Хорс: различия между версиями

Материал из StudioSyndrome
Перейти к навигации Перейти к поиску
(Новая страница: «(др.-рус. Хърсъ) - - древнерусское божество так называемого Владимирова пантеона. Согласно...»)
 
м
 
Строка 28: Строка 28:
 
В.В. Иванов, В.Н. Топоров
 
В.В. Иванов, В.Н. Топоров
 
< [[SMES]]
 
< [[SMES]]
[[Категория:Славянская мифология]]
+
[[Категория:Славяне]]

Текущая версия на 22:00, 1 июня 2023

(др.-рус. Хърсъ) - - древнерусское божество так называемого Владимирова пантеона. Согласно наиболее ранней версии (в «Повести временных лет» под 980 г.), X. почитался в Киеве наряду с другими богами; идол X. стоял на холме, здесь же совершались жертвоприношения. Есть мнение, что имя X. в этом списке было введено позже редактором летописного свода игуменом Никоном (| в 1088 или 1089 г.), который узнал об этом божестве во время своего пребывания в Тмутаракани (стоящее по соседству имя Дажьбога в этом случае могло бы пониматься как пояснение имени X.). X. упоминается в апокрифе «Хождение Богородицы по мукам» («...Троя-на, Хорса. Белеса, Перуна на богы об-ратиша»), в «Слове о полку Игореве» (в отрывке о князе Всеславе, который «...самъ въ ночь влъкомъ рыскаше: изъ Кыева дорискаше до куръ Тмутороканя, великому Хръсови влъкомъ путь прерыс-каше»), в различных сочинениях церковной литературы, направленных против языческих пережитков (ср.: «и в-Ьроують в Пероуна и въ Хърса...», «Слово некоего христолюбца»; «т-Ьмъ же богомъ требоу кладоуть... Пероуноу, Хърсу...», «Слово о том, како погани суще языци кланя-лися идоломъ»; «мняще богы многы, Перуна и Хорса...», «Слово и откровение св. апостол»; «два ангела громкая есть: елленскш старецъ Перунъ и Хорсъ жи-довинъ», «Беседа трех святителей» и др.), а также в еще более поздних источниках. Показательны трансформации имени X. в текстах Куликовского цикла, где X. относят к богам, почитаемым «безбожным» Мамаем (Гурсъ, Гуркъ, Гусъ). В большинстве списков X. соседствует с Перуном (небесные боги, соотносимые соответственно с солнцем и громом — молнией); X. выступает также в сочетании с Дажьбогом, что также обычно интерпретируют как их принадлежность к солярным божествам. Вместе с тем существует точка зрения, согласно которой X. связан не с солнцем, а с месяцем, в доказательство чего приводят мотив обо-ротничества Всеслава (связь волка с месяцем подтверждается многими примерами). За пределами Руси у других славян он неизвестен (существует ст.-сербское собственное имя Хрьсь). Несомненно восточное происхождение этого божества, попавшего на Русь через сарматские (и/или тюркские) влияния. Об иранском источнике X. можно судить по персидскому обозначению обожествленного сияющего солнца — Хигзе1, в конечном счете восходящему к иранскому представлению о божественном сиянии (фарн; в связи с этим обозначением солнца упоминается его путь, что соответствует образу пути Хорса в «Слове о полку Игореве»).

хххе́

Основные значения:

00-00-000-000.jpg

См. также:



Литература

  • Одноимённая статья в MNME

Примечания и комментарии

Топоров В.Н. Об иранском элементе в русской духовной культуре // Славянский и балканский фольклор. М., 1989; Васильев М.А. Язычество восточных славян накануне крещения Руси. М., 1999. В.В. Иванов, В.Н. Топоров < SMES