Мулянь: различия между версиями

Материал из StudioSyndrome
Перейти к навигации Перейти к поиску
м (Замена текста — «Собака» на «Собака»)
м
Строка 20: Строка 20:
 
:[[Шакьямуни]]
 
:[[Шакьямуни]]
 
:[[Пёс|Собака]]
 
:[[Пёс|Собака]]
:[[Раджагриха]]
+
:Раджагриха
 
----
 
----
 
:
 
:

Версия 23:18, 29 января 2021

Мулянь — кит. транскрипция санскр. имени Маудгальяяна
Молонтойна — монг.

Один из десяти первых учеников Шакьямуни, почитание которого было широко распространено в Китае и частично в Монголии.

В Китае распространилась легенда о Муляне, зафиксированная впервые в IX в. и потом ставшая основой многих литературных произведений. Источником легенды служит «Сутра об Улламбане»[1], где описывается жертвоприношение Муляна для спасения матери от мук преисподней, предпринятое по совету Будды. По китайской легенде, Мулянь был сыном родителей, принявших обет не убивать ничего живого. Отец после смерти переродился в небожителя, а мать ела мясо и, нарушив этим обет, стала обитательницей преисподней, где подвергалась различным казням. Когда Мулянь, став учеником Будды, погрузился в медитацию, он узнал, что среди праведников на небесах есть только его отец. В поисках матери Мулянь проходит по небесам, а потом по преисподней, где и обнаруживает её. За её грехи пища и питьё превращаются у неё в огонь. Мулянь обращается с молением к Будде, и тот советует ему сделать необходимые приношения, после чего мать Муляна, избавившись от части грехов, выходит из преисподней и превращается в собаку в столице Магадхи — городе Жилище царя (Раджагриха). Потом Мулянь усердным чтением сутр добивается снятия с матери и остальных грехов, после чего она снова принимает облик женщины.

Кроме Китая, легенда о Муляне нашла распространение также в Монголии, где он под именем Молонтойна стал героем сказаний. Публичное чтение сказаний о Муляне приурочивалось к 15-му дню 7-й луны по китайскому лунному календарю, который посвящался молениям об освобождении от грехов усопших предков.

В пантеоне Ваджраяны Мулянь располагался в верхнем ряду по правую руку от Будды четвёртым, восседающим на красном лотосе в облике шрамана, левая рука которого сжимает угол монашеского одеяния.

В китайское предание о Муляне включены некоторые факты из биографии реального исторического деятеля китайского буддизма VII в. Фу Ло-бу, монашеское имя которого было Мулянь.

00-00-000-000.jpg

См. также:

Буддийская мифология

Шакьямуни
Собака
Раджагриха

Литература

  • Меньшиков Л. Н. Одноимённая статья в MNME
  • Мотидзуки Синко, Буккё дайдзитэн (Большой буддийский словарь), Токио, 1963, с. 4732-33 < MNME
  • Werner В. Th., A dictionary of Chinese mythology, Shanghai, 1932, p. 309-10 < MNME
  • Taйcё синсю дайдзокё. (Заново составленная Трипитака), т. 16, No 685 < MNME
  • Дуньхуан бяньвэнь цзи (Собрание дуньхуанских бяньвэней), Пекин, 1957, с. 701—760 < MNME
  • Чжао Цзин-шэнь, Мулянь гуши-ды яньбянь (Эволюция сюжета о Муляне), в его кн.: Иньцзы цзи, Шанхай, 1946 < MNME
  • Канаока Сёко, Пари дзохон Мокурэн Хэнбун сансю (Три списка «Бяньвэнь о Муляне» Парижского собрания), «Окураяма гакуин киё», 1959, в. 3 < MNME
  • Waley, Arthur. Ballads and stories from Tunhuang. An antology, L., 1960, p. 216-35 < MNME

Примечания

  1. Сохранилась только в китайском переводе.