Азазель: различия между версиями
(а) |
м |
||
Строка 26: | Строка 26: | ||
:[[Падшие ангелы]] | :[[Падшие ангелы]] | ||
:[[Рафаил, архангел]] | :[[Рафаил, архангел]] | ||
− | :[[Сатана]] | + | :[[Сатана, падший ангел|Сатана]] |
:[[Самаэль]] | :[[Самаэль]] | ||
---- | ---- |
Версия 22:55, 2 февраля 2021
В представлениях иудаизма демоническое существо. В Библии Азазель упоминается только в контексте описания ритуала «дня искупления» (Йом-киппур); в этот день грехи народа перелагались на двух козлов, один из которых предназначался в искупительную жертву для Яхве, а другой («козёл отпущения») — «для Азазеля»[1]; второго козла отводили в пустыню, место обитания Азазеля.[2]. Представление о пустыне как жилище демонического начала присуще и новозаветному рассказу об искушении Иисуса Христа дьяволом, а также христианским «Житиям» анахоретов начальной поры монашества. В апокрифической «Книге Еноха» (II в. до н. э.) Азазель выступает как падший ангел, совратитель человечества, своего рода негативный культурный герой, научивший мужчин войне и ремеслу оружейника, а женщин — блудным искусствам раскрашивания лица и вытравления плода. Этот акт враждебного богу цивилизаторства связывается с мотивом блуда между ангелами («сынами божьими») и «дочерьми человеческими»[3], а также появления от этого блуда породы «исполинов»[4], которых и вдохновил в их мятеже против бога Азазель[5]. За это Азазель скован архангелом Рафаилом, а после страшного суда будет брошен в огонь. Намеки на эту версию рассеяны и в талмудической литературе, где Азазель иногда отождествляют с сатаной или Самаэлем, а также сближают его имя с именами Узы и Азаэля — падших ангелов, сходившихся с женщинами. Имя Азазаеля, как одно из традиционных имен беса, употреблялось в художественной литературе[6]. |
См. также: |
Литература
- Аверинцев С. С. Одноимённая статья в MNME