Нэ-чжа: различия между версиями
м |
м |
||
Строка 10: | Строка 10: | ||
[Мифы народов мира. Энциклопедия: Нэ-чжа, С. 1 и далее. Мифы народов мира, С. 5662 (ср. Мифы народов мира. Энциклопедия, С. 233 Словарь)] | [Мифы народов мира. Энциклопедия: Нэ-чжа, С. 1 и далее. Мифы народов мира, С. 5662 (ср. Мифы народов мира. Энциклопедия, С. 233 Словарь)] | ||
− | [[Категория: | + | [[Категория:Китай]] |
Версия 23:04, 1 июня 2023
- Нэ-чжа
- Hо-чжа
- На-чжа
В поздней китайской мифологии герой-богатырь, третий сын Ли Цзина (см. Ли-тяньван). Впервые его имя встречается в драмах 13-14 вв. Предания о Н.-ч. наиболее полное воплощение получили в фантастической эпопее «Фэн шэнь яньи» («Возвышение в ранг духов», 16 в.). Н.-ч. родился в виде круглого кома мяса, из которого вышел младенец трёх с половиной лет, с золотым браслетом — цянькуньцюань («браслет неба и земли») на правой руке и полоской красного шёлка — хуньтяньлин («шёлк, баламутящий небо») на поясе. С помощью этих волшебных талисманов Н.-ч. мог побеждать своих противников. Забросив в море хуньтяньлин и болтая его, Н.-ч. нарушил покой Лун-вана, царя драконов Восточного моря. Посланцы Лун-вана не смогли усмирить его. Явившийся к отцу героя Лун-ван потребовал смерти Н.-ч., и Н.-ч. покончил с собой, чтобы искупить свою вину. Впоследствии дух Н.-ч. вселился в глиняную статую в храме, а когда его отец Ли Цзин разбил статую, даосский святой, покровитель Н.-ч. по имени Тай-и чжэнь-жэнь при помощи магических средств создал из лотоса нового Н.-ч. Воскресший Н.-ч. пытался отомстить своему отцу за вынужденное самоубийство, но отца взял под своё заступничество бодхисатва Вэньшу (Манджушри), который с помощью изящно сделанной пагоды усмирил неистового Н.-ч., а затем подарил пагоду Ли Цзину, чтобы он в любой момент мог сделать это сам (отсюда прозвище Ли Цзина — Ли То-та, «Ли, держащий пагоду»). Не исключено, однако, что образ святого Ли То-та был создан в народной мифологии ранее легенд о Н.-ч. и первоначально мог не иметь с ними связи. Образ Н.-ч. популярен и в народной драме, сказания о нём бытовали не только у китайцев, но и, например, у восточных монголов (см. рис.).
Лит.: Liu Ts’un-yan, Buddhist and taoist influences oh Chinese novels, v. l — The authorship of the Fкng Shкn Yen 1, Wiesbaden, 1962.
Б. Л. Рифтин
[Мифы народов мира. Энциклопедия: Нэ-чжа, С. 1 и далее. Мифы народов мира, С. 5662 (ср. Мифы народов мира. Энциклопедия, С. 233 Словарь)]