Амбар-она: различия между версиями
(а) |
м |
||
Строка 15: | Строка 15: | ||
: | : | ||
---- | ---- | ||
− | : | + | :Хаким-ата |
− | : | + | :Зенгир-баба |
:[[Ардвисура Анахита]] | :[[Ардвисура Анахита]] | ||
− | : | + | :Хубби-Ходжи |
---- | ---- | ||
:[[Вода]] | :[[Вода]] |
Версия 19:49, 27 января 2021
В мифологии узбеков и других народов Хорезмского оазиса покровительница женщин и женских занятий. Жена Хаким-ата, а после его смерти — покровителя крупного рогатого скота Зенги-баба. Вне Хорезмского оазиса представления об Амбар-она нечётки. Видимо, в основе её образа — авестийское божество плодородия Ардвисура Анахита. Сохранились мифы о долгих и безуспешных странствиях Амбар-она в поисках сына Хубби-Ходжи (типичный сюжет мифа о божестве плодородия). Хубби-Ходжа, которому приписывалась способность оживлять закланных и съеденных животных, утонувших людей, скрылся в водах Амударьи, устыдившись, что превзошёл отца святостью. Считалось, что он регулирует режим Амударьи, покровительствует плавающим по ней. К Амбар-она обращались за помощью повитухи, знахарки, шаманки. Многие обряды, посвящённые ей, связаны с водной стихией, Амударьёй. На носах судов, плававших до Амударье, изображалась голова Амбар-она. С именем Амбар-она связывается также возникновение обряда, призванного стимулировать произрастание посевов изготовление весеннего кушанья из проросших пшеничных зёрен (сумаляк). |
См. также:
|
Литература
- Басилов В. Н. Одноимённая статья в MNME
- Снесарев Г. П., Реликты домусульманских верований и обрядов у узбеков Хорезма, М. 1969, с. 240-62 < MNME