Века человечества: различия между версиями
(а) |
м (Замена текста — «|ссылка=Special:FilePath/00-00-000-000.jpg» на «») |
||
Строка 30: | Строка 30: | ||
:хххе́ | :хххе́ | ||
Основные значения: | Основные значения: | ||
− | | width="200px" valign="top" align="left" bgcolor="#F5F5F5" |[[Изображение:00-00-000-000.jpg|2px | + | | width="200px" valign="top" align="left" bgcolor="#F5F5F5" |[[Изображение:00-00-000-000.jpg|2px]] |
См. также: | См. также: |
Текущая версия на 16:03, 3 июня 2023
Овидий (Метаморфозы) описывает, следующую за сотворением мира смену четырех веков — Золотого, Серебряного, Бронзового и Железного.
Первый был земным раем (ср. Едем, Аркадия), но каждый последующий приносил с собою все больше и больше тревог и страданий человечеству.
Гесиод описывает после Бронзового еще и пятый — Героический век, предшествовавший Железному.
Эта тема иллюстрировалась отдельными картинами, или циклами; при этом художники как правило, ограничивались изображением трех веков — Золотого, Серебряного и Железного (Бронзовый пропускался).
Золотой век — время правления Сатурна. Человек пребывал в состоянии первозданной невинности — в гармонии с соплеменниками и животными. Он обходился без всяких орудий и средств возделывания земли, и природа удовлетворяла его простые потребности. Питался он ягодами, желудями и медом, который он добывал из каменного дуба. На картинах мы видим пейзаж с деревьями, реками и горами вдалеке. Мужчины и женщины все вместе пребывают в игре и наслаждении — они срывают плоды, нежатся на траве среди прирученных животных. Они едят и пьют, используя для этого черепашьи панцири, служащие им чашками и тарелками.
Серебряный век. Вечная весна прошла, и человек вынужден был выстроить себе примитивное жилище для защиты от дождя и холода и обучиться орудовать плугом и сеять. Теперь он напился различать хорошее и плохое. Над пейзажем, где люди заняты земледелие, парит женская фигура Справедливости с мечом и весами.
Железный век. Овидий поместил его до потопа, но для Гесиода (Беотийский крестьянин, трудившийся в поте лица своего) это был «день нынешний», полный страдании, алчности и злости его соплеменников. Гесиод пишет о железе, которое было открыто «во вред человеку» (1:68). Сцена показывает воинов, нападающих на беззащитных женщин и детей или намеревающихся убить фигуру, увенчанную лавровым венком — олицетворение знания и искусства. Другой воин грабит храм и бежит с награбленной церковной утварью. На заднем плане горящий город.
В XVII—XVIII вв. художники придерживались «Иконологии» — словаря Чезаре Рипы (1593), излагавшего мифологические сюжеты и представлявшего четыре века в образе женских фигур с устоявшимися атрибутами:
• Золотой век — коронованная цветами, держащая улей (улий) и оливковую ветвь;
• Серебряный — с плужным лемехом и охапкой колосьев;
• Бронзовый — размахивающая копьем;
• Железный — несущая различное вооружение и щит с человекоголовой змеей (символом лживости).
Согласно Овидию, после сотворения мира было последовательно четыре века: Золотой, Серебряный, Бронзовый и Железный ("Метаморфозы" Овидия).
Основные значения: |
См. также: |
Литература
- Одноимённая статья в MNME
Примечания и комментарии