Пустота: различия между версиями
(а) |
м (→Примечания) |
||
Строка 19: | Строка 19: | ||
Существует каббалистическая анаграмма, которая иллюстрирует это следующим образом: «ничто» на иврите — Ain, и те же самые буквы образуют слово для числа 1 — Ani. | Существует каббалистическая анаграмма, которая иллюстрирует это следующим образом: «ничто» на иврите — Ain, и те же самые буквы образуют слово для числа 1 — Ani. | ||
==<div style="font-size:70%"><font color="#669999">Примечания</font></div>== | ==<div style="font-size:70%"><font color="#669999">Примечания</font></div>== | ||
− | + | <references /> | |
[[Категория:Общие понятия]] | [[Категория:Общие понятия]] |
Версия 22:44, 2 января 2021
Абстрактная идея противоположная мистической концепции «Небытия».
Как образ пещеры противоположна образу горы.
Психология
Основа и символ, связывающий с матерью и бессознательным многие образы: Вместилище Мертвых, Памяти и Прошлого [1].
Египет
В системе иероглифов пустота определяется как «то место, которое создано отсутствием вещества, требуемого для строительства небес» и, таким образом, относится к пространству.
На саркофаге Сети I есть изображение пустоты, представляющее собой полунаполненный сосуд (символ нун), образованный перевернутым полукругом, дополненный встречным полукругом [2].
Буддизм
Мистический символ выхода из круга существования, представленный как полное отсутствие эго, эмоций или желаний, состояние безграничного опыта и безличного духовного откровения.
Черновые материалы
«Упанишады» устанавливают строго дифференцированные состояния сознания в диапазоне от бодрствования (заполненные объективными формами — мечтами, — упорядоченными в соответствии с глубинными субъективными импульсами) до глубочайшего состояния, испытываемого во время наиболее интенсивного сна без образов. Это последнее состояние непосредственно связано с идеей «ничто». Собственно для того, чтобы схватить смысл термина Нирвана и понять экстаз самоуничтожения, очень важно уяснить, что это восточное «ничто» не является абсолютным отрицанием (смертью всех вещей), а представляет собой неразличимость или, другими словами, отсутствие конфликтов и контрастов, а следовательно, избавление от страданий и превратностей. Генон в своем изложении этой индуистской доктрины дает к ней следующий комментарий: «В этом состоянии различные объекты проявляющегося бытия, включая сюда и индивидуальные манифестации (как внешние, так и внутренние), не разрушаются, но существуют главным образом в некоем единстве ввиду того, что они больше не воспринимаются в контексте вторичных и случайных признаков различия; по необходимости они обнаруживают себя среди возможностей самого Я, и последние остатки бытия ощущают в себе все эти возможности, так как „неразличимость“ проглядывает в интегральном Знании» [3].
Такого понимания «ничто» как «необъективированной (и, следовательно, невыразимой) реальности» достигли, между прочим, еврейские мистики Ближнего Востока и Персии. Согласно раввину Иосифу бен Шалому, жившему в Барселоне в XIII веке, среди символических описаний откровения Бога заслуживает особого внимания то, которое касается мистического «ничто», просматривающегося в каждой глубокой трещине существования. Он полагал, что в, каждой трансформации реальности, в каждом кризисе или моменте страдания, каждой метаморфозе и изменении формы или при каждом случае, когда состояние вещи изменяется, пропасть «ничто» расширяется и оно делается видимым на какое-то мистическое мгновение; «ничто» не может измениться, не войдя в контакт с этим царством абсолютного бытия, которое восточные мистики назвали Ничто (это высказывание бен Шалома цитирует Г. Г. Шолем в книге «Главные тенденции в еврейском мистицизме»).
Существует каббалистическая анаграмма, которая иллюстрирует это следующим образом: «ничто» на иврите — Ain, и те же самые буквы образуют слово для числа 1 — Ani.