Антоний Великий, Св.: различия между версиями
(а) |
м (Замена текста — «|ссылка=Special:FilePath/00-» на «]] [[00-») |
||
Строка 1: | Строка 1: | ||
:[[Святые]] | :[[Святые]] | ||
− | [[Изображение:00-00-290-000.jpg|250px|thumb|right|Святой Антоний в пустыне. В. Ауэр «Легенды о святых». 1890 г. | + | [[Изображение:00-00-290-000.jpg|250px|thumb|right|Святой Антоний в пустыне. В. Ауэр «Легенды о святых». 1890 г.]] [[00-00-290-000.jpg]][[Изображение:00-00-600-000.jpg|250px|thumb|right|Брейгель Питер. Искушение св. Антония, ок. 1555/58 г.]] [[00-00-600-000.jpg]]<small>Синонимы: Антоний Фивский / Антоний-аббат / [Энтони Эббот] / Антоний Настоятель</small> |
Святой отшельник IV века, ставший символическим образом искушения его дьявольскими силами | Святой отшельник IV века, ставший символическим образом искушения его дьявольскими силами |
Текущая версия на 14:53, 6 июня 2023
00-00-600-000.jpgСинонимы: Антоний Фивский / Антоний-аббат / [Энтони Эббот] / Антоний Настоятель
Святой отшельник IV века, ставший символическим образом искушения его дьявольскими силами
Отец монашества: первая исторически достоверная личность в истории монашества в египетской пустыне.
Его жизнеописание полно рассказов о чудесных извлечениях и изгнаниях бесов, совершенных святым, но вместе с тем в нем приводятся многие разумные изречения практического благочестия.
В католической церкви пользуется весьма высоким значением.
Образа св. Антония считались предохранительным средством против пожаров.
Ему молились для избавления от названной его именем болезни - антонова огня (Перитонит, гангрена или часто свирепствовавшее в средние века отравление спорыньей, состоявшей в омертвении членов. Во время одной из эпидемий в Европе, которая, как полагают, была рожистым воспалением, пострадавшие вымаливали лекарства с именем Антония на устах, потому болезнь эта получила название "антонов огонь".).
Его день празднуется 17 января.
Род. около 251 в Коме близ Ираклеи (Верхний Египет). Умер 106 лет, около 356 года
Происходил из благородной и богатой семьи христиан.
После смерти родителей в 270 г., когда Антонию было восемнадцать лет, он внезапно пробудился духом, раздал все свое имущество бедным и удалился в египетскую пустыню ради благочестивого жития в молитвах и размышлениях. Вся его последующая жизнь была посвящена самоотречению и духовному росту: долгие годы он пребывал в полнейшем уединении, сначала в одной из пещерных гробниц, а затем (около двадцати лет) - в развалинах близ Нила. Здесь он вел жестокую борьбу против собственной плоти и плотских желаний, терзаемый видениями (Ряд исследователей считает, что Св. Антоний был подвержен галлюцинациям (как и некоторые другие отшельники) в следствие его аскетического образа жизни ): сначала имеших облик прекрасной женщины, а затем - демонических мучителей.
Лишь изредка (напр. во время преследования христиан 311 г.) Антоний появлялся из своего уединения, чествуемый народом, как святой. Он уже обладал такой духовной силой, что многие приходили к нему как к учителю и оставались жить рядом с ним. Им Антоний стал проповедовать молитву и труд.
Питался одним хлебом и солью.
Согласно "Золотой легенде", в возрасте 90 лет Антоний был убежден, что дольше всех прожил в уединении и самоотречении. Однажды он услышал голос:
- «Есть человек более святой, чем ты, ибо прослужил Богу в уединении и покаянии девяносто лет. Это — Павел Отшельник».
Св. Антоний, отправился в пустыню, чтобы разыскать отшельника (которому тогда было 113 лет), причем дорогу ему показывал волк. По пути он встретил много чудес и соблазнов:
- Кентавр и Сатир пытались сбить его с (указали ему) пути;
- сам дьявол положил на дороге слиток золота, дабы остановить Антония и т.п.
Но святой, рассеяв соблазны, добрался до пещеры, где жил Павел.
Встретившись, старцы заключили друг друга в объятия и начали жить в пустыне вдвоем и ворон, сорок лет каждый день приносивший Павлу по половине буханки, стал носить по целому хлебу (Ворон, согласно преданию, кормил также Илию и других пустынников ). Когда Св. Павел умер у Антония не оказалось сил вырыть ему могилу, и тело отшельника было унесено двумя львами.
Антоний, вернувшийся в свое жилище, прожил ещё четырнадцать лет и умер в возрасте 105-ти лет.
В "Золотой легенде" Иакова Ворагинского (ок. 1270) содержится множество рассказов об Антонии с символическим смыслом, например, такой:
- «Один брат отвернулся от мира, но не совсем, а тайком хранил часть своего имущества. И сказал ему Антоний: “Иди и купи мяса”. Тот пошел и купил мясо; но, когда он шел обратно, на него напали собаки и покусали его. Тогда сказал ему Антоний: “Кто отказывается от мира и все же хочет иметь блага мира, тот будет искушаться дьяволом и будет растерзан”».
Обычно Антония изображают:
- бородатым старцем.
- как отца монашества (аббат монашеского ордена) он обычно в монашеских клобуке, плаше и рясе.
- на его одеянии на левом плече нашита синяя (белая) буква Т (Не ясно, когда этот знак стал ассоциироваться с Антонием. Быть может, это просто костыль. Но буква "Тау» (египетский крест), в Древнем Египте была символом бессмертия, и знак этот принят как эмблема александрийских христиан) либо греческая буква «тета» (Первая буква слова «Теос» - греч. Бог ), являющаяся ???
- Опирается на костыль (жезл) с Т-образной ручкой – указание на его преклонный возраст. Костыль - традиционная эмблема средневекового монаха, долгом которого было помогать увечным и беспомощным.
- Колокол (колокольчик) в его руке, либо прикрепленый к костылю. Обычно использовался для изгнания злых духов и считается указанием на искушение Св. Антония и его способность изгонять демонов.
- Рядом часто изображена свинья – символическое обозначение демона чувственности и ненасытности, указывающее на победу святого над грехом. Кроме того, этих животных в средневековье откармливали монахи-антонианцы ради сала, которое использовалось как средство против антонова огня. Иногда у нее на шее висит колокольчик (В XVII веке свиньям, принадлежавшим приходам братьев Св. Антония, предоставлялось право выпаса на особых угодьях, и колокольчик отличал этих свиней от всех других ).
- Под ногами может быть пламя - напоминание о его видении пламени ада, убившем все плотские желания.
Сюжеты:
- Искушение Св. Антония.
- Борьба святого с соблазнами, которые он называл «демонами», нашла отражение во многих произведениях искусства и получили две формы:
- 1) Демоны (часто в облике диких зверей и монстров, терзающих его плоть) одолевают Антония в его келье, поднимают ввысь, но исчезают, как только Бог является ему в ярком свете.
- 2) Женщины (блудницы) изображаются благодаря присутствию в нем эротических видений и темы распутства, разжигавших фантазию художников. В ранней ренессансной живописи женщины обычно одеты и могут иметь рога как напоминание об их сатанинском происхождении. Начиная с XVI в. они изображаются обычно обнаженными. Антоний прогоняет их крестным знамением или молитвой.
- Борьба святого с соблазнами, которые он называл «демонами», нашла отражение во многих произведениях искусства и получили две формы:
- Посещение Св. Антонием Св. Павла Отшельника.
- В живописи XIII в. ворона порой изображалиь в виде голубя, как символ Св. Духа. Могут изображаться львы, роющими лапами в земле могилу.
Искусство
История его искушений составляла в течение многих столетий неисчерпаемую тему для художников.
Один из святых, которых чаще всего изображали в живописи эпохи Возрождения.
Наиболее известна картина Давида Теньера в старом Берлинском музее.
На эту же тему написана французским писателем Г. Флобером легенда: "La tentation de St Antoine".
Иллюстрации
- Антоний Великий. Святой в пустыне. В. Ауэр. Легенда о святых, 1890 г. ???