Чакравартин: различия между версиями

Материал из StudioSyndrome
Перейти к навигации Перейти к поиску
(а)
 
м (Замена текста — «Категория:Буддийская мифология» на «Категория:Буддизм»)
Строка 44: Строка 44:
 
==<div style="font-size:70%"><font color="#669999">Примечания и комментарии</font></div>==
 
==<div style="font-size:70%"><font color="#669999">Примечания и комментарии</font></div>==
 
<small><references /></small>
 
<small><references /></small>
[[Категория:Буддийская мифология]]
+
[[Категория:Буддизм]]

Версия 20:48, 31 мая 2023

чакраватин; чакрава́ртин — санскр. cakravartin — букв. «тот, который поворачивает колесо»

В буддийской мифологии идеальный царь, устанавливающий во всём мире царство справедливости. Чакраватины рождаются в кальпе, когда будды не появляются в мире. Они, как и будды, имеют махапурушалакшаны, и их рождение сопровождается теми же чудесами, что и рождение будд.

Каждый чакраватин имеет т. н. семь сокровищ:

  • колесо, летающее по воздуху, при помощи которого чакраватин и его войско могут достигать любой точки мира;
  • слона и коня, обладающих сверхъестественными способностями;
  • драгоценный камень, излучающий свет на далёкие расстояния;
  • царевну, отличающуюся красотой и внутренним достоинством и принадлежащую к определённым высоким королевским родам;
  • мудрого советника и удачливого полководца, в качестве которого выступает старший сын чакраватина (вообще, чакравртин имеет сто сыновей).

«Только тот властитель возвышается до колесного императора, который ведет святой образ жизни и которому является небесное колесное сокровище. Этот Хакравартин занимает — первый признак сокрытых здесь космологических структур — семикратно опоясанный дворец, стены которого выложены семью видами драгоценных камней, а ворота, расположенные в четырех местах, лучатся золотом, серебром, бериллом и хрусталем… Когда новый царь стал вести святой образ жизни и следовать нравственным заповедям, колесо со своими тысячью спицами, ободом и ступицей (оно исчезло со смертью предшественника) снова взошло и покатилось на восток. Царь следовал его движению и завоевывал походя территории во всех странах света. Так это колесное сокровище в победоносном движении одолело омываемую океаном землю и затем снова вернулось в царский дворец».

В.Мюллер, 1961 г.

Мюллер сравнивает это государственное сокровище с «колесной брошью ирландских королей (родственной и сходной драгоценностью, тоже передаваемой по наследству от одного венценосца другому)».

00-00-000-000.jpg

См. также:


Будда
Колесо
Чакра

Махапурушалакшана

Литература

  • Мялль Л. Э. Одноимённая статья в MNME
  • Zimmer H., Philosophies of India, Princeton, 1951, p 127 — 39 < MNME
  • Kongtrul J., The Torch of Certainty, Boulder — L., 1977 < MNME

Примечания и комментарии