Адад: различия между версиями
(а) |
м |
||
Строка 3: | Строка 3: | ||
В шумеро-аккадской мифологии бог грома, бури, ветра (имя го пишется знаком «Им», «ветер»). | В шумеро-аккадской мифологии бог грома, бури, ветра (имя го пишется знаком «Им», «ветер»). | ||
− | + | Ишкур упоминается уже в шумерских списках богов из Фары 26 в. до н. э. (хотя, возможно, не является шумерским), его семитский эквивалент известен со староаккадского периода. Сын бога неба Ану. Его супруга — богиня Шала (хурритская?). Спутники Адада — Шуллат и Ханиш. | |
Аккадский Адад олицетворяет как гибельные, так и плодоносные силы природы: | Аккадский Адад олицетворяет как гибельные, так и плодоносные силы природы: |
Версия 12:59, 27 января 2021
Адду (аккадск.), Ишкур (шумер.),
В шумеро-аккадской мифологии бог грома, бури, ветра (имя го пишется знаком «Им», «ветер»).
Ишкур упоминается уже в шумерских списках богов из Фары 26 в. до н. э. (хотя, возможно, не является шумерским), его семитский эквивалент известен со староаккадского периода. Сын бога неба Ану. Его супруга — богиня Шала (хурритская?). Спутники Адада — Шуллат и Ханиш.
Аккадский Адад олицетворяет как гибельные, так и плодоносные силы природы:
— губящее поля наводнение,
— плодоносный дождь;
— в его же ведении и засоление почвы;
— если бог-ветер забирает дождь, начинаются засуха и голод (миф об Атрахасисе);
— следствием дождевой бури, а не наводнения с моря, является и потоп.
Один из эпитетов — «господин плотины небес».
Шумерский Ишкур (его роль гораздо менее самостоятельна, чем аккадского Адада) обычно описывается как «дикий бык ярости» и в противоположность аккадскому не выступает как божество плодородного дождя (Видимо, это было связано с тем, что земледельческая культура южной Месопотамии базировалась не на естественном, а на искусственном орошении).) Основные места почитания — Энеги, возле города Ура,
— город Мурум (не локализован)
— Вавилон,
— Ашшур на севере (имел общий храм с Ану).
В иконографии с ним связывается бык как символ плодородия и неукротимости одновременно. Эмблемой обычно был двузубец или трезубец молнии. Тождественен западносемитскому Баал-Хаддаду и хеттскому Тешубу.
МНМ
- аккадск. А́дад, А́дду
- шумер. Ишкур
В шумеро-аккадской мифологии бог грома, бури, ветра (имя его пишется знаком «Им», «ветер»). Ишкур упоминается уже в шумерских списках богов из Фары 26 в. до н. э. (хотя, возможно, не является шумерским), его семитский эквивалент известен со староаккадского периода. Отец А. — бог неба Ану (Aн), супруга — богиня Шала (хурритская?). Спутники А. — Шуллат и Ханиш. Аккадский А. олицетворяет как гибельные, так и плодоносные силы природы: губящее поля наводнение, плодоносный дождь; в его же ведении и засоление почвы; если бог-ветер забирает дождь, начинаются засуха и голод (миф об Атрахасисе); следствием дождевой бури (а не наводнения с моря) является и потоп. Один из эпитетов А. — «господин плотины небес». Шумерский Ишкур (его роль гораздо менее самостоятельна, чем аккадского А.) обычно описывается как «дикий бык ярости» и в противоположность аккадскому не выступает как божество плодородного дождя (видимо, это было связано с тем, что земледельческая культура южной Месопотамии базировалась не на естественном, а на искусственном орошении). Основные места почитания А. — Энеги, возле города Ура, город Мурум (не локализован) и Вавилон, на севере — Ашшур, где А. имел общий храм с Ану. В иконографии с образом бога бури связывается бык как символ плодородия и неукротимости одновременно. Эмблемой А. обычно был двузубец или трезубец молнии.
А. тождественны западносемитский Баал-Хаддад (см. Балу), хеттский Тешуб.
Литература
- Афанасьева В. К. Одноимённая статья в MNME
Основные значения: |
См. также: |
Литература
- Одноимённая статья в MNME
Примечания и комментарии