Ди-цзюнь: различия между версиями

Материал из StudioSyndrome
Перейти к навигации Перейти к поиску
(а)
 
м
Строка 19: Строка 19:
 
:[[Хуан-ди]]
 
:[[Хуан-ди]]
 
:[[Си-хэ]]
 
:[[Си-хэ]]
:[[Чан-си]]
+
:Чан-си
:[[Э-хуан]]
+
:Э-хуан
 
----
 
----
 
:
 
:

Версия 11:50, 27 января 2021

Ди-цзюнь, Ди Цзюнь

В древнекитайской мифологии верховный владыка, почитавшийся восточными иньцами. На древнейших гадательных костях его имя Цзюнь (ди означает первопредка, повелителя, государя) записывалось пиктограммой, изображавшей, по мнению одних учёных (Го Мо-жо), человекообразную обезьяну, по мнению других, — существо с головой птицы и туловищем человека (У Ци-чан). Исследователь китайских мифов Юань Кэ предполагает, что пиктограмма изображает одноногое существо с птичьей головой, с рогами, обезьяньим туловищем и хвостом, двигавшееся по дороге с палкой в руке.

Образ Ди-цзюня контаминировался с образом Ди-Ку и Шунем. После завоевания иньского царства чжоусцами (11 в. до н. э.) Ди-цзюнь как верховное божество иньцев был во многом вытеснен Хуан-ди. Согласно древнему трактату «Шань хай цзин» («Книга гор и морей»), Ди-цзюнь опускался с неба на землю и дружил с пятицветными птицами, которые следили за его жертвенным алтарём. В этом мифе, видимо, отразились тотемичеекие представления, зафиксированные и в облике Ди-цзюня. У Ди-цзюня было три жены:

  • Си-хэ, родившая 10 сыновей-солнц,
  • Чан-си, родившая 12 дочерей-лун, и
  • Э-хуан, родоначальница страны трёхтелых.

Сохранились разрозненные предания о многочисленных потомках Ди-цзюня, которым приписывается изобретение различных предметов, а также основание различных стран.

00-00-000-000.jpg

См. также:

Китайская мифология

Ди-Ку
Шунь
Хуан-ди
Си-хэ
Чан-си
Э-хуан

Литература

  • Рифтин Б. Л. Одноимённая статья в MNME
  • Юань Кэ, Мифы древнего Китая, М., 1966, с. 147-52 < MNME