Шеша: различия между версиями
(а) |
м |
||
Строка 28: | Строка 28: | ||
:[[Кришна]] | :[[Кришна]] | ||
:[[Баларама]] | :[[Баларама]] | ||
− | : | + | :Такшака |
− | : | + | :Васуки |
---- | ---- | ||
:[[Мандара]] | :[[Мандара]] | ||
− | : | + | :Пахтанье океана |
− | : | + | :Мутовка |
:[[Плуг]] | :[[Плуг]] | ||
:[[Ось]] | :[[Ось]] |
Версия 16:41, 6 февраля 2021
В индуистской мифологии тысячеголовый змей, который поддерживает землю и служит ложем для Вишну, когда тот спит в океане в интервалах между творениями мира. В конце каждой кальпы Шеша извергает ядовитый огонь, уничтожающий вселенную. Постоянный эпитет Шеши — Ананта, и под этим именем он является символом бесконечности. В ряде мифов Шеша рассматривается как иллюзия Вишну или как часть (анша) самого Вишну; в свою очередь, старший брат Кришны — Баларама, в котором частично воплотился Вишну, почитается инкарнацией Шеши. После смерти Баларамы Шеша покинул его тело и ушёл под землю[1]. Шеша — царь змей, или нагов, живущих в подземном мире. Другие цари змей (Такшака, Васуки) считаются его братьями либо идентифицируются с ним. В мифе о пахтанье океана боги с помощью Шеши вырвали из земли гору Мандару, а затем использовали её как мутовку, обмотав вокруг неё Шешу (или Васуки) в качестве верёвки. Шеша изображается в пурпурном одеянии, с белым ожерельем вокруг шеи, в одной руке он держит мутовку, а в другой — плуг (атрибут Баларамы). По народным поверьям, землетрясения вызываются зевотой Шеши. |
См. также: |
Черновые материалы
Ананта — тысячеголовый правитель змей — это бесконечное, беспредельное, плодородие; его кольца обвивают основание оси мира.
Гигантская змея, на которой Вишну лежал в докосмическом сне.
BDGS Это загадочное существо рисуют иногда с бесчисленным количеством голов, которые означают миры. Иногда же голов «всего» семь — тогда это основные силы творения.
Змея означает вечность, космический круговорот сил и всех явлений. Гаруда — это действия Вишну, его активное вмешательство в события, «чтобы не дать сгинуть добру», уничтожить эксплуататоров и врагов людей, восстановить добро и справедливость.
Для смертного в этом видится некоторое противоречие — постоянная необходимость что-то предпринимать, с одной стороны, и неизбежность возврата событий, с другой.
Рассказывают, что Шеша и Гаруда очень ревниво относятся друг к другу, а поклонники их даже вступают друг с другом в стычки.
Вишну же нравятся обе, для него в действии и покое нет никакого противоречия, ведь он спит и нежится в состоянии, которое лежит абсолютно вне наших представлений, но и в этом состоянии его дух создает таких героев, как Рама, Кришна и Будда, они наводят порядок в мире, который грезится спящему Вишну.
Литература
- Гринцер П. А. Одноимённая статья в MNME
Примечания
- ↑ Мбх. I 67, 152; XVI 4, 13 и др.