Верблюд: различия между версиями
(Новая страница: «:Животные Файл:00-00-336-000.jpg|250px|thumb|right|Иллюстрация из сочинения Псевдо-Альберта Великог...») |
м |
||
Строка 1: | Строка 1: | ||
:[[Животные]] | :[[Животные]] | ||
− | [[Файл:00-00-336-000.jpg|250px|thumb|right|Иллюстрация из сочинения Псевдо-Альберта Великого. Гравюра не дереве. Франкфурт, 1531 г. | + | [[Файл:00-00-336-000.jpg|250px|thumb|right|Иллюстрация из сочинения Псевдо-Альберта Великого. Гравюра не дереве. Франкфурт, 1531 г.]] |
− | [[Файл:00-03-304-000.jpg|250px|thumb|right|Сбруйная бляха (фалар) из Филиповского могильника, курган. I—IV в. до н. э. (?) | + | [[Файл:00-03-304-000.jpg|250px|thumb|right|Сбруйная бляха (фалар) из Филиповского могильника, курган. I—IV в. до н. э. (?)]] |
≈ Дромадер / Мехари / Бактриан / | ≈ Дромадер / Мехари / Бактриан / |
Текущая версия на 00:08, 6 июня 2023
≈ Дромадер / Мехари / Бактриан /
на востоке (Арабском) самец верблюда — народный образ мощи, величия, оплота, в России чаще имеет негативный смысл.
- достоинство, уважение, постоянство, царственность;
- Азия, Аравия; Богатство и язычество Востока,
- «корабль пустыни», дорога (к оазису), перевоз, переправа;
- тяжелый труд, послушность, покорность, неутомимость, выносливость;
- воздержанность, умеренность, неприхотливость, покаяние;
- осторожность, задумчивость, хорошая память;
- трудный, нелегкий характер;
- спесь, высокомерие, гордость, тщеславие (Это подчеркивается постоянно высоко поднятой головой, горделивым выражением морды животного, создается впечатление, что верблюд и не замечает сидящего на нем человека);
- неумеренность (После долгого марша по пустыне способен в течение десяти минут выпить сто двадцать литров воды); страстность, разврат;
- бешенство, ярость, вредные привычки, эгоизм, непослушание, бесчувственность;
- смерть.
Верблюд, служащий средством передвижения и вьючным животным в Северной Африке, Центральной Азии и Индии, играет заметную роль в иконографии и литературе этих регионов.
Играет в символике двоякую роль.
Служил также знаком царственности и величия.
В азиатской символике верблюд не играет существенной роли (???).
Из-за своей «физиономии» зачастую считался символом высокомерия, надменности и своенравия.
Тот, кто не вызывал доверия этого животного, провозглашал его на этом основании символом лености.
Ислам
Аль Адха — самый быстрый из верблюдов пророка, удостоившийся рая (с девятью другими животными).
Любимым верблюдом Магомета был также Аль Касва, погребенный недалеко от Каабы.
Ad vocem
«Верблюжатник из Мекки» — Магомет (пророк Муххамед).
«Никуда не впускай даже носа верблюжьего, ибо тогда будешь вынужден впустить и все остальное».
(«Верблюжий нос» Л. Н. Сигурни, англ. 1815 г.).
«Даже самый паршивый верблюд кажущийся бессильным, сможет унести вьюки от многих ослов».
(Диоген, около 125 г. н. э).
Пословицы:
«Верблюд искал себе рога, но потерял копыта…»
«Смерть — это черный верблюд, который топчется возле дверей каждого человека». Турецкая.
«Многие старые верблюды носят шкуры молодых на базар». Древнееврейская
«Верблюд никогда не забудет кривды!» Греческая
Библия
Часто фигурирует в темах из Ветхого Завета:
- Иосиф, сын Иакова;
- Ревекка у колодца;
- исход из Египта (Моисей);
Буддизм
Одно из четырех животных (вместе с индийским водяным буйволом (арни), слоном и тигром), которые горюют об умирающем Гаутаме Будде.
Античность
У римлян — персонификация Аравии на монетах.
По Плинию Младшему, верблюд, покрыв самку, продолжает в укромном месте сношение с ней в течение целого дня.
Иудаизм
По Зогару, змий из райского сада был своего рода «летающим верблюдом». Подобные ссылки обнаруживаются и в персидской Зенд Авесте (Керл-9). Змей с верблюжьей головой, согласно раввинатской традиции, был существом, на котором демон Самуил прибыл в рай, чтобы соблазнить Еву запретным плодом.
Зороастризм
Летающий верблюд (у иранцев) был образом райской змеи-дракона.
Геральдика
Выносливость, стойкость, согласие со своей судьбой.
Онейрокритика
Тяжелая работа, изнурительный труд; черный верблюд — неожиданная смерть, убийство.
Литература
В басне Эзопа «Верблюд» просил Зевса дать ему рога, как у многих других животных; бог не только отмел его просьбу, но и обстриг верблюду уши.
Верблюд на собрании всех существующих животных увидел, как танцует обезьяна, и позавидовал ей. И решил попытаться тоже танцевать. Пустившись же в пляс, показал такое неумение, что его тут же выгнали с собрания («Верблюд и обезьяна» Эзоп).
Эмблематика
Атрибут персонифицированных Азии (части света);
Послушания (в средневековье).
В западном искусстве (и на римских монетах) — частая аллегория Азии.
В средние века благодаря способности принимать только посильную ношу он стал символом умения распознавать (различать).
В искусстве Возрождения обычно изображался для отражения обстановки Востока в библейских сценах.
Верблюд, нагруженный товарами.
• Меня не утомят ни тяжелая ноша. ни долгий путь.
Символ труда и упорства как в обычной жизни, так и в христианском подвиге. Порядочный христианин упорно идет по пути и несет свою ношу с терпением и без устали. Верблюд способен нести невероятные тяжести, и может совершать длительные переходы, практически не уставая. [EMSI 29-9]
Верблюд, наклонившийся для загрузки.
Символ послушания. [EMSI табл.6-3]
Верблюд наслаждающийся питьем воды из реки, которую мутит копытом.
Аллегория любителя создавать себе трудности. [EMSI табл.3-15]
Христианство
- умеренность, воздержание, умение ограничить свои желания;
- сдержанность, смирение, покорность, послушность, послушание,
- достоинство, королевскую кровь, жизненную силу
- узость взглядов на все окружающее.
Как позитивная была отмечена способность животного «покорно» опускаться на колени и безропотно нести тяжелую поклажу: в кафедральном соборе Амьена есть изображение коленопреклоненного верблюда, полностью отдавшегося на волю Божью. Св. Августин рассматривал его как высшее воплощение умеренности и трезвости и сделал символом Христа, смиренно несущего свое бремя.
Волшебный верблюд — рождественская эмблема, асссоциируется с Магами. На картинах, изображающих трех волхвов с Ближнего Востока («трех святых королей»), оно выступает как вьючное животное
Иисус Христос использовал верблюда как метафору трудности попадания богачей в рай: «Удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царствие Божие» (Евангелие от Марка, 10:25). Образ встречается т.ж. у Матфея (23: 24): «Вожди слепые, оцеживающие комара, а верблюда поглощающие!» Слова Христа гипотетически объясняются ссылкой на возможную погрешность перевода (арам. «гамла» (gamla) — это также веревка. Но аналог притчи в Вавилонском Талмуде использует образ людей добивающихся невозможного, которые заставляют «слона идти сквозь игольное ушко».
Неизменный атрибут Иоанна Крестителя — власяница из верблюжьей шерсти или верблюжья шкура, которые служат для умерщвления плоти и покаяния: «Иоанн же носил одежду из верблюжьего волоса и пояс кожаный на чреслах своих…» (Мк. 1:6).
Когда Свв. Косьма и Демьян должны были приобрести общую могилу, верблюд начал говорить и поддержал это желание.
Черт воплощался в огромного верблюда, чтобы ввергать в тревогу Св. Макария.
Иллюстрации
Гравюра на дереве из сочинения Псевдо-Альберта Великого, 1531 г.