Качели: различия между версиями

Материал из StudioSyndrome
Перейти к навигации Перейти к поиску
м
м
 
Строка 4: Строка 4:
 
:качели, качаться на качелях
 
:качели, качаться на качелях
 
Средство и форма досуга, наделённая в народной культуре магическими функциями (прежде всего продуцирующей и апотропеической).
 
Средство и форма досуга, наделённая в народной культуре магическими функциями (прежде всего продуцирующей и апотропеической).
| width="200px" valign="top" align="left" bgcolor="#F5F5F5" |[[Файл:00-04-111-000.jpg|200px| На качелях. Х.-Г. Гейслер. Гравюра. XIX в. — Из кн.: Некрылова А.Ф. Русские народные праздники, увеселения и зрелища. Л., 1988. С. 25. < SMES, с.222|ссылка=Special:FilePath/00-04-111-000.jpg]] См. также:
+
| width="200px" valign="top" align="left" bgcolor="#F5F5F5" |[[Файл:00-04-111-000.jpg|200px| На качелях. Х.-Г. Гейслер. Гравюра. XIX в. — Из кн.: Некрылова А.Ф. Русские народные праздники, увеселения и зрелища. Л., 1988. С. 25. < SMES, с.222]]
 +
См. также:
 
:[[Славянская мифология]]
 
:[[Славянская мифология]]
 
:[[Качание]]
 
:[[Качание]]

Текущая версия на 07:31, 6 июня 2023

качели, качаться на качелях

Средство и форма досуга, наделённая в народной культуре магическими функциями (прежде всего продуцирующей и апотропеической).

На качелях. Х.-Г. Гейслер. Гравюра. XIX в. — Из кн.: Некрылова А.Ф. Русские народные праздники, увеселения и зрелища. Л., 1988. С. 25. < SMES, с.222

См. также:

Славянская мифология
Качание

Русалка
Вилы
Самовилы
Самодивы
Вештица

Славяне

Качели наиболее популярны у восточных и южных славян, у западных встречаются крайне редко.

Качели устраивались у южных славян на масленицу или в Юрьев день, у восточных — в день Сорока мучеников и на Пасху. В отличие от других развлечений (хороводы, пение и т. п.) качание на качелях разрешалось во время Великого поста, а затем, прерываясь на период Страстной недели, возобновлялось на Пасху и продолжалось в течение всей Светлой недели. Последним днем, когда могли качаться на качелях, было Петровское заговенье — восьмое воскресенье по Пасхе.

Качание на качелях признавалось обязательным для молодежи и воспринималось как магический способ «подвигнуть» девушку или парня к супружеству.

  • В Болгарии юрьевские качели были обязательными для девушек, вступающих в возраст невест;
  • В других областях качались на качелях только те парни и девушки, которые не вступили в брак в истекший мясоед и надеялись сделать это осенью.
  • В Македонии в Юрьев день молодые девушки качали на качелях старых дев и били их при этом крапивой, «чтобы те вышли замуж в течение года».

У южных и восточных славян качание на качелях относилось к магическим действиям, способствующим вегетации.

  • Люди качались, чтобы лен и конопля выросли высокими.
  • В Сербии на масленицу старики качались на качелях, чтобы «конопля, пшеница, рожь и ячмень выросли высокими».
  • В Болгарии на масленицу самые старшие женщины в доме, положив за пазуху яйцо, качались «чтобы конопля была большой».
  • В Македонии в Юрьев день старики качались и говорили друг другу: «Покачаюсь, чтобы быстрее созрел хлопок».

Чтобы обеспечить себе здоровье на весь предстоящий год, для качели выбирали зеленое, крепкое и молодое дерево, полагая, что качание на сухом или старом дереве может привести к болезням и неудачам в течение года. Нередко качались на кизиле. По верованиям сербов и хорватов, весеннее качание на качелях предохраняло человека в течение года от болей в спине.

У южных славян масленичное качание на качелях предохраняло человека на масленицу от нападения вештиц и самодив, особенно опасных для человека в это время. Реже прибегали к качанию на качелях для защиты человека от колдовства вообще (для этого на Гомельщине парни на руках качали девушек над купальским костром), от змей, от укусов комаров в летнее время.

Качание на качелях и на ветвях деревьев считалось одним из любимых занятий женских мифологических персонажей.

  • По верованиям восточных славян, русалки раскачиваются на ветвях деревьев, на качелях, на троицкой зелени, которой украшают дома, на колосьях в поле.
  • У южных славян эта особенность поведения приписывалась вилам: в их честь специально устраивают качели на каком-нибудь высоком дереве.
  • У сербов и македонцев считалось, что на качелях любят качаться вештицы, самовилы, дьяволы и др.

Чтобы избежать встречи с ними, люди не качались на качелях после захода солнца, а на ночь качели обязательно снимали.

Иллюстрации

  • На качелях. Х.-Г. Гейслер. Гравюра. XIX в.

Литература

  • Агапкина Т. А. Одноимённая статья в SMES
  • Агапкина Т. А. Концепт движения в обрядовой мифологии славян // Концепт движения в языке и культуре. М., 1996. < SMES

Примечания