяние людей изображается не возмездием из опасения силы людей, а как благодеяние и божий промысел.
Основные значения:
- — высокомерие, заносчивость, мания величия человека;
- — «штурм неба» с помощью земных средств.
|
Смотри:
• Иудаистическая мифология
• Христианская мифология
• Вавилон
• Башня
Смотри также:
• Ось мира
• Пирамида
• Спираль
- ———
• Пятидесятница
- ———
|
Библия / Ветхий Завет
«Все люди на земле имели один язык и одинаковые слова. Двинувшись с Востока, они нашли в земле Сеннаар долину и поселились там. И сказали друг другу: наделаем кирпичей и обожжем огнем. И стали у них кирпичи вместо камней, а асфальт вместо извести. И сказали они: построим себе город и башню высотою до небес; и сделаем себе имя, чтобы мы не рассеялись по лицу всей земли. И сошел Яхве посмотреть город и башню, что строили сыны человеческие. И сказал Яхве: вот один народ, и один у всех язык; это первое, что начали они делать, и не отстанут они от того, что надумали делать. Сойдем же, и смешаем там язык их, так чтобы один не понимал речи другого. И рассеял их Яхве оттуда по всей земле; и они перестали строить город. Посему дано ему имя: Бабель (Вавилон), ибо там смешал Яхве языки всей земли, и оттуда рассеял их Яхве по всей земле[1]».
|
|
Иудаизм
Талмудическая легенда причиной Божьего наказания называет человеческое презрение строителей.Один строительный рабочий свалился с возвышавшихся до небес лесов и нашел свою смерть, но строительные мастера, сбесившись от забот и желания быстрее завершить дело, которым они хотели прославиться, едва обратили на это событие внимание, а лишь велели убрать труп, не прекращая работу. Спустя несколько дней ослабевает один кирпич, и каменная кладка обрушивается на землю. Тут начальники строительства поднимают крик, они думают о сроках и, возможно, о расходах. Сломанный кирпич значит для них больше гибели рабочего. В этом одна из причин того, что Бог решает наказать их[2]. Лестница Иакова — это реминисценция лестниц зиккуратов, простиравшихся от основания башни до храма на самой вершине, где пребывал Бог.
|
Смотри также:
• Лестница Иакова
|
Масонство
Масонская символика связывает со строительством Вавилонской башни, между прочим, следующее за «замешательством» распространение архитектуры во всех странах Земли.
Баурнёпель толкует строительство башни в моральном плане как символ высокомерия «детей Земли»[3].
Масонской попыткой преодолеть смешение языков является всемирный (искусственный) язык эсперанто, для распространения которого в 1905 г. организовано общество «Эсперанто-Фремасона».
Оккультизм
С образом Вавилонской башни связывается символика «Башни» — XVI аркана таро.«В ослепительной вспышке истины падают с башни мужчина и женщина. Крушение вавилонских башен, построенных высокомерными прометеевскими цивилизациями, мнившими достичь неба, означает этап нового творческого цикла и возникновение новых цивилизаций. Это также означает разрушение оставшихся иллюзий и преодоление тех аспектов „эго“, которые привязывают его к материальному плану».
|
Смотри также:
• Таро, аркан XVI
• Падение
|
Искусство
В изобразительном искусстве обычно изображаться в виде:
- • дороги, поднимающейся по спирали, на вершину,
- • последовательности ярусов — каждый следующий уже предыдущего.
Иногда рядом с башней изображается руководящий рабочими Нимрод, которому традиционно приписывается.
Идея множества языков выражается посредством изображения представителей различных расовых типов.
|
Смотри также:
• Нимрод
|
Ad vocem
- • Безмерно отчаянная попытка человечества «восстановить разрушенную из-за грехопадения ось между небом и землей, в крайнем случае даже против воли бога»; — М. Луркер, 1987 г.
В обиход многих языков вошли такие выражения, как:
- • «вавилонское столпотворение»;
- • «смешение языков»;
- • просто «Вавилон».
Библиография
- — Исидор Левин, Вавилонская башня // MNME
- — Gunkel H., Die Urgeschichte…, Gött., 1911 < MNME
- — Parrot A., Ziggurats et tour de Babel, P., 1949 < MNME
- — Parrot A., La tour de Babel, Neuchâtel, 1953 < MNME
- — Eiasfeldt O., Einleltung in das Alte Testament, 3 Aufl., Tüblngen, 1964 < MNME
Иллюстрации
- • Вавилонская башня: Реконструкция зиккуратного строения по состоянию ??? до н. э.
- • Вавилонская башня, не оконченная из-за раздоров. И Босхиус, 1702 г.
- • Вавилонская башня в виде спирали. Гюстав Доре. Библия
Примечания и комментарии
- ↑ Быт. 11, 1-9
- ↑ Р. Арон, 1973
- ↑ Баурнёпель. «Наставление масонских „сестер“», 1793 г.