Гомер: различия между версиями
м |
м (Замена текста — «Категория:Греческая мифология» на «Категория:Греция») |
||
Строка 54: | Строка 54: | ||
==<div style="font-size:70%"><font color="#669999">Примечания и комментарии</font></div>== | ==<div style="font-size:70%"><font color="#669999">Примечания и комментарии</font></div>== | ||
<small><references /></small> | <small><references /></small> | ||
− | [[Категория: | + | [[Категория:Греция]] |
Текущая версия на 12:47, 9 июня 2023
→ Троянская война / Улисс Идеализированный символ эпического поэта-сказителя, владеющего, несмотря на слепоту, божественной проницательностью (ср. Тиресий), воодушевленного музами. Еще в древности ставился вопрос об исторической реальности, о месте его рождения (Смирна в Малой Азии? Остров Хиос?) и не находил определенного решения. Предполагается, что он жил в 8 в. до н.э., но о жизни его ничего не известно. Вероятнее всего, что две эпические поэмы в размере гекзаметра - «Илиада» и «Одиссея» (точнее, большая ее часть) - написаны одним и тем же автором, а вот «Гомеровы гимны» и «Война лягушек и мышей» («Батрахомиомахия») скорее всего только приписываются великому певцу. Разделение каждой из эпических поэм на 24 песни, позволяющее заключить о символичности числа 12, было прежде всего введено в Александрии в эллинистические времена, но тогда почему в течение 12 дней мстит Ахилл за Гектора, Одиссей испытывает 12 приключений и посылает свою стрелу сквозь 12 отверстий для топора? В этих эпических полотнах представлено много черт еще более древних традиций, к примеру мотив сдвоенного источника реки Скамандр: «Теплой водою струится один, и кругом непрестанно Пар от него поднимается, словно как дым от огнища; Но источник другой и средь лета студеный катится, Хладный, как град, как снег, как в кристалл превращенная влага» (Илиада, XXII, 149-152)
или мотив взвешивания Зевсом жребия судьбы: «Зевс распростер, промыслитель, весы золотые; на них он Бросил два жребия Смерти, в сон погружающей долгий...» (Там же, 209-210). Искусство Изображения Гомера относятся к тому периоду, когда не очень беспокоились о портретном сходстве. Для художников он был слепым греческим поэтом, написавшим «Илиаду» и «Одиссею». В античную эпоху считалось, что его слепота была наказанием за его клевету на Елену Троянскую. Идеализированные портреты показывают его седовласым старцем благородной внешности, с незрячими глазами и с лавровым венком. Рядом с ним юноша стилем записывает его слова на дощечку (атрибут Каллиопы). Он может держать две книги - два своих творения. Чаще же он держит струнный инструмент, обычно скрипичного семейства, или играет на нем - аллюзия на античную практику сопровождать декламирование поэзии музыкой (в Греции - игрой на лире). На рафаэлевском «Парнасе» Гомер изображен в обществе Вергилия и Данте (Станца делла Сеньятура, Ватикан). Литература Вергилий, пытавшийся своей «Энеидой» затмить славу Гомера, оценивался в средние века некоторое время выше, чем тот, кто послужил ему образцом, но со времен Гёте и Шиллера Гомер вновь был признан недостижимым символом эпического певца.
Седобородый мудрец, увенчанный лавровым венком и играющий на виоле, Гомер.
Основные значения: |
См. также: |
Литература
- Одноимённая статья в MNME
Примечания и комментарии