Идоменей: различия между версиями
(а) |
м (Замена текста — «Категория:Греческая мифология» на «Категория:греция») |
||
Строка 7: | Строка 7: | ||
[Мифы народов мира. Энциклопедия: Идоменей, С. 3 и далее. Мифы народов мира, С. 3009 (ср. Мифы народов мира. Энциклопедия, С. 481 Словарь)] | [Мифы народов мира. Энциклопедия: Идоменей, С. 3 и далее. Мифы народов мира, С. 3009 (ср. Мифы народов мира. Энциклопедия, С. 481 Словарь)] | ||
− | [[Категория: | + | [[Категория:греция]] |
Текущая версия на 14:08, 9 июня 2023
- Одоменей — греч. Idomeneys
В греческой мифологии внук Миноса, царь Крита. Будучи одним из женихов Елены, И. участвует в Троянской войне, возглавляя ополчение шести критских городов, приплывшее на 80 кораблях (Hom Il. II 645—652) [Аполлодор (epit. III 13) приводит вдвое меньшую цифру]. Сам И. особенно отличился в бою близ кораблей (Hom Il. XIII 210—539), принимал участие в погребальных играх в честь Патрокла, а впоследствии в числе других ахейских воинов проник в Трою в чреве деревянного коня. О его дальнейшей судьбе существуют различные версии: либо он благополучно возвратился на Крит (Hom Od. III 191), либо был изгнан с родного острова. Изгнание И. объясняется по-разному. Согласно одной версии мифа, И. изгнал Левк, воспитанный в доме И. и соблазнивший его жену Меду (Apollod. epit. VI 9-10). Согласно другой версии мифа, во время морского похода из-под Трои флот И. попал в бурю и И. дал обет Посейдону в случае спасения принести ему в жертву первого, кто выйдет навстречу И. на родине. Этим человеком оказался сын (или дочь) И. Либо И. принёс его в жертву, но жертва была неугодной богам, либо жертвоприношение не осуществилось, но так или иначе боги наслали на Крит моровую язву. Избавиться от неё критяне могли только изгнав И. По этой версии, И. был изгнан и окончил жизнь на юге Италии — в Калабрии, где воздвиг храм Афине (Verg. Aen. III 121; Myth. Vat. I 195; II 210). Могущественный флот И. и перечень критских городов в «Илиаде», включающий Кнос и Фест, отражают воспоминания о былом величии Крита в 16-14 вв. до н. э., в то время как миф о жертвоприношении сына И., находящий параллель в библейском сказании о дочери Иеффая (Суд. 11, 30-40), восходит к распространённому фольклорному мотиву о роковом обете, данном божеству или чудовищу. И. является одним из главных героев в позднеантичном «Дневнике Троянской войны».
В. Н. Ярхо
Европейская драматургия обращается к мифу в нач. 17 в. («И. — царь Крита» А. Аллегри); среди немногих произведений 18 в. — трагедии «И.» П. Ж. Кребийона и А. М. Лемьера. Оперы: в 18 в. «И.» А. Кампра; «И.» Б. Галуппи; «И. — царь Крита» В. А. Моцарта и «И.» Ф. Паэра.
[Мифы народов мира. Энциклопедия: Идоменей, С. 3 и далее. Мифы народов мира, С. 3009 (ср. Мифы народов мира. Энциклопедия, С. 481 Словарь)]