Аякс Теламонид: различия между версиями

Материал из StudioSyndrome
Перейти к навигации Перейти к поиску
(а)
 
м (Замена текста — «Категория:Греческая мифология» на «Категория:греция»)
 
Строка 99: Строка 99:
  
 
Miihil P. Der grosse Aias. Basel, 1930. (???)
 
Miihil P. Der grosse Aias. Basel, 1930. (???)
[[Категория:Греческая мифология]]
+
[[Категория:греция]]

Текущая версия на 14:14, 9 июня 2023

Греческая мифология

+ Аякс Теламонид / Большой Аякс / RSS / WWW /

Царь Саламина, приведший под Трою 12 кораблей (Нот. II. II 557-558).

Ведет свой род от Зевса и нимфы Эгины. Внук Эака, сын царя Саламина, аргонавта Теламона и Перибеи, двоюродный брат Ахилла.

Имя связано с мифом, в котором Геракл – друг Теламона – во время посещения острова Саламин обращается с мольбой к Зевсу даровать тому доблестного сына. Зевс в знак согласия посылает знамение – орла и Геракл советует Теламону назвать будущего сына именем (???) (от греч. (???) — орел; Apll. III 12 7).

Имя Теламон имеет характер нарицательный (греч. — ремень или перевязь для щита и меча), и Аякс Теламонид выступает как обладатель знаменитого щита, удерживаемого крепкими ремнями.

В "Илиаде" предстает как бесстрашный, могучий воин, хотя не очень сообразительный, замкнутый и упрямый человек. Прославился как герой, уступающий в доблести только Ахиллу. Огромен ростом, грозен, могуч, вооружен громадным семикожным щитом, покрытым медью (VII 206-223). Выступает в бою как сам бог Арес (VII 208), шагает крепко, потрясая мощным копьем. Он мечет в Гектора огромнейший камень и пробивает им щит врага (VII 268-270). При появлении Аякса, несущего свой щит как башню, троянцы разбегаются в испуге (XI 485487), а он продолжает разить врагов, бушуя на равнине (XI 496 след.).

В битве у кораблей противостоит Гектору (XV 500-514).

Защищая корабль от огня, он убивает в рукопашной схватке 12 мужей (XV 730-745).

Тевкр и Аякс разрушителя встретили вместе: стрелою

Первый уметил ремень его светлый, на персях держащий

Щит в человеческий рост; но Зевс от любезного сына

Смерть отразил, не судивши ему пред судами погибнуть.

Мощный Аякс, налетев, поразил по щиту, и, пробившись,

Пика насквозь оттолкнула врага, распыхавшегось сердцем.

Он от твердыни подался назад, но совсем не оставил

Места сраженья и в сердце надежды, что славы добудет.

Вспять обратясь, восклицал он ликиянам богоподобным:

"Мужи Ликийские! Что забываете бурную храбрость?

Мне одному невозможно хоть был бы еще я сильнейший,

Стену разрушить и к быстрым судам проложить вам дорогу!

Разом со мною, ликийцы! Успешнее труд совокупный!"

Так восклицал, — и они, устыдившися царских упрёков,

Крепче сомкнулись, смелей налегли за советником храбрым.

Рати ахеян с другой стороны укрепляли фаланги

Внутрь их стены. Предстоял их мужеству подвиг великий:

Тут, как ликийцы храбрейшие всё не могли у ахеян

Крепкой стены проломить и открыть к кораблям их дорогу,

Так и ахеян сыны не могли нападавших ликиян

Прочь от стены отразить, с тех пор как они подступили.

Когда происходит борьба за тело убитого Патрокла, Аякс своим щитом прикрывает поверженного (XVII 132-139), а затем помогает ахейцам унести с поля боя тело, отражая вместе с Оилидом троянцев (XVII 718753).

После гибели Ахилла Аякс самоотверженно защищает от троянцев и выносит его тело (Apollod. epit. V 4) с поля битвы, в то время как Одиссей сражался с троянцами, прикрывая его отход. Оба воина претендовали на доспехи погибшего героя… и поэтому считает себя вправе унаследовать доспехи убитого героя. Однако доспехи присуждаются (Судьями выступают троянцы или союзники ахейцев ) Одиссею, и оскорбленный Аякс решает перебить ночью ахейских вождей. Афина, спасая ахейцев, насылает на него безумие и жертвой меча становятся стада скота и пастухи. Когда рассудок возвращается к Аяксу, он не может пережить навлеченного им на себя позора и, обманув бдительность своей жены Текмессы и соратников, в отчаянии кончает жизнь самоубийством.

Аякс не может забыть нанесенного ему Одиссеем оскорбления даже в аиде, где на приветливые речи Одиссея он отвечает мрачным молчанием, сохраняя и в царстве мертвых непреклонный и упорный дух (Horn. Od. XI 541- 565).

Его тело Аякса (По решению Агамемнона ) не было предано огню, а погребено на Ретейском мысе (Apll. epit. V 6).

Почитался как герой. На агоре в городе Саламине находился храм Aякса (Paus. I 35, 3).

Перед битвой у Саламина греки принесли молитвы богам и призвали на помощь Аякса и его отца Теламона (Геродот VIII 64).

Праздник аянтии в его честь справлялся с большой торжественностью в Аттике и на Саламине.

Близость Аякса к Афинам подчеркнута в "Илиаде", где говорится, что рядом с кораблями афинян Аякс поставил свои корабли (Нот. II. II 558).

Литература

Судьбе Аякса, его безумию и смерти посвящены трагедия Софокла "Аякс", не дошедшая до нас трилогия Эсхила "Спор об оружии" и фрагмент "Метаморфоз" Овидия.

Искусство

Один из наиболее популярных персонажей.

В вазописи воплощены различные сюжеты мифа: "спор из-за доспехов Ахилла",

"самоубийство А.",

"поединки А. с Гектором и другими троянцами",

"участие А. в битве за тело Ахилла" и др.

В европейском изобразительном искусстве: "Царство Флоры" Н. Пуссена,

статуя "Аякс" А. Кановы.

Опера Скарлатти.

Библиография

Miihil P. Der grosse Aias. Basel, 1930. (???)