Сибиллы: различия между версиями
(а) |
м |
||
Строка 15: | Строка 15: | ||
:Пифия | :Пифия | ||
---- | ---- | ||
− | :[[Куманская сибилла]] | + | :[[Кумская сибилла|Куманская сибилла]] |
− | : | + | :Эней и Куманская сибилла |
− | : | + | :Аполлон и Куманская сибилла |
− | : | + | :Тибуртинская сибилла перед Августом |
:[[Сивиллины книги]] | :[[Сивиллины книги]] | ||
|} | |} |
Версия 06:57, 24 января 2021
В новом словоупотреблении божественно одержимые античные пророчицы, число и место обитания которых представляется различными авторами по-разному. |
См. также:
|
Античность
В античности женщина, наделенная даром пророчества, в особенности жрицы Аполлона.
Христианство
К концу средневековья западная Церковь, интерпретируя высказывания сивилл как предсказание событий христианской истории, признала двенадцать из них как пророков пришествия Христа — языческая параллель ветхозаветным пророкам.
«Сибиллины предсказания», написанные гекзаметром, относятся к 5 в. и представляют собой христианскую редакцию предвестия грядущих несчастий.
Их атрибуты разнообразны. среди которых есть и некоторые инструменты Страстей и другие христианские символы) Как правило, сивиллы изображаются в виде молодых женщин Обычно они держат книгу, в которой записаны их предсказания. Они часто носят нечто вроде тюрбана. часто сопоставляются с пророками.
которые указывают на место их происхождения
Их имена и наиболее часто встречающиеся атрибуты следующие:
Persica | – персидская | – светильник и змея у нее под ногами |
Libyca | – ливийская | – свеча и факел |
Erythea | – эрифейская(эрифрейская) | – лилия Благовещения |
Delphica | – дельфийская | – терновый венец |
Samia | – самосская | – колыбель |
Cumena | – куманская (кумская) | – чаша (иногда наподобие раковины) |
Cimmeria | – киммерийская | – рог изобилия или крест |
Hellespontina | – геллеспонтская | – гвозди и крест |
Phrygia | – фригийская | – крест и знамя Воскресения |
Tiburtina | – тибуртинская | – отсеченная рука |
Hebraica | – иудейская | – XXX |
Europa | – европейская | – меч |
- Агриппинская - возможно, рог изобилия Египетской С., кнут;
Искусство
Тибуртинская сивилла перед Августом - история истолковывалась как прообраз прихода волхвов. Сибиллы увековечены на фресках Сикстинской капеллы.
Большинство называет десять сибилл:
- халдейская,
- палестинская,
- персидская,
- дельфийская (дочь Аполлона),
- италийская,
- эрифрейская (которая переселилась в Кумы),
- киммерийская по имени Амалфея или Герофила,
- геллеспонтская из Марпессоса,
- фригийская по имени Альбунея и
- тибуртинская сибиллы по имени Аниена.
Чаще всего упоминается куманская сибилла; по преданию, она проводит Энея в царство мертвых, живет тысячу лет, после чего переселяется из малоазийской Эритреи в Италию. Ее изречения производили такое же действие как и предсказания вдохновленной богом Аполлоном дельфийской Пифии. Последние три ее «книги», хранившиеся в капитолийском храме Рима, сгорели в 83 г. до н. э. и содержали, как считают, толкования различных предзнаменований катастроф, чудовищ, процессий и жертвоприношений.
Христианство
Сивиллы являются двойниками пророков. Как пророки проложили мост между еврейским миром и христианством, так и сивиллы послужили связующим звеном между греческим и римским миром и христианской эпохой. В античной культуре этим прорицательницам была отведена выдающаяся роль. Варрон, живший в первом веке до рождества Христова, утверждает, что сивилл было десять. Позднее к ним добавились еще две. Поскольку авторы, описывающие пророчества сивилл, расходились во мнениях, то в живописи атрибуты этих прорицательниц постоянно менялись. В эпоху средневековья чаще всего изображали эрифейскую сивиллу, которая, как предполагалось, предсказала Благовещение, а также тибуртинскую сивиллу. Сивиллам были даны латинские названия, указывающие на место их обитания:
В эпоху Возрождения эти названия часто подписывали на обратной стороне изображений сивилл. Их запечатлевали либо группой, либо по отдельности.
МНМ
В греческой мифологии пророчицы, прорицательницы, в экстазе предрекающие будущее (обычно бедствия). Имя «С.» (этимология его неясна), по свидетельству Плутарха (De Pyth. orac. — Об оракулах «пифии», 6), впервые встречается у Гераклита. Первоначально С. — собственное имя одной из прорицательниц (Plat. Phaedr. 244 b; Aristoph. Pax 1095, 1116). По традиции первой С., от Которой получили своё имя остальные пророчицы, была троянка, дочь Дардана и Несо (Eustath. 266; вариант: дочь Зевса и Ламии, имя которой впервые было дано ливийцами, Paus. X 12, 1). Эти легенды и этимология имени С. позволяют предполагать восточное происхождение мифа, хотя в пифийском рассказе, приводимом Павсанием (X 12, 1-3), С. названа греческим именем Герофила и её происхождение связывается с Аполлоном и музами (Plut. De Pyth. orac. 9). Позднее возникли легенды о странствиях Герофилы по Средиземноморью; она жила в Эрифрах, на Геллеспонте, в Малой Азии — Кларосе и Колофоне, на островах Самос и Делос, в Дельфах, а потом в Троаде, где была похоронена в роще Аполлона Сминфейского (Paus. X 12, 5). В эллинистическое и римское время возникли представления о двух, четырёх и даже десяти С. Этих С. называли по месту их обитания; некоторые С. имели собственные имена, хотя имя Герофилы часто переносилось на С., происходивших из других мест. В Малой Азии обитали фригийская, колофонская, эрифрейская С., на островах Самос и Делос — самосская и делосская, в текстах упоминается также персидская, халдейская, египетская, палестинская С. В Древней Греции наиболее известна была дельфийская С., в Древнем Риме — куманская, тибуртинская (Альбунея) и римская (Кармента). Прорицания С. не были связаны с определённым оракулом или местностью, не ограничивались точным сроком. Известно предсказание С., что спартанка Елена принесёт гибель Трое (Paus. X 12, 2). Считалось, что С. может предсказывать на тысячу лет вперёд, она якобы предсказала извержение Везувия (Plut. De Pyth. orac. 9), указала место битвы, положившей конец независимости Древней Греции. С. покровительствовала бежавшему из разрушенной Трои Энею: она предупредила его о грядущих бедах, помогла ему спуститься в подземное царство, чтобы увидеть умершего отца, и предсказала великое будущее основанному им городу (Verg. Aen. VI 9 след.). В Греции, а затем в Риме мифы о С. переплетаются с мифами об Аполлоне. Куманская С. получила от влюблённого в неё Аполлона дар прорицания, испросила у него долголетие, но, позабыв вымолить себе вечную молодость, через несколько столетий превратилась в высохшую старушку (Ovid. Met. XIV 103—153). Подобно оракулам, дававшимся пифией, предсказания С. делались обычно в стихотворной форме — гекзаметром. Впоследствии предсказания куманской С. были записаны на пальмовых листьях и составили девять книг — сивиллиных книг (Sav. Verg. Aen III 444). Куманская С. предложила римскому царю Тарквинию Приску купить у неё эти книги, а когда царь отказался, пророчица сожгла три книги; затем она повторила своё предложение и при вторичном отказе сожгла ещё три книги. Тогда царь по совету авгуров купил уцелевшие книги (Dion. Halic. IV 62). Впоследствии к этим книгам были добавлены прорицания тибуртинской С. и др. Сгоревшие в 83 до н. э. книги были возобновлены при Августе и Тиберии. Сивиллины книги, считавшиеся тайными, хранились особой жреческой коллегией в храме Юпитера Капитолийского, и ими пользовались до 5 в. н. э. Содержание сивиллиных книг представляло собой причудливое смещение греко-римских, этрусских, иудейских и христианских воззрений и верований.
Иллюстрации
Литература
- М. Н. Ботвинник Одноимённая статья в MNME