- пурпур: различия между версиями

Материал из StudioSyndrome
Перейти к навигации Перейти к поиску
м (Administrator переименовал страницу - Пурпур в - пурпур: Замена текста — «- П» на «- п»)
м
 
Строка 1: Строка 1:
:[[- Цвет]]
+
[[- цвет|Цвет]]
 +
 
 
73. ПУРПУРНЫЙ ЦВЕТ — символ достоинства, благочестия, умеренности, щедрости и верховного господства. Изображается диагональными линиями слева направо.
 
73. ПУРПУРНЫЙ ЦВЕТ — символ достоинства, благочестия, умеренности, щедрости и верховного господства. Изображается диагональными линиями слева направо.
  
Строка 6: Строка 7:
 
F: Mercure amethiste pourpre Цвет: смесь кармина* и розового лака. Ираффируется диагональными линиями слева. Символизирует: достоинство В,ДР,П,Р8 силу В,ДР,РЭ могущество В,ДР,Р8 высокорожденность, императорство И верховенство, верховное господство П,А власть И благочестие А умеренность А щедрость А
 
F: Mercure amethiste pourpre Цвет: смесь кармина* и розового лака. Ираффируется диагональными линиями слева. Символизирует: достоинство В,ДР,П,Р8 силу В,ДР,РЭ могущество В,ДР,Р8 высокорожденность, императорство И верховенство, верховное господство П,А власть И благочестие А умеренность А щедрость А
  
pourpre purpure. Sometimes, seen as gulpe (cp. the Eng. term golpe). [FRENCHGLOSSAR]
+
[[- pourpre|pourpre]]
  
Pourpre Une des couleurs du blason; c’est le violet, composé d’azur et de gueules; cet émail se représente en gravure par des lignes diagonales allant de l’angle senestre du chef à l’angle dextre de la pointe de l'écu. 1772 Le pourpre est composé de l’azur, de gueule, du sable et du sinople, et il est en barre dans les armes de ceux qui en portent. On dit en parlant blason, parti de pourpre et d’hermine, il porte de pourpre au chevron abaissé d’or. 1780 Est une des cinq couleurs du blason, et qui est composé de l’azur et du gueules, tirant par conséquent sur le violet. Le pourpre se marque dans la gravure par de traits tirés diagonalement de gauche à droit. 1798 Rouge foncé qui tire sur le violet. Le pourpre est une des couleurs du Blason; il se marque en gravure par des traits diagonaux, allant de l’angle gauche du chef, à l’angle droit de la base. 1843 Couleur violette, que la gravure représente par des lignes diagonales de gauche à droite, dans le sens de la barre. 1887 Émail héraldique que l’on exprime en gravure par des lignes diagonales de senestre à dextre. Le pourpre, qui se met indifféremment sur métal ou sur couleur, n’a été probablement dans l’origine que de l’or ou l’argent qui, terni par l’effet du temps, a pris une nuance tirant sur le rouge. 1899 Une des couleurs du blason; c’est le violet, composé d’azur et de gueules; cet émail se représente en gravure par des lignes diagonales allant de l’angle sénestre du chef à l’angle dextre de la pointe de l'écu. 1901 Le pourpre est l'émail violet, représenté en gravure par des hachures diagonales de sénestre à dextre. 1905 La plupart des héraldistes n’admettent point le pourpre comme couleur régulière parce qu’il n’a pas de couleur propre, mais qu’il est composé du mélange égal des quatre autres, disent les uns, ou que c’est un argent altéré par le temps, disent les autres. C'était un émail mitoyen, et que l’on a employé tantôt comme émail, tantôt comme métal. Il se figure par des traits obliques, tirés de l’angle senestre du chef à l’angle dextre de la pointe de l'écu.
+
[[- purpure|purpure]]
  
[ghhe]
+
Геральдический цвет, который изображается путем смешивания кармина и розового лака. Пурпур может изображаться бордовым, лиловым и лилово-красным, темно-синим и другими оттенками синего. Обилие оттенков связано с тем, что натуральную пурпурную краску добывали из двух разных видов раковин: одни давали темный, фиолетовый оттенок, а другие- огненно-красный (так называемый «тирский пурпур»). При условном обозначении цвета показывается диагональными линиями из левого верхнего угла щита. Соотносится с Меркурием, аметистом, философским камнем и ртутью. Обычно символизирует достоинство, силу и могущество; обычный символ императоров, светских властителей и князей церкви. Кроме того, может обозначать высокорожденность, власть, верховенство и господство; благочестие, умеренность и щедрость. Некоторые геральдисты вовсе не допускают введения пурпура в гербы, другие же признают его двойственным, то есть принадлежащим одновременно и к металлам, и к цветам. Среди муниципалитетов Свердловской области пурпурным полем обладает герб Нижнего Тагила, что служит указанием на особую роль города в истории освоения Урала, а также на его высшее достоинство и верховенство по многим позициям в Свердловской области и России. Пурпуром также заполнен тройной серебряный пояс в гербе Каменского городского округа — сам пояс призван символизировать обилие водоемов, а пурпур — наличие среди них озёр с солёной водой.
 +
*«В горностаевом щите четыре золотых княжеских короны, подбитые порфиром». — [[Дмитров]]
 +
Дорогой Неназываемый друг!
  
Геральдический цвет, который изображается путем смешивания кармина и розового лака. Пурпур может изображаться бордовым, лиловым и лилово-красным, темно-синим и другими оттенками синего. Обилие оттенков связано с тем, что натуральную пурпурную краску добывали из двух разных видов раковин: одни давали темный, фиолетовый оттенок, а другие- огненно-красный (так называемый «тирский пурпур»). При условном обозначении цвета показывается диагональными линиями из левого верхнего угла щита. Соотносится с Меркурием, аметистом, философским камнем и ртутью. Обычно символизирует достоинство, силу и могущество; обычный символ императоров, светских властителей и князей церкви. Кроме того, может обозначать высокорожденность, власть, верховенство и господство; благочестие, умеренность и щедрость. Некоторые геральдисты вовсе не допускают введения пурпура в гербы, другие же признают его двойственным, то есть принадлежащим одновременно и к металлам, и к цветам. Среди муниципалитетов Свердловской области пурпурным полем обладает герб Нижнего Тагила, что служит указанием на особую роль города в истории освоения Урала, а также на его высшее достоинство и верховенство по многим позициям в Свердловской области и России. Пурпуром также заполнен тройной серебряный пояс в гербе Каменского городского округа — сам пояс призван символизировать обилие водоемов, а пурпур — наличие среди них озёр с солёной водой.
 
*«В горностаевом щите четыре золотых княжеских короны, подбитые порфиром». — [[Дмитров]]<!-- Дорогой Неназываемый друг!
 
 
Сожалею, но не смог уловить причин не вполне адекватной реакции на совершенно невинное замечание. Столь же непонятна направленность этой реакции: отчего Вы решили, что я заявляю об использовании пурпура «в качестве металла». Своим сообщением я лишь пытался намекнуть, что «проблема пурпура» вовсе не является достоянием прошлого, но отмечается современными авторами, признаваемыми Вами (как можно судить по Вашим же сообщениям).
 
Сожалею, но не смог уловить причин не вполне адекватной реакции на совершенно невинное замечание. Столь же непонятна направленность этой реакции: отчего Вы решили, что я заявляю об использовании пурпура «в качестве металла». Своим сообщением я лишь пытался намекнуть, что «проблема пурпура» вовсе не является достоянием прошлого, но отмечается современными авторами, признаваемыми Вами (как можно судить по Вашим же сообщениям).
 +
 
В ответ Вы делаете категоричное и персонализированное заявление, предлагая (мне ?) опровергнуть некий Ваш punctumficsum: «В настоящее время согласно правилам русской геральдики пурпур употребляется только в качестве эмали, никак не металла. Точка. Попробуете опровергнуть?»
 
В ответ Вы делаете категоричное и персонализированное заявление, предлагая (мне ?) опровергнуть некий Ваш punctumficsum: «В настоящее время согласно правилам русской геральдики пурпур употребляется только в качестве эмали, никак не металла. Точка. Попробуете опровергнуть?»
 +
 
Это что-то наподобие реплики: «Науке точно известно, помидор — фрукт, но я заявляю, что это овощ! Попробуйте опровергнуть!»??? А почему я должен это опровергать? Вы подкидываете мне классический «механический аргумент» на формулирование которого затрачено 20 секунд, а на аргументацию — ни одной; и предлагаете подбирать цитаты, аргументы, проводить едва ли не статистическое исследование на самом широком гербовом материале. При этом Выв своем сообщении оперируете десятком изданий и полудюжиной сайтов, а мне для того, чтобы подготовить обоснованный ответ, предоставляется возможность перелопатить сотни полторы изданий на нескольких языках и выложить перед почтеннейшей публикой разжеванный до удобоваримого состояния конспект? Знаете ли, драгоценный единочаятель, — это нечестный способ ведения полемики, как правило, предполагающий полнейшее неуважение к оппоненту.
 
Это что-то наподобие реплики: «Науке точно известно, помидор — фрукт, но я заявляю, что это овощ! Попробуйте опровергнуть!»??? А почему я должен это опровергать? Вы подкидываете мне классический «механический аргумент» на формулирование которого затрачено 20 секунд, а на аргументацию — ни одной; и предлагаете подбирать цитаты, аргументы, проводить едва ли не статистическое исследование на самом широком гербовом материале. При этом Выв своем сообщении оперируете десятком изданий и полудюжиной сайтов, а мне для того, чтобы подготовить обоснованный ответ, предоставляется возможность перелопатить сотни полторы изданий на нескольких языках и выложить перед почтеннейшей публикой разжеванный до удобоваримого состояния конспект? Знаете ли, драгоценный единочаятель, — это нечестный способ ведения полемики, как правило, предполагающий полнейшее неуважение к оппоненту.
  
Строка 21: Строка 24:
  
 
Вы приводите цитату из Пастуро:
 
Вы приводите цитату из Пастуро:
 +
 
«Из металлов и цветов использовались: золото (желтый) и серебро (белый); из цветов — сабль (черный), червлень (красный), лазурь (голубой), синопль (зеленый) и позднее пурпур (фиолетово-коричневый)». Из которой следует только то, что в ОПРЕДЕЛЕННОМ МЕСТЕ И В ОПРЕДЕЛЕННОЕ ВРЕМЯ ИСПОЛЬЗОВАЛСЯ НЕКИЙ НАБОР ЦВЕТОВ. При этом ни контекст приведенной цитаты, ни крайне рыхлый перевод не позволяют нам достоверно судить, что подразумевается под термином «цвет» при первом и втором его упоминании в рамках данной цитаты (странное дублирование и явная тавтология, совершенно не характерные для стиля Пастуро). А это важно, поскольку понятие цвет и тинктура могут равно применяться:
 
«Из металлов и цветов использовались: золото (желтый) и серебро (белый); из цветов — сабль (черный), червлень (красный), лазурь (голубой), синопль (зеленый) и позднее пурпур (фиолетово-коричневый)». Из которой следует только то, что в ОПРЕДЕЛЕННОМ МЕСТЕ И В ОПРЕДЕЛЕННОЕ ВРЕМЯ ИСПОЛЬЗОВАЛСЯ НЕКИЙ НАБОР ЦВЕТОВ. При этом ни контекст приведенной цитаты, ни крайне рыхлый перевод не позволяют нам достоверно судить, что подразумевается под термином «цвет» при первом и втором его упоминании в рамках данной цитаты (странное дублирование и явная тавтология, совершенно не характерные для стиля Пастуро). А это важно, поскольку понятие цвет и тинктура могут равно применяться:
 +
 
— к краске, передающей геральдический цвет (безотносительно к его типу),
 
— к краске, передающей геральдический цвет (безотносительно к его типу),
 +
 
— к эмали;
 
— к эмали;
 +
 
— ко всем цветам-неметаллам совокупно (то есть объединяя собственно геральдические эмали и дополнительные цвета — пурпур, оранжевый, кровяной, стальной и т. д.).
 
— ко всем цветам-неметаллам совокупно (то есть объединяя собственно геральдические эмали и дополнительные цвета — пурпур, оранжевый, кровяной, стальной и т. д.).
 +
 
При этом подавляющее большинство авторов в простом перечислении используемых той или иной системой цветов не выделяют их отдельной группой (по причине их факультативности и неопределенности списка), а приписывают в конце общего перечня цветов. Но даже если принять за аксиому, что в рассматриваемом пассаже определена ВИДОВАЯ ПРИНАДЛЕЖНОСТЬ пурпура как эмали, из этого никоим образом не следует вывод о наличии или отсутствии ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ этого цвета в этой системе. Подобное занудство может показаться совершенно неуместным, но надо иметь в виду, что даже «стопроцентные эмали» имели свои особенности. Так, например, изображения голубя, ворона и дрозда в европейской геральдике примерно до XIV века не имели иного различия, кроме их окраски (серебро, чернь и лазурь соответственно), и помещались в гербовое поле независимо от окраски последнего.
 
При этом подавляющее большинство авторов в простом перечислении используемых той или иной системой цветов не выделяют их отдельной группой (по причине их факультативности и неопределенности списка), а приписывают в конце общего перечня цветов. Но даже если принять за аксиому, что в рассматриваемом пассаже определена ВИДОВАЯ ПРИНАДЛЕЖНОСТЬ пурпура как эмали, из этого никоим образом не следует вывод о наличии или отсутствии ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ этого цвета в этой системе. Подобное занудство может показаться совершенно неуместным, но надо иметь в виду, что даже «стопроцентные эмали» имели свои особенности. Так, например, изображения голубя, ворона и дрозда в европейской геральдике примерно до XIV века не имели иного различия, кроме их окраски (серебро, чернь и лазурь соответственно), и помещались в гербовое поле независимо от окраски последнего.
 +
 
Последующая часть приводимой Вами цитаты: «Считается неправильным располагать золото рядом с серебром, червлень рядом с лазурью, сабль рядом с синоплем и т. д.», однако, убеждаем меня в том, в своём пассаже Пастуро вовсе не полагал пурпур эмалью. Он со свойственной ему скрупулезностью перечисляет металлы и эмали, но опускает пурпур как цвет, не попадающий под действие правила.
 
Последующая часть приводимой Вами цитаты: «Считается неправильным располагать золото рядом с серебром, червлень рядом с лазурью, сабль рядом с синоплем и т. д.», однако, убеждаем меня в том, в своём пассаже Пастуро вовсе не полагал пурпур эмалью. Он со свойственной ему скрупулезностью перечисляет металлы и эмали, но опускает пурпур как цвет, не попадающий под действие правила.
 +
 
Ровно это же он говорит и в своей пресловутой брошюре. И Вы, дорогой коллега, совершенно зря язвите по поводу моей отсылки к этому месту Пастуро. НИКАКОГО ПОДТЕКСТА в этом мессе моего сообщения нет и никогда не было. Вы сами многажды просили не вырывать цитату из контекста, но сами, похоже, не решились в данном случае следовать этому мудрому правилу. Я не привносил никакого своего мнения, а всего лишь сообщил, что автор в главе, посвященной геральдическим цветам, написал — ПУРПУР НЕЛЬЗЯ ПРИЗНАТЬ ВПОЛНЕ ГЕРАЛЬДИЧЕСКИМ ЦВЕТОМ. Тремя абзацами позже он, совершенно логично в свете сказанного им ранее, «не упоминает пурпур как цвет, регламентируемый основным правилом». И никаких «сильно сказано» — весь подтекст Вы извлекли сами, но не из моего сообщения… Пассаж, по видимости адресованный мне: «не упоминал — значит не будем подчинять…» просто обескураживает. Простите, но для того, кто составлением гербов зарабатывает себе на жизнь, всё это звучит как обвинение в отсутствии профессиональной компетенции и представляется переходом «на личности».
 
Ровно это же он говорит и в своей пресловутой брошюре. И Вы, дорогой коллега, совершенно зря язвите по поводу моей отсылки к этому месту Пастуро. НИКАКОГО ПОДТЕКСТА в этом мессе моего сообщения нет и никогда не было. Вы сами многажды просили не вырывать цитату из контекста, но сами, похоже, не решились в данном случае следовать этому мудрому правилу. Я не привносил никакого своего мнения, а всего лишь сообщил, что автор в главе, посвященной геральдическим цветам, написал — ПУРПУР НЕЛЬЗЯ ПРИЗНАТЬ ВПОЛНЕ ГЕРАЛЬДИЧЕСКИМ ЦВЕТОМ. Тремя абзацами позже он, совершенно логично в свете сказанного им ранее, «не упоминает пурпур как цвет, регламентируемый основным правилом». И никаких «сильно сказано» — весь подтекст Вы извлекли сами, но не из моего сообщения… Пассаж, по видимости адресованный мне: «не упоминал — значит не будем подчинять…» просто обескураживает. Простите, но для того, кто составлением гербов зарабатывает себе на жизнь, всё это звучит как обвинение в отсутствии профессиональной компетенции и представляется переходом «на личности».
  
Далее. В качестве источника ответов на вопросы вы приводите ссылку на ОТРЫТУЮ ЭЛЕКТРОННУЮ ЭНЦИКЛОПЕДИЮ(http://en.wikipedia.org/wiki/Purpure). Очень хороший ресурс, которым я нередко пользуюсь в поисках предварительной информации. Прочитываем и эту статью… Но где они — ответы? Самая общая, букварная информация НИКАК НЕ ОПРЕДЕЛЯЮЩАЯ описываемый цвет НИ ТИПОЛОГИЧЕСКИ, НИ ФУНКЦИОНАЛЬНО. Кроме того, при минимальном усилии эта статья может быть отредактировать в «любую сторону». Она совершенно неубедительна, как и любой анонимно-компилятивный источник.
+
Далее. В качестве источника ответов на вопросы вы приводите ссылку на ОТРЫТУЮ ЭЛЕКТРОННУЮ ЭНЦИКЛОПЕДИЮ(<nowiki>http://en.wikipedia.org/wiki/Purpure</nowiki>). Очень хороший ресурс, которым я нередко пользуюсь в поисках предварительной информации. Прочитываем и эту статью… Но где они — ответы? Самая общая, букварная информация НИКАК НЕ ОПРЕДЕЛЯЮЩАЯ описываемый цвет НИ ТИПОЛОГИЧЕСКИ, НИ ФУНКЦИОНАЛЬНО. Кроме того, при минимальном усилии эта статья может быть отредактировать в «любую сторону». Она совершенно неубедительна, как и любой анонимно-компилятивный источник.
  
 
«Что касается Санти-Мадзини (…) не могу сейчас (…), но непременно это сделаю (…) он вполне мог вспоминать Коломбьера (отрицающего геральдичность пурпура, согласно Вашему же сообщению — А. Г.) в этом месте». И далее «…на протяжении всей книги у него встречается пурпур как финифть, и в разделе о цветах он отнесён к финифтям, а никакому не феномену». ??? Это аргументация, ссылка на источник или фантазии??? Имея книгу перед глазами я могу расценить ваше последнее заявление лишь как добросовестное заблуждение… Из всех известных мне «трактатов», только в книге Мадзини говорится, что пурпур «на эмали ведет себя как металл»… И только Мадзини определяет пурпур как «металл-цвет», противопоставляя его и эмалям и металлам одновременно. И это не седая древность, а инновация недавних лет, вызывающая у практикующих геральдистов многих стран мира многыя недоумение и отторжение.
 
«Что касается Санти-Мадзини (…) не могу сейчас (…), но непременно это сделаю (…) он вполне мог вспоминать Коломбьера (отрицающего геральдичность пурпура, согласно Вашему же сообщению — А. Г.) в этом месте». И далее «…на протяжении всей книги у него встречается пурпур как финифть, и в разделе о цветах он отнесён к финифтям, а никакому не феномену». ??? Это аргументация, ссылка на источник или фантазии??? Имея книгу перед глазами я могу расценить ваше последнее заявление лишь как добросовестное заблуждение… Из всех известных мне «трактатов», только в книге Мадзини говорится, что пурпур «на эмали ведет себя как металл»… И только Мадзини определяет пурпур как «металл-цвет», противопоставляя его и эмалям и металлам одновременно. И это не седая древность, а инновация недавних лет, вызывающая у практикующих геральдистов многих стран мира многыя недоумение и отторжение.
  
 
Про Гаттерера с Мальгиным — да полно вам… Никого я не обвинял, это ерунда.
 
Про Гаттерера с Мальгиным — да полно вам… Никого я не обвинял, это ерунда.
 +
 
Да, конечно, я понимаю, что пассаж «…а Мальгин переводил это и ПОДСОВЫВАЛ Императору, НЕ МОРГНУВ ГЛАЗОВ…» — это просто нейтральная лексика, характеризующая исключительную добросовестность переводчика.
 
Да, конечно, я понимаю, что пассаж «…а Мальгин переводил это и ПОДСОВЫВАЛ Императору, НЕ МОРГНУВ ГЛАЗОВ…» — это просто нейтральная лексика, характеризующая исключительную добросовестность переводчика.
 +
 
И еще Вы пишите: «…в наши дни — в России, на Украине и ряде других стран — пурпур НЕ УПОТРЕБЛЯЕТСЯ в качестве металла. Хотя и БЫЛО когда-то». Да в ряде, в ряде региональных отсутствует пурпур и с этим никто, кажется, не спорит. Но рассмотрения пурпура КАК МЕТАЛЛА как раз НЕ БЫЛО, поскольку оно СУЩЕСТВУЕТ СЕЙЧАС И ТОЛЬКО В ТРУДАХ МАДЗИНИ и восходящих к нему работах. И что делать Моздоку, Красноярскому и Мартыновскому районам, Приморско-Ахтарску (№ 643, 415, 1081, 954 в ГГР РФ соответственно) имеющих пурпур на финифти?
 
И еще Вы пишите: «…в наши дни — в России, на Украине и ряде других стран — пурпур НЕ УПОТРЕБЛЯЕТСЯ в качестве металла. Хотя и БЫЛО когда-то». Да в ряде, в ряде региональных отсутствует пурпур и с этим никто, кажется, не спорит. Но рассмотрения пурпура КАК МЕТАЛЛА как раз НЕ БЫЛО, поскольку оно СУЩЕСТВУЕТ СЕЙЧАС И ТОЛЬКО В ТРУДАХ МАДЗИНИ и восходящих к нему работах. И что делать Моздоку, Красноярскому и Мартыновскому районам, Приморско-Ахтарску (№ 643, 415, 1081, 954 в ГГР РФ соответственно) имеющих пурпур на финифти?
  
Строка 44: Строка 56:
  
 
Да — пурпур — НЕСОМНЕННО ЦВЕТ, да — он НЕСОМНЕННО НЕ МЕТАЛЛ и не может использоваться в «его качестве». Это понятно apriori уже при самом поверхностном знакомстве с историей и теорией геральдики, как понятна и невозможность бытования в рамках традиционной геральдики какого бы то ни было дополнительного «металла». Если и возникают феномены, подобные немецкому цвету стали — они классифицируются как цвет или (реже) эмаль (дополнительные, внегеральдические, специфические, национальные, энигматические и т. д., и т. п.).Но правило цветов не сводится к дихотомии металл-эмаль (а тем более металл-цвет), как человеческая логика не сводится с оппозиции да-нет. Оно имело и имеет свои исключения, а отдельные эмали и цвета (не только пурпур) имели и имеют свои функциональные особенности. Ваши попытки внедрения в геральдику толики «математической» логики весьма похвальны, но решить проблему квадратуры круга, одновременно отрицая иррациональные числа, не представляется возможным.
 
Да — пурпур — НЕСОМНЕННО ЦВЕТ, да — он НЕСОМНЕННО НЕ МЕТАЛЛ и не может использоваться в «его качестве». Это понятно apriori уже при самом поверхностном знакомстве с историей и теорией геральдики, как понятна и невозможность бытования в рамках традиционной геральдики какого бы то ни было дополнительного «металла». Если и возникают феномены, подобные немецкому цвету стали — они классифицируются как цвет или (реже) эмаль (дополнительные, внегеральдические, специфические, национальные, энигматические и т. д., и т. п.).Но правило цветов не сводится к дихотомии металл-эмаль (а тем более металл-цвет), как человеческая логика не сводится с оппозиции да-нет. Оно имело и имеет свои исключения, а отдельные эмали и цвета (не только пурпур) имели и имеют свои функциональные особенности. Ваши попытки внедрения в геральдику толики «математической» логики весьма похвальны, но решить проблему квадратуры круга, одновременно отрицая иррациональные числа, не представляется возможным.
 +
 
Вы, Неназываемый друг, уже в самом начале своего вопрошания поставили точку и уничижили пурпур в сердце своем… И Бог с ними, с томатами, — пусть остаются овощем.
 
Вы, Неназываемый друг, уже в самом начале своего вопрошания поставили точку и уничижили пурпур в сердце своем… И Бог с ними, с томатами, — пусть остаются овощем.
-->
 
 
[[Категория:Терминология русская]]
 
[[Категория:Терминология русская]]

Текущая версия на 15:23, 28 мая 2021

Цвет

73. ПУРПУРНЫЙ ЦВЕТ — символ достоинства, благочестия, умеренности, щедрости и верховного господства. Изображается диагональными линиями слева направо.

ПУРПУР (бордовый* ДР),6,Меркурий С: лиловый лилово-синий лилово-красный темно-синий огненно красный «тирский пурпур» фиолетовая разл. оттенки синего

  • Обилие синонимов — следствие того, что натуральная краска изготавливалась из двух видов средиземноморских раковин: один из нрих давал краску с фиолетовым оттенком, другой — огненно-красную, т. н. тирский пурпур", Кроме того разные производители, имея несколько отличную друг от друга технологию, еще более разнообразили палитру оттенков.

F: Mercure amethiste pourpre Цвет: смесь кармина* и розового лака. Ираффируется диагональными линиями слева. Символизирует: достоинство В,ДР,П,Р8 силу В,ДР,РЭ могущество В,ДР,Р8 высокорожденность, императорство И верховенство, верховное господство П,А власть И благочестие А умеренность А щедрость А

pourpre

purpure

Геральдический цвет, который изображается путем смешивания кармина и розового лака. Пурпур может изображаться бордовым, лиловым и лилово-красным, темно-синим и другими оттенками синего. Обилие оттенков связано с тем, что натуральную пурпурную краску добывали из двух разных видов раковин: одни давали темный, фиолетовый оттенок, а другие- огненно-красный (так называемый «тирский пурпур»). При условном обозначении цвета показывается диагональными линиями из левого верхнего угла щита. Соотносится с Меркурием, аметистом, философским камнем и ртутью. Обычно символизирует достоинство, силу и могущество; обычный символ императоров, светских властителей и князей церкви. Кроме того, может обозначать высокорожденность, власть, верховенство и господство; благочестие, умеренность и щедрость. Некоторые геральдисты вовсе не допускают введения пурпура в гербы, другие же признают его двойственным, то есть принадлежащим одновременно и к металлам, и к цветам. Среди муниципалитетов Свердловской области пурпурным полем обладает герб Нижнего Тагила, что служит указанием на особую роль города в истории освоения Урала, а также на его высшее достоинство и верховенство по многим позициям в Свердловской области и России. Пурпуром также заполнен тройной серебряный пояс в гербе Каменского городского округа — сам пояс призван символизировать обилие водоемов, а пурпур — наличие среди них озёр с солёной водой.

  • «В горностаевом щите четыре золотых княжеских короны, подбитые порфиром». — Дмитров

Дорогой Неназываемый друг!

Сожалею, но не смог уловить причин не вполне адекватной реакции на совершенно невинное замечание. Столь же непонятна направленность этой реакции: отчего Вы решили, что я заявляю об использовании пурпура «в качестве металла». Своим сообщением я лишь пытался намекнуть, что «проблема пурпура» вовсе не является достоянием прошлого, но отмечается современными авторами, признаваемыми Вами (как можно судить по Вашим же сообщениям).

В ответ Вы делаете категоричное и персонализированное заявление, предлагая (мне ?) опровергнуть некий Ваш punctumficsum: «В настоящее время согласно правилам русской геральдики пурпур употребляется только в качестве эмали, никак не металла. Точка. Попробуете опровергнуть?»

Это что-то наподобие реплики: «Науке точно известно, помидор — фрукт, но я заявляю, что это овощ! Попробуйте опровергнуть!»??? А почему я должен это опровергать? Вы подкидываете мне классический «механический аргумент» на формулирование которого затрачено 20 секунд, а на аргументацию — ни одной; и предлагаете подбирать цитаты, аргументы, проводить едва ли не статистическое исследование на самом широком гербовом материале. При этом Выв своем сообщении оперируете десятком изданий и полудюжиной сайтов, а мне для того, чтобы подготовить обоснованный ответ, предоставляется возможность перелопатить сотни полторы изданий на нескольких языках и выложить перед почтеннейшей публикой разжеванный до удобоваримого состояния конспект? Знаете ли, драгоценный единочаятель, — это нечестный способ ведения полемики, как правило, предполагающий полнейшее неуважение к оппоненту.

Конечно, некоторая аргументация в Вашем сообщении присутствует. Но, вынужден заметить, что она, помимо некоторой аффектации, отличается паралогичностью, которая мешает (прежде всего, Вам самому) здраво и объективно разобраться в сути проблемы. Будь я злым, сказал бы, наверное, что Ваша информация наполнена в большей степени ламентацией, нежели констатацией. Я попытался рассмотреть приведенные доводы, чтобы понять какого рода аргументация является доказательной для Вас как оппонента.

Вы приводите цитату из Пастуро:

«Из металлов и цветов использовались: золото (желтый) и серебро (белый); из цветов — сабль (черный), червлень (красный), лазурь (голубой), синопль (зеленый) и позднее пурпур (фиолетово-коричневый)». Из которой следует только то, что в ОПРЕДЕЛЕННОМ МЕСТЕ И В ОПРЕДЕЛЕННОЕ ВРЕМЯ ИСПОЛЬЗОВАЛСЯ НЕКИЙ НАБОР ЦВЕТОВ. При этом ни контекст приведенной цитаты, ни крайне рыхлый перевод не позволяют нам достоверно судить, что подразумевается под термином «цвет» при первом и втором его упоминании в рамках данной цитаты (странное дублирование и явная тавтология, совершенно не характерные для стиля Пастуро). А это важно, поскольку понятие цвет и тинктура могут равно применяться:

— к краске, передающей геральдический цвет (безотносительно к его типу),

— к эмали;

— ко всем цветам-неметаллам совокупно (то есть объединяя собственно геральдические эмали и дополнительные цвета — пурпур, оранжевый, кровяной, стальной и т. д.).

При этом подавляющее большинство авторов в простом перечислении используемых той или иной системой цветов не выделяют их отдельной группой (по причине их факультативности и неопределенности списка), а приписывают в конце общего перечня цветов. Но даже если принять за аксиому, что в рассматриваемом пассаже определена ВИДОВАЯ ПРИНАДЛЕЖНОСТЬ пурпура как эмали, из этого никоим образом не следует вывод о наличии или отсутствии ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ этого цвета в этой системе. Подобное занудство может показаться совершенно неуместным, но надо иметь в виду, что даже «стопроцентные эмали» имели свои особенности. Так, например, изображения голубя, ворона и дрозда в европейской геральдике примерно до XIV века не имели иного различия, кроме их окраски (серебро, чернь и лазурь соответственно), и помещались в гербовое поле независимо от окраски последнего.

Последующая часть приводимой Вами цитаты: «Считается неправильным располагать золото рядом с серебром, червлень рядом с лазурью, сабль рядом с синоплем и т. д.», однако, убеждаем меня в том, в своём пассаже Пастуро вовсе не полагал пурпур эмалью. Он со свойственной ему скрупулезностью перечисляет металлы и эмали, но опускает пурпур как цвет, не попадающий под действие правила.

Ровно это же он говорит и в своей пресловутой брошюре. И Вы, дорогой коллега, совершенно зря язвите по поводу моей отсылки к этому месту Пастуро. НИКАКОГО ПОДТЕКСТА в этом мессе моего сообщения нет и никогда не было. Вы сами многажды просили не вырывать цитату из контекста, но сами, похоже, не решились в данном случае следовать этому мудрому правилу. Я не привносил никакого своего мнения, а всего лишь сообщил, что автор в главе, посвященной геральдическим цветам, написал — ПУРПУР НЕЛЬЗЯ ПРИЗНАТЬ ВПОЛНЕ ГЕРАЛЬДИЧЕСКИМ ЦВЕТОМ. Тремя абзацами позже он, совершенно логично в свете сказанного им ранее, «не упоминает пурпур как цвет, регламентируемый основным правилом». И никаких «сильно сказано» — весь подтекст Вы извлекли сами, но не из моего сообщения… Пассаж, по видимости адресованный мне: «не упоминал — значит не будем подчинять…» просто обескураживает. Простите, но для того, кто составлением гербов зарабатывает себе на жизнь, всё это звучит как обвинение в отсутствии профессиональной компетенции и представляется переходом «на личности».

Далее. В качестве источника ответов на вопросы вы приводите ссылку на ОТРЫТУЮ ЭЛЕКТРОННУЮ ЭНЦИКЛОПЕДИЮ(http://en.wikipedia.org/wiki/Purpure). Очень хороший ресурс, которым я нередко пользуюсь в поисках предварительной информации. Прочитываем и эту статью… Но где они — ответы? Самая общая, букварная информация НИКАК НЕ ОПРЕДЕЛЯЮЩАЯ описываемый цвет НИ ТИПОЛОГИЧЕСКИ, НИ ФУНКЦИОНАЛЬНО. Кроме того, при минимальном усилии эта статья может быть отредактировать в «любую сторону». Она совершенно неубедительна, как и любой анонимно-компилятивный источник.

«Что касается Санти-Мадзини (…) не могу сейчас (…), но непременно это сделаю (…) он вполне мог вспоминать Коломбьера (отрицающего геральдичность пурпура, согласно Вашему же сообщению — А. Г.) в этом месте». И далее «…на протяжении всей книги у него встречается пурпур как финифть, и в разделе о цветах он отнесён к финифтям, а никакому не феномену». ??? Это аргументация, ссылка на источник или фантазии??? Имея книгу перед глазами я могу расценить ваше последнее заявление лишь как добросовестное заблуждение… Из всех известных мне «трактатов», только в книге Мадзини говорится, что пурпур «на эмали ведет себя как металл»… И только Мадзини определяет пурпур как «металл-цвет», противопоставляя его и эмалям и металлам одновременно. И это не седая древность, а инновация недавних лет, вызывающая у практикующих геральдистов многих стран мира многыя недоумение и отторжение.

Про Гаттерера с Мальгиным — да полно вам… Никого я не обвинял, это ерунда.

Да, конечно, я понимаю, что пассаж «…а Мальгин переводил это и ПОДСОВЫВАЛ Императору, НЕ МОРГНУВ ГЛАЗОВ…» — это просто нейтральная лексика, характеризующая исключительную добросовестность переводчика.

И еще Вы пишите: «…в наши дни — в России, на Украине и ряде других стран — пурпур НЕ УПОТРЕБЛЯЕТСЯ в качестве металла. Хотя и БЫЛО когда-то». Да в ряде, в ряде региональных отсутствует пурпур и с этим никто, кажется, не спорит. Но рассмотрения пурпура КАК МЕТАЛЛА как раз НЕ БЫЛО, поскольку оно СУЩЕСТВУЕТ СЕЙЧАС И ТОЛЬКО В ТРУДАХ МАДЗИНИ и восходящих к нему работах. И что делать Моздоку, Красноярскому и Мартыновскому районам, Приморско-Ахтарску (№ 643, 415, 1081, 954 в ГГР РФ соответственно) имеющих пурпур на финифти?

«P. S.: На закускуheraldica.org…» Упаси, Господь, от такого десерта! Сидим, рассуждаем о грамматических конструкциях Платонова и Зощенко и вдруг вспоминаем… Давно букварь не читали! А прочитав выясняем, что причастий будущего времени не существует… И что теперь, Горация не читать???

Вы пишете также: «…вот вам ещё про пурпурный цвет в трактате Пастуро …». Но это вовсе НЕ ТЕКСТ ИЗ КНИГИ ПАСТУРО, а изложение его некоторой его произвольной части и в произвольной форме… Кроме того, в тексте явно говорится о своеобразии и негеральдичности пурпура, проявлением чего и является индифферентность по отношению к правилу цветов. Возможно, моих познаний в американском языке просто не хватает для корректного восприятия информации, но никаких аргументов, подтверждающих обратное, мне вычитать не удалось… Очень мешает и то обстоятельство, что термин color в довольно небольшом тексте используется в трёх существенно различающихся (терминологически) значениях.

Иобратитевниманиенапредметспора: «Thereisthus *nodoubt* thatitwasa *color*, butthereisdoubtasto *whichcoloritwas*». (выделениеВаше). Это — несомненно цвет, но вызывает сомнения — какой именно цвет. Очень хорошая цитата, хотя и не вполне корректная терминологически, показывающая, что в геральдическом Интернет сообществе пурпур воспринимается как некая промежуточная тинктура между металлами и эмалями, цветами геральдическими и естественными. А как она, эта «летучая сущность философского Меркурия», ведет себя в гербовом поле? Складывается ощущение, что стоит сверхзадача — классифицировать наконец эту зловредную краску раз и навсегда, прописать Pantone на ягодицах и направить дело в архив.

Да — пурпур — НЕСОМНЕННО ЦВЕТ, да — он НЕСОМНЕННО НЕ МЕТАЛЛ и не может использоваться в «его качестве». Это понятно apriori уже при самом поверхностном знакомстве с историей и теорией геральдики, как понятна и невозможность бытования в рамках традиционной геральдики какого бы то ни было дополнительного «металла». Если и возникают феномены, подобные немецкому цвету стали — они классифицируются как цвет или (реже) эмаль (дополнительные, внегеральдические, специфические, национальные, энигматические и т. д., и т. п.).Но правило цветов не сводится к дихотомии металл-эмаль (а тем более металл-цвет), как человеческая логика не сводится с оппозиции да-нет. Оно имело и имеет свои исключения, а отдельные эмали и цвета (не только пурпур) имели и имеют свои функциональные особенности. Ваши попытки внедрения в геральдику толики «математической» логики весьма похвальны, но решить проблему квадратуры круга, одновременно отрицая иррациональные числа, не представляется возможным.

Вы, Неназываемый друг, уже в самом начале своего вопрошания поставили точку и уничижили пурпур в сердце своем… И Бог с ними, с томатами, — пусть остаются овощем.